«Роль театрализованной деятельности в развитии дошкольников. Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста Роль театрализованной деятельности в речевом развитии дошкольников

Дошкольное возраст - уникальный период развития человека, это особый мир со своим языком, образом мышления, действиями. Это период активного усвоения ребенком родного языка, становления и развития всех сторон речи — фонетической, лексической, грамматической.

Современная педагогика из дидактической постепенно становится развивающей. Что подразумевается под этим? Прежде всего, то, что не только психологи, но и педагоги-практики начинают осознавать и видеть результаты своей воспитательной и образовательной деятельности в развитии личности каждого ребенка, его творческого потенциала, способностей, интересов.

К сожалению, в современном мире, всё чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растёт. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной речью. Вот почему развитие речи становится наиболее актуальной проблемой в современном обществе.

Хорошо развитая речь помогает ребёнку легко вступать в общение с окружающим миром, понятно выразить свои мысли, желания, посоветоваться со сверстниками, родителями, педагогами, способствует развитию мыслительных функций и успешному обучению в школе. Полноценное владение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического, нравственного воспитания, для полноценного формирования личности ребёнка.

Процесс развития речи предполагает освоение не только содержательной, но и образной, эмоциональной стороны языка.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - основной документ, регламентирующий нашу деятельность, требует от нас результатов:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте

  • Владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окру-жающих предметов и игрушек. Речь становится полноценным средством общения с другими детьми.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

  • Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации обще-ния, выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки гра-мотности.

И нам необходимо искать пути реализации этих требований. Один из путей решения данной задачи, по моему пониманию, является театрализованная деятельность.

Театрализованная деятельность — это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой. Театрализованная деятельность стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, работы по совершенствованию артикуляционного аппарата и расширения зоны общения (с игрушками, сверстниками, взрослыми). Театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.

Роль театрализованной деятельности в расширении и закреплении словарного запаса дошкольников немаловажна. В процессе работы над литературными произведениями дети знакомятся с новыми словами, что способствует накоплению пассивного словарного запаса и активизация в речи существительных, прилагательных, местоимений и глаголов. Формируется умение различать и называть противоположные по значению названия действий и признаков.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей проводятся подготовительные упражнения: артикуляционная гимнастика, упражнения на дыхание, скороговорки, чистоговорки на развитие дикции, логоритмические упражнения, что совершенствует звуковую культура речи, развивает моторику речедвигательного аппарата, дикцию, речевой слух и речевое дыхание, происходит приобщение к словесному искусству.

Разыгрывание сюжетов литературных произведений позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движения). Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребёнка перед необходимостью чётко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, её грамматический строй, ребёнок начинает активно пользоваться словарём, который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи, умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

В процессе разыгрывания в лицах литературных произведений (сказок, рассказов, инсценировок) у дошкольников отрабатываются практическое умение пользоваться усвоенным языковым материалом, а именно умение полно, последовательно и понятно окружающим передать содержание готового текста, композиционно и грамматически оформлять, смысловое и эмоциональное высказывание, состоящее из ряда логически связанных предложений, что способствует развитию связной речи дошкольников.

Развитие речи тесно связано с формированием мышления и воображения ребёнка. Постепенно складывающееся умение составлять простейшие, но интересные по смысловой нагрузке и содержанию рассказы, грамматически и фонетически правильно строить фразы, композиционно оформлять их содержание способствует овладению монологической речью, что имеет первостепенное значение для полноценной подготовки ребёнка к школьному обучению.

Таким образом, театрализованная деятельность является эффективным средством в речевом развитии ребёнка дошкольника: активизации и совершенствовании словарного запаса, грамматического строя речи, звукопроизношения, навыков связной речи, темпа, выразительности речи. А участие детей в театрализованных играх доставляет им радость и вызывает активный интерес к окружающему миру.

Предлагаю вам, исполнить роль ________ в разных ситуациях:

Простейшие движения —

Интонация, мимика, пантомима —

художественно-образные исполнительские умения —

творческая самостоятельность в передаче образа —

В конце своего выступления хочу поздравить всех с наступающим Новым годом и пожелать счастья, удачи, исполнения всех желаний и планов и, конечно же, ЗДОРОВЬЯ. СПАСИБО.

Необходимо, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готовым к любому «превращению», т.е. владел основами актерского мастерства и навыками режиссуры.

— во 2-й младшей группе формировать у детей простейшие образно-выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных животных);

— в средней группе обучать элементам художественно-образных выразительных средств (интонации, мимике и пантомиме);

— в старшей группе совершенствовать художественно-образные исполнительские умения;

— в подготовительной к школе группе развивать творческую самостоятельность в передаче образа, выразительность речевых и пантомимических действий.

Имитационным движениям (сказочных животных) можно обучать детей на физкультурных и музыкальных занятиях, в свободной деятельности.

Желательно привлечь родителей к активному участию в таких вечерах в качестве исполнителей ролей, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т.д. В любом случае союз педагогов и родителей будет способствовать интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Активизации их интереса способствуют тематические вечера, в которых родители и дети являются равноправными участниками» Тематика таких вечеров может быть различной, например: «Любимые сказки», «Театральные встречи», «Смешные истории» и др.

Роль театральной деятельности в развитии речи детей.

Речь - это не только средство общения, но и орудие мышления, творчества, носитель памяти, информации и пр. Другими словами, речь - это многообразная деятельность.

Театральная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству. В результате ребёнок

  • познаёт мир умом и сердцем, выражая своё отношение к добру и злу;
  • познаёт радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.

В нашем мире, насыщенном информацией и стрессами, душа просит сказки, чуда, ощущения беззаботного детства.

Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков, так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку, слушанием и т.д.

Работу по театрализованной деятельности я начала с младшей группы, где дети только начинают ходить в детский сад. Театрализованные игры помогли мне в работе по безболезненной адаптации детей. Я обыгрывала любую игрушку в группе или ту, которую принёс малыш. И видя, как она, его игрушка, пляшет, поёт, разговаривает, у ребёнка появлялась на лице улыбка, радость. Это отвлекало его, помогало легче привыкнуть к коллективу, побуждало к общению со мной и с детьми.

Учила разыгрывать песенки «Петушок, петушок» колыбельные с куклами, потешки: «Кисонька-Мурысонька», «Водичка-водичка»

Учу разыгрывать знакомые сказки, народные песенки, потешки, используя игрушки, плоскостной, пальчиковый театр. Всё это помогает подготовить детей к активному участию в театрализованных играх. Это позволяет научить детей пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомима, движения). Обращаю внимание детей на интонацию голосов животных в сказках «Колобок», «Теремок». Учу эмоционально проговаривать фразы, чётко произносить звуки. Например, в игре «Прогулка в лес» (как шумит ветер, шуршат листья) звукоподражательные слова, произносимые с различной интонацией, развивают речевое дыхание.

После отгадывания загадок о животных, дети имитируют голос отгаданного животного.

Особое внимание уделяю выразительности в проговаривании слов в чистоговорках, меняя силу голоса. («Са-са-са, к нам летит оса» — с разной силой голоса. - тихо, громче, громко. Также меняя интонацию - удивлённо, вопросительно, испуганно, восторженно и т.п.

Для театрализации использую сказки Корнея Чуковского «Муха Цокотуха», «Айболит», Федорино горе и др. Маршака «Сказка о глупом мышонке», «Перчатки». Русские народные сказки «Лисичка со скалочкой», «Теремок», «Колобок». Песенки «Жили у бабуси», «В траве сидел кузнечик». Стихи «Дождик — дождик» и т.д.

В группе мы создали театрализованный уголок, в который входят следующие виды театра:

  • пальчиковый театр;
  • театр би-ба-бо;
  • настольный театр;
  • плоскостной театр;
  • платковый театр.
  • театр ряженых;
  • театральные шапочки.

Все эти театры находятся в доступном для детей месте.

Платковый театр я использую в разные режимные моменты (умывание, организованная образовательная деятельность, гимнастика после сна, подвижные игры, приём пищи и т.д.)

В группе создан уголок ряженых, где дети любят наряжаться и разыгрывать разные сценки.

В своей работе по театрализованной деятельности я привлекаю родителей, которые помогают изготовить костюмы и атрибуты. Часто при инсценировании какой либо сказки предлагаю родителям принять участие.

Таким образом, работа по театральной деятельности способствует не только пополнению знаний, умений а и является средством формирования речи, личностных качеств ребёнка, его адекватного поведения в различных ситуациях.

Речь ребёнка становится более выразительной, грамотной. Обогащается новыми словами.

Моё стремление направлено к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть чёткой, звучной, выразительной, неторопливой. Должна быть красочной и выражать мысли ребёнка.

Работа по театрализованной деятельности будет и дальше проводиться. Планирую пополнить театральный уголок. А именно платковый театр новыми куклами персонажами. Также изготовить театр на лопатках, который, я думаю, детям тоже будет интересен. В изготовление нового вида театра буду привлекать родителей, с которыми уже беседовала на эту тему и они обещали помочь.

Основная трудность в театрализации это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. Есть дети в группе, которые плохо говорят, не проговаривают слова, звуки. Некоторые дети плохо запоминают. Рекомендую родителям чаще читать детям сказки, а потом в ролях пересказывать небольшие отрывки, учить стихи, потешки.

Хотелось бы обмениваться опытом и видами театра с другими воспитателями, что то взять для себя в изготовлении нового вида театра.

Зенкова Елена Павловна

Овладение родным языком является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте. Игра - ведущий в этом возрасте вид деятельности, создающий наиболее благоприятные условия для психического и личностного развития ребёнка, поскольку в процессе игры он сам стремится научиться тому, чего ещё не умеет. Игра - это не просто развлечение, это творческий, вдохновенный труд ребёнка, это его жизнь. В процессе игры ребёнок познаёт не только окружающий мир, но и себя самого, своё место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, развивает мышление и воображение, осваивает родной язык и учится общению.
Речь является необходимым компонентом общения, в процессе которого она и формируется. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. И именно театрализованная игра помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются.
Среди творческих игр особенной любовью детей пользуются игры в “театр”. Сюжетами игр-драматизаций служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.
Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей. Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формированию выразительности речи ребенка, интеллектуального, художественно-эстетического воспитания. Театрализованная деятельность - неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.
Основная трудность в работе с детьми 3-4 лет, это слабое развитие речи детей, нарушение звукопроизношения. В группе есть дети, которые плохо говорят, не проговариваю слова, звуки. Театрализованная деятельность одна из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Она направлена на развитие у детей ощущений, чувств, эмоций, воображения, фантазии, памяти.
Театрализованная деятельность дошкольников - это вид художественно-творческой деятельности, в процессе которой ее участники осваивают доступные средства сценического искусства, и согласно выработанной роли, участвуют в подготовке и разыгрывании разного вида театральных представлений, приобщаются к театральной культуре. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие.
Театрализация - это в первую очередь импровизация, оживление предметов и звуков. Так как она тесно взаимосвязана с другими видами деятельности - пением, движением под музыку и т.д., необходимость систематизировать ее в едином педагогическом процессе очевидна.
В нашей группе мы создали театрализованный уголок. Пальчиковый театр представлен куклами-головками, сшитыми из ткани. Они маленькие, яркие, не сломаются, не разобьются. Они позволяют одновременно включать в работу несколько анализаторов: зрительный, слуховой, тактильный. Приобрели много кукол театра «Би-ба-бо», пошили шаговый театр, фигурки для фланелеграфа, сделали вместе с детьми театр на шпателях. Дети с большим удовольствием используют в своей игре плоскостной и объёмный театр. Оформили теневой театр. Большим спросом у ребят пользуются театр-конструктор и магнитный театр. Это современно и интересно детям.
В старшем возрасте дошкольники самостоятельно изготавливают фигурки персонажей из бросового материала. Мы вместе с детьми сделали кукол-животных из коробочек под молоко. Родители активно помогают в пошиве костюмов и изготовлении атрибутов для театрализации.
Чтобы детям легче было запомнить сказки, рассказы, мы изготовили мнемотаблицы по сказкам, приобрели дидактические игры «Расскажи сказку», «В гостях у сказки», «Путешествие по сказкам». В сказках персонажи делятся на отрицательных и положительных героев. Поступки и взаимоотношения построены таким образом, что ребенок легко определяет их характер, эмоциональное состояние: заяц - трусливый, лиса - хитрая, волк - злой и т.д. Сказки служат первым уроком нравственности морали, по которым живут люди. В них добро всегда побеждает зло. Это настраивает ребенка на оптимистичное восприятие жизни, формирует положительные черты характера. Инсценирование сказки очень увлекает детей. Они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, наряжаясь и обыгрывая ту или иную сценку. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария. Театрализацию мы широко используем и в работе семейного клуба, на встречах которого показывают сказки и инсценировки родители для детей, дети для родителей, но больше всего пользуется популярностью совместное творчество.
В итоге проведённой работы можно с уверенностью сказать, что влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Полноценное участие детей в театрализованной деятельности требует особой подготовленности, которая проявляется в способности к эстетическому восприятию искусства художественного слова, умении вслушиваться в текст, устанавливать интонации, особенности речевых оборотов. Для исполнения роли ребенок должен владеть разнообразными изобразительными средствами (мимикой, жестами, выразительной речью). Ребенок познает мир умом и сердцем, выражая свое отношение к добру и злу, познает радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе.
Театрализованная деятельность в детском саду - это возможность не только раскрытия творческого потенциала ребенка, но и средство всестороннего воспитания и развития личности дошкольника.

Список литературы:

  1. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. - М., 2003.
  2. Доронова Т. Н. Развитие детей в театрализованной деятельности. - М., 1997.
  3. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М., 2001.
  4. Неменова Т. Развитие творческих проявлений детей в процессе театрализованных игр//Дошкольное воспитание. - 1989

Роль театрализованной деятельности в развитии речи детей старшего дошкольного возраста.

Вклад России в мировую литературу трудно переоценить. Наше время, к сожалению, обходится безжалостно с этим богатством: безграмотные выражения, небрежная речь, сокращение словаря, утрата самого понятия культура речи .

Мы, взрослые не должны забывать, когда вводим ребенка в огромный мир русского языка , что это наше национальное достоинство. Поэтому очень важно заботиться о своевременном формировании речи детей, ее чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения.

Год от года растет число старших дошкольников имеющих дефекты произношения звуков речи и других ее качеств: темпа, силы голоса, речевого общения, слабо развитую связную речь. Далеко не каждый ребенок может построить развернутый рассказ, придумать собственную сказку. Не каждый даже может понять авторскую мысль и ответить на вопросы о содержании прочитанного текста, и тем более задать вопрос.

Поэтому, наиболее результативной формой является театрализованная деятельность. Именно через театрализацию дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки. А умело, поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщать.

Работу в данном направлении я разбила на 3 раздела:

1. Что такое театр.

2. Искусство выразительного чтения.

3. Мастерство актера сценическое действие.

Целью моей работы является : овладение детьми полноценной речью, без чего невозможно успешное обучение в школе, а это одна из важнейших задач, стоящих перед ребенком дошкольного возраста. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его возможности познания.


Театрализованные игры дают возможность перейти от бессловесных этюдов к этюдам со словами, импровизировать с элементами ряженья на заданную тему, что будоражит фантазию, развивает воображение. Играя, участвуя в спектаклях, дети охотно развивают свою речь, активизируют словарь. Вместе с этим дети учатся выражать себя в движении, свободно держаться не стесняясь. Для детей дошкольного возраста важны все компоненты театра и музыка, и костюмы, и декорации, а главное слово. Проблема владения словом, актуальна на сегодняшний день для всех возрастов. Частые репетиции дают детям возможность общаться, понять чувство партнерства, взаимовыручки, снимает скованность, ускоряет процесс овладения навыками публичных выступлений.

С участием воспитанников моей группы было поставлено несколько спектаклей, такие как: «Теремок», «Колобок», «Репка», «Три медведя», «Заюшкина избушка», «Как зайчата маму потеряли», «Экологическая сказка». После выступления ребята обретали уверенность в себе, речь их становилась отчетливой, яркой, интонационно выразительной. К постановкам спектаклей, привлекались родители, им давалось домашнее задание: выучить с детьми слова, изготовить декорации для спектаклей и приготовить атрибуты для своего ребенка. Этот творческий процесс доставлял радость всем: и детям, и родителям.

Актерские, театральные игры я включаю на занятиях, повседневной жизни детей группы, что является основной ценностью.

На занятиях и в повседневной жизни дети занимаются группой, подгруппами, в парах, тройках. Достоинством такой формы организации работы является то, что дети учатся подчинять себя предлагаемой другими детьми формой общения. Именно малые группы меняют характер поведения детей при опоре друг на друга, у детей возникает желание быстрее, точнее, правильнее выполнять указание, ориентироваться друг на друга, подсказывать и помогать друг другу. В таких случаях нет “я”, а есть “мы”.

Внутри микрогруппы возникают по-человечески благоприятные и эмоционально само собой разумеющиеся условия для раскрепощения детей, самостоятельности и сравнения своих знаний, умений и возможностей. В основу реализации театральной деятельности на занятиях театрального кружка, на занятиях по развитию речи, комплексных и повседневной жизни положен индивидуальный подход и психологические особенности ребенка.

Для того чтобы реализовать цели и задачи по обучению чувственно-художественному воображению, развитию связной речи детей, коммуникативности, я, в первую очередь, знакомлю детей с видами сказок (русско-народными, волшебными, авторскими), их названием, содержанием. Также знакомлю с героями сказок, характерными данными (внешним видом, характером, особенностями жизни, повадками и т. п.), волшебниками и их волшебством, волшебными вещами и их действиями, видами кульминаций, особенностями содержания каждой сказки. Отсюда и развлекательные, театральные игры, помогающие детям закрепить знания о сказках: “Волшебная палочка”, “Лови-скажи”- игра с мячом, “Что? Где? Когда?”, “Счастливый случай”, “Найди и расскажи”, “Вопрос-ответ” - дети задают друг другу вопрос на определенную тему, другие отвечают. В этих играх дети называют волшебников и их волшебство, волшебные вещи, героев сказок, что произошло в определенной сказке и чем закончилась сказка.

В системе используется просмотр художественных веселых фильмов, мультфильмов по сказкам, чтение юмористических рассказов, что позволяет детям сочинять свои надуманные веселые рассказы.


Увлекательные путешествия по-летнему и зимнему «Сказкокартам» (большие таблицы с сюжетами разнообразных сказок) позволяют детям с интересом, непроизвольно закреплять свои знания, развивать речь, фантазировать, логически мыслить. С использованием этих карт провожу театральные игры и упражнения: "Из какой я сказки", "Найди самого веселого (доброго, вежливого, злого, трудолюбивого, хитрого, сильного) героя сказки", "Найди, что на самом деле не бывает?", "О чем шепчет (говорит, кричит, беседует) персонаж", "О чем беседуют герои сказки", "Какого волшебника встретили герои сказок, и какое волшебство он им показал", "Какую волшебную вещь нашли, и как она помогла героям", "Какое волшебство эта волшебная вещь делает", "Чья волшебная вещь?", "Чей предмет, из какой сказки?", "Подбери вежливое слово и составь с ним диалог между персонажами", "Путаница" - выбор любой группы персонажей и составить свой диалог, но не по сказке, перестановка действий героев, "Старая сказка на новый лад" - замена героев сказки другими персонажами; замена других событий, включение в русскую народную сказку волшебных вещей из волшебных сказок с рассказом или драматизацией.

На занятиях по обучению рассказыванию ставлю определенную и обязательную для детей задачу – рассказ должен быть полным (начало рассказа, кульминационный момент, конец рассказа), обязателен диалог между персонажами, использование эпитетов, составлять рассказ в микрогруппе и рассказывать каждому поочередно, драматизировать в ролях. При оценке рассказов своими ровесниками ярко видно соблюдались эти правила или нет. Но чтобы увидеть, детям надо внимательно слушать своих товарищей между группами и внутри группы.

Чтобы рассказы детей были яркими и интересными использую моменты из театрализованных игр: "Какая волшебная вещь помогла?", "Какой волшебный предмет увидели?", "А может волшебнику встретились".

Также на занятиях и вне занятий выполняем с детьми театральные упражнения, например "Режиссер". Дети не только сочиняют, но и выбирают "режиссера" из числа участников своей микрогруппы. Они самостоятельно распределяют роли, репетируют, а потом поочередно показывают свою сказку. Составляют рассказы от имени разных героев, сочиняют разворот сюжета по очереди, проявляя свою фантазию.

Игра "Как в сказке" – выполнение действий по заданию (воспитатель читает сказку или рассказ, дети выполняют действия движениями, мимикой, действиями). Игра "Мы не скажем, но покажем" - показывают действия людей определенной профессии, передают движениями образы фауны, флоры и т. п. "Найди и покажи" - дети ищут волшебную вещь и показывают, как она действует. и т. п.

Даже импровизированные подвижные игры включают в себя моменты театрализации. В игре “Мороз” дети жестами, мимикой изображают холод, ужас, тяжесть, легкость и радость. В игре “Сделай сказочную фигуру” - фантазия движений тела, “Лягушки и цапли”, “Гуси-лебеди”, “Теремок” - изображение жестами, мимикой (радость, удивление, злость, испуг, торжество). Все эти игры направлены на развитие игрового поведения, развитие способности творчески относиться к любому делу.

Театральные игры, игровые упражнения широко применяю при заучивании и чтении стихов. Упражнения направлены на развитие дыхания, умение владеть правильной артикуляцией , четкой дикцией, разнообразной интонацией.

Стремлюсь к тому, чтобы дети понимали, что речь должна быть четкой, звучной, выразительной и неторопливой. Это очень необходимо в жизни каждому.

Речевые упражнения и игры стараюсь включать в занятие и вне занятий в режимных моментах. “Мыльные пузыри”, “Колыбельная” - в этих играх формирую произношение звуков с закрытым ртом на определенный мотив.

Произношение стихов носит не только тренировочный характер, они формируют четкую, грамотную речь, т. к. в стихах всегда присутствуют образы интересные детям, вызывающие эмоциональный отклик в душе ребенка, делают увлекательными разные игры и задания. Особенно полезно использовать на занятиях диалогические стихи, которые очень нравятся детям. Говоря от имени определенного персонажа, ребенок легче раскрепощается, общается с партнерами. На следующем этапе из стихотворения можно создать целый мини-спектакль и разыграть его в форме этюдов. С точки зрения исполнительской деятельности дошкольников важно научить их пользоваться интонациями. Игровое упражнение “Скажи по-другому” - одно и тоже слово или фразу дети произносят грустно, радостно, сердито, удивленно, таинственно, восхищенно, досадно, удивленно-радостно, хитро с улыбкой. В игре “Фраза по кругу”- дети объясняют, где, кому, при каких обстоятельствах они произносят данную фразу с определенной интонацией. В игре “Ручной мяч” - быстро произнести скороговорку с разной интонацией предложенной воспитателем.

Говоря с детьми о логическом ударении, отмечу, что под ним подразумевается выделение отдельных слов во фразе, определяющей ее смысл и выразительность. “Главное слово” - поочередно произнести скороговорку. Каждый раз, выделяя новое слово, делая его главным по смыслу.

Особое вдохновение возникает у детей при заучивании и чтении стихов, с использованием не только интонации, но и жестов. “Диалогические стихи по тексту” - то же самое. “Придумай диалог” - обыграть диалог, предложенный воспитателем. “Расскажи сказку от имени героя сказки”. “Времена года” - импровизация в танце. “Кругосветное путешествие” - импровизация поведения в лесу, на корабле, по болоту, по пустыне. “Превращение предмета” - найти новые предназначения предмету (карандаш – ключ, вилка, отвертка, градусник; мячик – яблоко, апельсин и т. д.).

У детей ярко прослеживается самостоятельность в реализации своих творческих замыслов в сюжетно-ролевых, театральных играх, мини спектаклях, с удовольствием и знанием дела показывают кукольные театры и разыгрывают свои сюжеты.

Заметно выросли дети моей группы в умении грамотно, с интонационной выразительностью читать стихи. С применением эпитетов, образных сравнений, диалогов, монологов, имитированием жестов людей, движений животных сочинять сказки с интересными сюжетами.

Исходя из опыта работы, можно с уверенностью сказать, что театрализованная деятельность вводит детей не только в мир прекрасного, активизирует мышление и познавательный интерес, но помогает раскрывать творческие возможности, развивает речь и что самое главное помогает адаптироваться ребенку в

МДОУ «Лямбирский детский сад № 3 комбинированного вида»

Консультация

на тему: «Роль театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников»

Подготовила: Синдянкина Н.А.

Дошкольный возраст – это активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи: фонетической, лексической, грамматической. Основной и ведущей деятельностью ребенка-дошкольника является игра.

Н арушение речевого развития детей рассматриваются прежде всего как нарушение общения. Отклонения в развитии речи отражаются на формировании всей психической жизни ребенка. Совместная, со сверстниками и взрослыми, театрально-игровая деятельность оказывает выраженное психологическое воздействие на ребенка.
Дети в коллективе проявляют индивидуальные особенности, что способствует формированию их внутреннего мира. В игре формируется личность ребенка, реализуется её потенциальные возможности и первые творческие проявления. В театрально-игровой деятельности происходит интенсивное развитие познавательных процессов, эмоционально-личностной сферы. Игра может изменить отношение ребенка к себе и способы общения со сверстниками.

Любимые герои становятся образцами для подражания. Именно способность ребенка к такой идентификации с полюбившимся образом позволяет педагогам через театрализованную деятельность оказывать позитивное влияние на детей.

Театрализованная деятельность детей дошкольного возраста включает в себя следующие разделы:

Игры в кукольный театр;

Игры- драматизации;

Игры- представления (спектакли);

Плоскостные и теневые театры.

Театрализованная деятельность способствует развитию речи (монолог, диалог).

Велика роль стихов в детских театральных играх и упражнениях.
Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. Затем из стихотворения можно создать целый мини- спектакль и разыграть его в форме этюдов. Кроме того, разучивание стихов развивает память и интеллект.

Создание спектакля с дошкольниками- очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки, помогает ребенку преодолеть трудности в общении.
Как правило, материалом для сценического воплощения служат русские народные сказки. Они несут в себе активизирующее воздействие на речевую деятельность и на эмоциональную сферу ребенка, выполняют лексико-образную функцию, формируют языковую культуру личности, активизируют и развивают внутреннюю слуховую память ребенка.
Распределяя роли в игре- драматизации, следует учитывать речевые возможности каждого ребенка. Очень важно дать ребенку выступить наравне с другими хотя бы с самой маленькой ролью, чтобы дать ему возможность, перевоплощаясь, отвлечься то речевого дефекта или продемонстрировать правильную речь.

Неважно, какую роль исполняет ребенок, важно, создает образ, учится преодолевать речевые трудности и свободно вступает в речь.
Желание получить роль какого-либо персонажа – мощный стимул для быстрого обучения говорить чисто и правильно.
В нашем детском саду в каждой группе есть специальные уголки для театрализованной деятельности, где имеются куклы для настольного, варежкового, пальчикового, теневого и других видов театра: шапочки- маски для кукольного театра.

Применение театрализованной деятельности оказывает положительное влияние на развитие экспрессивной речи, воображения. Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, которая способствует возникновению желания активно участвовать в речевом общении. Процесс автоматизации звуков – это кропотливый и долгий труд родителя, воспитателя и логопеда. Часто ребенок просто отказывается от монотонных заданий и теряет интерес к таким занятиям. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы педагога, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения.
Можно сказать, что театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний и открытий ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Но не менее важно, что театрализованная деятельность развивают эмоциональную сферу ребенка, заставляют его сочувствовать персонажам, сопереживать разыгрываемые события.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи.

Анна Глушаченко
Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста

Выступление с докладом на районном методическом объединении

Воспитатель :

Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г.

Роль театральной деятельности в речевом развитии

детей дошкольного возраста

«Произношение на сцене -

искусство не менее трудное, чем пение,

требующее большой подготовки и техники,

доходящей до виртуозности».

Константин Сергеевич Станиславский

Из жизни современных детей постепенно уходит речь. Дети много времени проводят перед телевизором, компьютером. Взрослые отмахиваются от детских вопросов, редко выслушивают, используют в общении с ребенком не всегда правильную речь. Книги, если и читаются детям, то не обсуждается их содержание. А ведь ребенку крайне необходимо общение. Бедная речь ведет к агрессии, так как ребенок не всегда может выразить словами то, что он хочет сказать. Отсюда проблема словаря, произношения, выразительности речи. Театрализованная деятельность очень важна в развитии речи детей . Она позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания.

Театрализованная деятельность включает в себя работу по всем образовательным областям :

В процессе познавательного развития - углубляются знания детей о театре как о виде искусства, расширяется кругозор.

В процессе художественно - эстетического развития совместного с детьми изготавливаются атрибуты, элементы костюмов к выбранной для разыгрывания сказке, происходит развитие продуктивной деятельности , развития творчества у детей , приобщение к изобразительному и музыкальному искусствам.

Физическое развитие – подразумевает проведение НОД в форме сюжетно-ролевых музыкально-ритмических игр, которые повышают интерес детей к физическим упражнениям, позволяют создавать разностороннюю базу движений и жестов, раскрывать творческий потенциал ребёнка.

Социально – коммуникативное развитие - дети включаются в систему социальных отношений через образы героев, «проживая» жизнь своего персонажа, «примеряя» на себя его характер, оценивая поступки героев художественного произведения.

Речевое развитие – это развитие всех сторон речи , активизируется словарь, совершенствуется звукопроизношение, дети учатся выстраивать диалоги. При восприятии художественной литературы происходит приобщение детей к словесному искусству, развитию литературной речи , художественного восприятия и эстетического вкуса.

Начиная с младшего дошкольного возраста , чаще всего используются театрализованные игры через знакомство с различными видами театра .

Пальчиковый театр - способствует развитию речи , внимания, памяти; формирует пространственные представления; развивает ловкость , точность, выразительность, координацию движений; стимулирование кончиков пальцев, движение кистями рук, игра с пальцами ускоряют процесс речевого и умственного развития .

Театр картинок и фланелеграф – развивают творческие способности; содействуют эстетическому воспитанию; развивают ловкость , умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности .

Конусный, настольный театр - помогает учить детей координировать движения рук и глаз; сопровождать движения пальцев речью; побуждает выражать свои эмоции посредством мимики и речи.

Театр кукол Би-ба-бо - посредством куклы, одетой на руку, дети говорят о своих переживаниях, тревогах и радостях, поскольку полностью отождествляют себя (свою руку) с куклой.

Дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Театрализованная игра стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Театрализация сказок очень увлекает детей . Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства.

В среднем и старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяется правильному произношению слов, построению фраз, педагог старается обогатить речь ребенка. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, ребёнок старается говорить четко, чтобы его все поняли. Дети быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют. Речь становится более выразительной, грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы, поговорки из сценария.

С темой театра я знакома с 2006 года. В Доме детства и юношества развивала творческие способности детей 7-16 лет . Мною была составлена программа «Театр-творчество-дети » , а так же комплекс методических рекомендаций, которые помогали мне в реализации цели. В 2015 году я решила сменить вид деятельности , и теперь провожу театрализацию с детьми дошкольного возраста .

Подбирая материал для спектакля или инсценировки, мы, педагоги – дошкольники , стараемся учитывать возрастные особенности , возможности, знания и умения детей . Стараемся обогащать их жизненный опыт, развивать интерес к новым знаниям, расширять творческий потенциал.

Готовясь к постановке спектакля в своей группе, я разработала свою технологию развития речи детей :

2. Артикуляционные и дикционные упражнения.

3. Упражнения для развития речевого дыхания . Интонационные и логические упражнения.

4. Упражнения для развития связной и образной речи, творческой фантазии (сочинение небольших рассказов и сказок; подбор простейших рифм) .

5. Работа над произношением скороговорок, стихов, отработка согласных в конце слова.

6. Выбор пьесы. Чтение и обсуждение идеи спектакля. Вместе с детьми беседуем о каждом герое, их поступках. Обсуждаем основную конструкцию спектакля : завязки – кульминации – развязки ; выделение главных событий. Пересказ сюжета детьми.

7. Отработка выразительного чтения монологов.

8. Отработка выразительного чтения диалогов.

9. Репетиции реплик по эпизодам.

10. Репетиция всего спектакля.

11. Генеральная репетиция.

12. Выступление со спектаклем.

13. Анализ работы с детьми о проделанной работе (обсуждение удачных и интересных моментов, выявление недостатков, что необходимо предусмотреть, интересно ли было работать над спектаклем, нужен ли он был, что будем делать дальше - коллективное планирование следующего дела).

Хочется отметить, что при подготовке спектакля в стихах или прозе, у детей возникает затруднение запоминания текста. Я нашла выход из этого положения. Мне помогают мнемотаблицы, которые позволяют : развивать наглядно-образное и логическое мышление; совершенствовать связную речь в ходе рассказывания по таблице.

Дети моей группы принимают активное участие в играх – драматизациях, театрализованных постановках , мини – спектаклях. Они с удовольствием участвуют в театральном фестивале , который проходит в нашем детском саду ежегодно.

Таким образом, хочу отметить, что целенаправленная работа по театрализованной деятельности , является одной из эффективных форм развития речи дошкольника .