Модель центра познавательной деятельности в доу. Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации.docx - Модель центра познавательной деятельности в дошкольной организации

Познавательная активность пробуждается в период раннего детства: малыш экспериментирует с предметами при помощи элементарных действий - роняет, кидает, кусает, стучит. Дети 3–5 лет любознательны, они с удовольствием получают новые сведения о предметах и явлениях окружающего мира в игровой деятельности. У старших дошкольников формируется интерес к собственно исследованию, развивается мотивация к проведению опытных действий.

Теоретические основы организации познавательно-исследовательской деятельности в ДОУ

В Федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) говорится, что работа воспитателя должна быть направлена на формирование у детей познавательной активности и исследовательских навыков. Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность.

Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дошкольники - маленькие исследователи, ищущие ответы на свои вопросы

Цель и задачи

Цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду состоит в развитии у дошкольников исследовательского типа мышления. Это не значит, что воспитатель видит в подопечных будущих профессиональных исследователей, экспериментаторов и учёных, он даёт ребятам ощутить восторг открытия. Неправильно вкладывать в детей информацию в чистом виде. Правильно позволять им открывать мир заново. При помощи визуального, акустического и сенсорного восприятия дошкольники выявляют качества и свойства предметов, с развитием аналитических умений - устанавливают причинно-следственные связи в окружающей действительности, обобщают и систематизируют накапливаемые знания.

Задачи познавательного развития в ДОУ:

  • развитие интереса к предметам и явлениям окружающего мира;
  • формирование первичных представлений об их свойствах (форме, цвете, размере, структуре, звучности и т. д.);
  • развитие мыслительных способностей: анализ, сравнение, обобщение, классификация, ориентация во времени и пространстве, установление взаимосвязей;
  • создание положительной мотивации к самостоятельному поиску нужной информации;
  • стимулирование и поощрение любознательности, наблюдательности;
  • формирование и совершенствование навыка работы с различными инструментами, развитие мелкой моторики.

В ходе исследовательской деятельности ребята изучают строение мира

Формы организации исследовательской деятельности в ДОУ

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира, формированию элементарных математических представлений, подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных. Например, изучение йотированных гласных можно начать с проведения аудиального исследования: «С какого звука начинается слово ЯМА? Посчитайте, сколько звуков вы слышите. А сколько звуков в слове МЯЧ?» и подведения выводов о звучании буквы Я в составе проанализированных слов.

Получают новые знания ребята также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. В младших группах наблюдения на территории детского сада кратковременны и направлены на получение первичной информации о явлениях природы, представителях животного и растительного мира. Старшие дошкольники проводят длительные исследования, наблюдая за изменениями в природе.

Дошкольники с удовольствием наблюдают за таянием льда в тепле

Исследовательская деятельность в ДОУ организуется в следующих формах:

  • Коллективная. Занятие, направленное на развитие исследовательской деятельности, проводится в групповой форме при соблюдении принципов:
    • доступности (каждый воспитанник участвует в процессе исследования),
    • структурности (занятие состоит из постановки проблемы, основной части и подведения итогов),
    • непродолжительности (следует избегать переутомляемости, вводить в ход занятия игровые элементы и физические упражнения).
  • Подгрупповая. Исследовательская работа осуществляется в подгруппах, когда выводы предполагаются после сравнительного анализа нескольких результатов исследования (в какой почве дадут всходы семена - в пресной или солёной, например).
  • Индивидуальная. Воспитатель организует задания по развитию исследовательской деятельности в индивидуальном порядке, если уровень знаний и умений отстаёт от общего в группе (ребёнок переведён из младшей группы или не посещал детский сад ранее), если возможно развить стихийно возникший интерес к изучению чего-либо.

Методы и приёмы

Среди приёмов и методов организации познавательно-исследовательской деятельности выделим актуальные для использования в ДОУ:

  • Эвристический метод. Педагогами часто создаются проблемные ситуации в качестве мотивирующего начала занятия: таким образом возникает ощущение сплочённости группы в поиске решения, активизируются мыслительные способности при анализе сложившейся ситуации. Развитию любознательности, исследовательских и речевых навыков способствуют эвристические беседы, в основе которых лежат вопросы-проблемы. Например, «Почему в тёплое время года ветви деревьев обладают достаточной гибкостью, а в морозы становятся ломкими?», «Почему некоторые виды птиц перелётные?». Проведение эвристической беседы требует тщательной подготовки: воспитатель определяет основной проблемный вопрос в соответствии с уровнем знаний детей, подготавливает дополнительные наводящие и уточняющие вопросы, прогнозирует возможные варианты ответов и реакцию на них.

    В младших группах длительность беседы, направленной на поиск решения, составляет 10–15 минут, старшие дошкольники способны продуктивно работать в русле эвристического метода дольше.

    В старшей группе можно провести эвристическую беседу на тему «Зачем нужен режим дня?»

  • Наблюдение. Организованное в помещении или на территории детского сада восприятие предметов и процессов развивает визуальные и аудиальные способности детей. Исследования, проводимые во время прогулок, погружают ребят в мир природы со всем разнообразием зрительных образов, красок, звуков и запахов. Наблюдение является одной из активных практик научно-исследовательской деятельности у дошкольников.

    В младшей группе дети в игровой форме знакомятся со свойствами воды

  • Опыты и эксперименты. Наряду с игрой экспериментирование считается ведущей деятельностью дошкольников. Ставя элементарные опыты

Наполнение центров активности и их возможности для развития самостоятельности и детской инициативы.

Программа ФГОС направлена на:
создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности;
на создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Содержание программы должно обеспечивать развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие;
физическое развитие.
Более подробно мы будем рассматривать познавательное развитие.
Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностей нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира.
Таким образом, познавательное развитие является процессом постепенного перехода от одной стадии развития познавательного деятельности к другой.
В нашей группе находятся следующие центры активности по познавательному развитию:
Центр природы
Центр экспериментирования
Центр сенсорного и математического развития
Центр конструирования
Центр безопасности
Центр познавательного развития
Центр патриотического воспитания
Наполняемость центров активности:
Центр природы и экспериментирования:
- комнатные растения;
- календарь природы;
- материалы для развития трудовых навыков;
- паспорта растений;
- папка-передвижка на экологическую тематику;
- макеты,
- материал для проведения элементарных опытов;
- обучающие и дидактические игры по экологии;
- природный и бросовый материал;
- литература природоведческого содержания, набор картинок, альбомы;

Материалы для опытнической работы, мини-лаборатории;
- аудио материал на природоведческую тематику.
Центр сенсорного и математического развития:
- дидактический материал;
-дидактические игры;
-настольно-печатные игры;
- познавательный материал;
-материал для детского экспериментирования.
Центр конструирования:
- мягкие строительно-игровые модули;
- напольный строительный материал;
-пластмассовый конструктор;
- крупные объемные геометрические формы 4-х цветов;
-схемы для моделей из конструктора и деревянных кубиков.
Центр безопасности:
- дидактический материал;
- дидактические игры;
- дорожные знаки;
- макет дороги;
- материал по ОБЖ и ПДД;
-атрибуты для сюжетно-ролевой игры;
-настольно-печатные игры.
Познавательное развитие:
- материал по теме недели.
Патриотический центр:
- государственная символика РФ и Томской области;
-предметы народно-прикладного искусства жителей народов, проживающих в Томской области;
- образцы народных костюмов Томской области – наглядный материал;
- подборка детской художественной литературы и книги о Томске;
- подборка коллекции полезных ископаемых, добывающихся Томской области;
- материалы по г. Томску.
Развитие в дошкольном возрасте - это совместное движение педагога и ребёнка. Наша задача заключается в том, чтобы деликатно и ненавязчиво вести ребёнка в том направлении, которое действительно соответствует его собственной траектории развития.
Для этого особое внимание уделяется созданию в группе соответствующей обстановки, которая способствовала бы развитию способностей и отвечала интересам каждого ребенка, признавая в то же время важность взаимного обучения детей и учебной работы в малых группах.
Такая работа возможна в созданных центрах активности, которые способствуют исследовательской и самостоятельной деятельности детей.
Несмотря на то, что центры активности имеют разные названия, предполагают различные виды деятельности, оборудованы разнообразными материалами, каждый из них дает ребенку возможность получать социальное, эмоциональное, интеллектуальное развитие.
Главная цель педагога - способствовать развитию ребенка, что и происходит ежедневно в процессе непринужденного обучения.
Каждый центр активности – маленькая творческая мастерская, наполненная разнообразными, стимулирующими деятельность материалами, развивающими играми, дидактическими материалами. В центрах всё полностью доступно. Все материалы, коробки, центры подписаны, снабжены этикетками. Центры работают практически все каждый день. Иногда некоторые центры могут быть закрыты.
Дети свободно перемещаются между центрами. Время, проводимое в каждом из центров, может быть разным у каждого ребенка. Если дети увлечены игрой, они творчески используют материалы и реже перемещаются из одного центра в другой, больше времени проводя за определенным занятием.
В регламенте жизни детей должно быть предусмотрено место для разнообразных и свободных проявлений интересов самого ребёнка. Это не только праздники, но и само время, когда он может заниматься своим любимым делом, зная, что ему не будут навязывать какие-то другие занятия. Иметь свободное время и уметь его наполнять не менее важно для ребёнка, чем участвовать в коллективных действиях.
Для того, чтобы ребенок мог свободно выбирать и проявлять свою инициативу, он должен чувствовать себя в группе комфортно.
Для того, чтобы он мог реализовать свое право на выбор, этот выбор должен быть ему предоставлен, т.е. развивающая среда должна обеспечивать ему широкий спектр вариантов (игрушек, материалов, видов деятельности). Развивающая Среда группы должна быть вариативной.
Для того, чтобы детям было интересно и они поступательно развивались, сама развивающая среда должна постоянно обновляться, быть изменчивой вслед за изменением его интересов и образовательных потребностей.
В ФГОС указывается, что одним из основных принципов дошкольного образования является поддержка детей в различных видах деятельности. Поддержка инициативы является также условием, необходимым для создания социальной ситуации развития детей.
На этапе завершения этого дошкольного образования целевыми ориентирами, определёнными ФГОС, предусматриваются следующие возрастные характеристики возможности детей:
- проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
- самостоятельно придумывают объяснения явлениям природы, поступкам людей;
- проявляют способность к принятию собственных решений.
Развитие детской инициативы и самостоятельности в условиях детского сада осуществляется с помощью:
создание условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности;
создание условий для принятия детьми решений, выражения своих чувств и мыслей;
не директивную помощь детям, поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности (игровой, исследовательской, проектной, познавательной и т. д.)
Развитию самостоятельности способствует освоение детьми умений поставить цель (или принять ее от воспитателя, обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели).
В целях пробуждения у дошкольников инициативности и самостоятельности воспитатели применяют свои методы и приемы. К таким методам можно отнести:
1) Дидактическая игра.
2) Продуктивные виды деятельности.
3) Самоорганизованная деятельность.
Воспитатель должен создать разнообразную игровую среду (речь идёт о предметно – развивающей среде в ДОУ, которая должна обеспечивать ребенку познавательную активность, должна соответствовать его интересам и иметь развивающий характер. Среда должна предоставлять детям возможность действовать индивидуально или вместе со сверстниками, не навязывая обязательной совместной деятельности.
4) Трудовая деятельность.
5) Метод «проектов».
6) Развитие коммуникативных качеств.
7) Развитие инициативности и самостоятельности в процессе занятий.
В ежедневных разработках занятий мы ставим следующие цели: воспитывать самостоятельность и инициативность, формировать самосознание ребёнка, уверенность в собственных силах, учить ребёнка смело высказывать свои суждения. На уроках рисования, лепки, аппликации детям предоставляется выбор сюжета, оформления, цветовой гаммы по желанию. Воспитатели учитывают темперамент, способности, особенности стиля воспитания в семье, которые существенно влияют на темп становления самостоятельности.
Умение формулировать цель, предвидеть результат – основополагающие компоненты самостоятельности. Но их трудно реализовать в полной мере, если у ребенка не сформированы навыки разных типов деятельности.
Самостоятельность воспитывается при выполнении детьми обязанностей по обслуживанию себя и близких людей; уровень самостоятельности связан с освоением социального опыта трудовой деятельности, возможностью проявления ребенком в труде субъектной позиции. Самостоятельность детей разворачивается от самостоятельности репродуктивного характера к самостоятельности с элементами творчества, при неуклонном повышении роли детского сознания, самоконтроля и самооценки в осуществлении деятельности.
“Самостоятельность” – очень многоаспектный и психологически непростой феномен, это скорее смыслообразующая, качественная характеристика какой-либо сферы деятельности и личности, имеющая собственные конкретные критерии.
Последний штрих в портрете самостоятельности – настойчивость в достижении результата, когда неудача не становится поводом для отказа от задуманного. В связи с этим хочется сказать о воспитательных сторонах привития самостоятельности. Выработка силы воли, терпения и ответственности очень важна. Роль воспитателя – стимуляция действий, доводящих до конца начатого дела. Особенно ценно, если ребенок догадывается объединить свои усилия с кем-то из окружающих. В нашем случае – воспитателем.

Дети по своей природе исследователи, с радостью и удивлением открывающие для себя окружающий мир, проявляя живой интерес к разного рода исследовательской деятельности, в частности к элементарному экспериментированию.

Экспериментирование пронизывает все сферы детской деятельности: приём пищи, игру, занятия, прогулку. Экспериментальная деятельность, наряду с игровой, является ведущей деятельностью дошкольника — это эффективное и доступное средство интеллектуального, познавательного развития. Главное, чтобы детский интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Понимая, какое значение имеет экспериментирование в развитии познавательной активности детей дошкольного возраста, стремясь создать условия для их экспериментальной деятельности необходимо начинать работу с построения предметно - развивающей среды: обустройство уголка экспериментирования, подбор оборудования и материалов, изготовление игр - экспериментов. Необходимо сделать подбор игр - экспериментов, разработать перспективные планы по экспериментальной деятельности, оформить картотеку игр экспериментов по экспериментальной деятельности в дошкольном возрасте.

В соответствии с годовым планом работы 01.04. 2016г. в детском саду состоялся конкурс «Лучший познавательно - исследовательский центр»

В конкурсе приняли участие все возрастные группы ДОУ. В каждой возрастной группе ДОУ созданы центры исследовательской деятельности с оригинальными названиями: «Лаборатория гномиков», «Почемучки», «Юные исследователи» и др.

В детских мини-лабораториях есть всё необходимое для познавательно-исследовательской деятельности: различные приборы, центры для экспериментирования с водой и песком, место для постоянной выставки, где размещены коллекции раковин, камней, насекомых.

Вместе с педагогами мальчишки и девчонки с интересом могут исследовать различные состояния воды, выращивать кристаллы соли, наблюдать за ростом растений и делать свои первые научные выводы.

Жюри особо отметило оснащение и творческий подход воспитателей к оформлению центра во II младшей группе №3 (воспитатели Иванина Т.В., Гамаюнова Л.М.)

Процесс познания, освоение нового происходит в игровой форме, ведь экспериментирование не самоцель, а только способ ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить.

Решением жюри места распределились следующим образом:

Младшая возрастная группа.

I место- II младшая группа №3 общеразвивающей направленности - воспитатели Иванина Т.В., Гамаюнова Л.М.

Старшая возрастная группа

I место- подготовительная к школе группа №7 комбинированной направленности- воспитатели Терновая Н.В., Иванникова Т.Г.

Наталья Ильина

Для организации опытно-экспериментальной деятельности детей педагоги Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Новолялинского городского округа» создают развивающую предметно-пространственную среду с учётом Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, которая обеспечивает детям возможность проведения опытов, наблюдений, экспериментов.

В каждой группе созданы центры экспериментирования. Эти центры своего рода мини-лаборатории детских исследований. Центры предназначены, как для организованной, так и для самостоятельной исследовательской деятельности детей.

Экспериментальные центры оснащены:

- природным материалом (камни, глина, песок, ракушки, перья, шишки, спил и листья деревьев, семена и т. д.);

- утилизированным материалом (кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.);

- медицинским материалом (пипетки, колбы, шприцы без игл, мерные ложки, резиновые груши, и т. д.);

- приборами-помощниками (увеличительные стекла, весы, песочные часы, компас, магниты, разнообразные сосуды);

- прочим материалом (зеркала, масло, мука, соль, сахар, ситечки, линейки, сантиметровые ленты и т. д.);

- дополнительным оборудованием (детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения).

В центрах организовано место для хранения приборов и материалов, а так же место для проведения опытов.

Материал, находящийся в центрах экспериментирования соответствует особенностям развития детей. Также, имеется материал и оборудование для проведения более сложных экспериментов, с учётом дальнейшего развития.


В центре экспериментирования младшей группы «Кладовая чудес» собран материал для сенсорного развития детей: различные кусочки ткани, меха, резиновые игрушки, природный материал (шишки, крупные камни, весы, материал для поддувания, прищепки различных цветов и размеров, разборная матрешка, для развития слухового восприятия - баночки с содержимым на бренчание и шуршание.


Имеется «сокровищница» - это сенсорная коробка с предметами, которые заинтересовывают малышей своей яркостью: бусы, мини-игрушки, цветные деревянные бусины крупных размеров, ракушка и другое.

Сенсорная коробка развивает в детях любопытство, воображение, концентрацию, мелкую моторику.


В средней группе оформлена лаборатория «Почемучки» . Дополнен природный материал: перья, песок, почва, различные семена, ракушки, камни, желуди, листья. Используется медицинский материал: пипетки, колбы, шприцы, резиновые груши. Применяется оборудование: песочные часы, магниты, увеличительные стекла, песочная мельница, различные сосуды.


Ребята с интересом рассматривают коллекцию насекомых.


Для развития тактильных ощущений в играх используется «ящик ощущений», куда помещены небольшого размера игрушки, определяемые на ощупь руками.


Воспитанники внимательно наблюдают за разноцветные шариками, которые растут и увеличиваются в воде.


Для сенсорного развития используются контейнеры из «киндер-сюрпризов» с отверстиями, внутрь которых помещены вещества и травы с различными запахами.


В старшей группе оформлена лаборатория "Любознайки" . Центр дополнен предметами различной величины, формы, веса (крупные бусины, яйца из киндер-сюрпризов, разноцветные камни, магниты).

В свободном доступе емкости с водой, некоторые пищевые продукты (сахар, соль, крахмал, мука, масло). В достаточном количестве «бросовый материал»: веревки, шнурки, тесьма, деревянные катушки, прищепки, пробки. Приборы-помощники: увеличительное стекло, песочные часы, микроскоп, лупы, зеркала, сито, воронки, формочки для льда.


Используются клеенчатые фартуки, нарукавники, резиновые перчатки, тряпочки.

Дети имеют возможность просматривать книги познавательного характера.


В подготовительной группе оформлена «Секретная лаборатория дядюшки Филина» . Научный центр дополнен измерительными приборами (компасы, различные линейки, песочные часы, мерные колбы).

Дети имеют возможность просматривать познавательные книги, тематические альбомы, пользоваться карточками-схемами для самостоятельного проведения экспериментов.

В течении учебного года организуются различные коллекции: речных, морских и декоративных камней, ракушек, цветного песка.

При оборудовании центров экспериментирования учитывались следующие требования:

Достаточность,

Доступность расположения,

Безопасность для жизни и здоровья детей, санитарные нормы. Каждый ребенок ознакомлен с правилами поведения и порядком проведения экспериментов.

Одной из главных задач мини-лабораторий – научить детей задавать вопросы, самостоятельно искать и находить на них ответы.

Организованные центры экспериментирования дают детям возможность проявить самостоятельность, повысить уровень познавательных интересов, активизировать мыслительные процессы. Наши воспитанники с удовольствием играют, экспериментируют, познают.

Публикации по теме:

Хочу познакомить Вас с нашей группой! Вот так мы оформили её к новому учебному году. Организуя развивающую предметно - пространственную среду.

Консультация для родителей «Организация детского экспериментирования в домашних условиях». Расскажи - и я забуду, Покажи - и я запомню, Дай попробовать - и я пойму. (китайская пословица) Детское экспериментирование – это один из.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть насыщенной, отвечающей потребностям детского возраста. Организация пространства.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Как воспитатель по изобразительной деятельности, свою работу в детском саду я начала с обогащения развивающей.

Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Организация познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования Современный.

Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Одним из способов создания единого образовательного пространства развития ребенка, включая прилегающую территорию, может являться создание Центров познавательно- исследовательской деятельности на территории ДОУ


Из опыта работы МБДОУ 217 г. Барнаула По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов. По территории детского сада разрабатывается несколько специальных образовательных маршрутов разной категории сложности в зависимости от группы здоровья детей, возраста, интересов.



Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Образовательные терренкуры – это специально организованные маршруты для детей по территории дошкольного образовательного учреждения с посещением зоны игр на асфальте, Центров познавательно- исследовательской деятельности, экологических и оздоровительных троп. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей. Прогулки по терренкуру проводятся в естественных природных условиях, на свежем воздухе, по принципу постепенного наращивания темпа и двигательной активности, что способствует закаливанию, повышению физической выносливости, нормализации психоэмоциональной деятельности детей.


Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста. Территория дошкольного образовательного учреждения, на которой можно проложить несколько маршрутов для пешеходных прогулок (терренкуров) должна представлять собой озелененную территорию с благоприятными санитарно-гигиеническими условиями, предназначенная для игр, развлечений, физкультуры и культурно-просветительских занятий детей дошкольного возраста.




Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ. Маршрут включает в себя не только специально созданные Центры, но и спортивную площадку, зону асфальтовых игр, тропу здоровья, экологическую тропу, цветники, огород, теплицу и другие возможные объекты на территории ДОУ.


Структура пеших прогулок: сбор и движение до следующей остановки терренкура; сбор и движение до следующей остановки терренкура; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; остановка, привал, познавательно- исследовательская деятельность детей и взрослых; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; комплекс оздоровительных игр и физических упражнений; самостоятельная деятельность детей; самостоятельная деятельность детей; сбор дошкольников и возвращение в группу сбор дошкольников и возвращение в группу


Содержание пеших прогулок зависит от выбранной тематики, времени года и погоды В содержание прогулки- терренкура педагоги могут включить: познавательные беседы познавательные беседы наблюдения за насекомыми, птицами, растениями наблюдения за насекомыми, птицами, растениями сбор природного материала сбор природного материала знакомые детям подвижные и дидактические игры знакомые детям подвижные и дидактические игры игры на внимание игры на внимание







Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры. Переходя в процессе передвижения по маршруту терренкура от одного Центра (или Дома) дети выполняют разные упражнения, проводят опыты, исследования, занимаются математикой, составляют устные рассказы, изучают свойства растений и следы птиц и животных, занимаются физическими упражнениями, играют в подвижные и асфальтовые игры.


В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения. В таком игровом пространстве ребенок многому учится – общаться с окружающим миром, у него развивается крупная и мелкая моторика, речь, интонации, глазомер, соотносящие движения.













Спортивные игры спортивные игры комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей комплекс оздоровительных физических упражнений в зависимости от времени года и погодных условий, возрастных особенностей детей




«Дом Самоделкина» Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Столы, лавки, навес, контейнеры для хранения и сортирования. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д. Это своеобразная Мастерская, где можно заниматься созданием инсталляций из бросового материала, картона, пластиковых бутылок, старых сломанных деталей от различных машинок, пирамидок, механизмов и т.д.


Создание инсталляций Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Отличие инсталляций от обычных поделок состоит в том, что ребенок не просто участвует в создании некого «арт-объекта» для участия в выставке, а является активным пользователем его, игроком. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила. Если композиция подвижна, например, с пропеллерами, шумовыми эффектами, ребенок может активно стучать, греметь, и все это не просто можно, но и даже нужно, чтобы созданная экспозиция жила.


























Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Контуром обозначена какая-то фигура, например сказочного персонажа «Лягушка-царевна», «Баба-яга», «Дюймовочка», «Пяточек», «Кот в сапогах», или остов «ракеты», «теремка», «домика Бабы-яги». Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д. Комплексы игровых площадок для групп разного возраста должны чередоваться с лужайками, озелененными участками ландшафта свободного пользования, на которых живописно разбросаны валуны, пни, стволы деревьев и т. д.



Опыт представлен в публикации Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада (познавательно- исследовательская деятельность детей на прогулке с учетом требований ФГОС). – АлтГПА, с. Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С Давыдова О.И. Образовательные терренкуры на территории детского сада / Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – – 7. – С