Использование криотерапия развития речи детей дошкольного возраста. Мастер-класс «Криотерапия или увлекательные игры со льдом

Разделы: Работа с дошкольниками

С каждым годом возрастает число детей, имеющих различные речевые нарушения, которые являются следствием недоразвития такого интегративного качества, как “овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками”: ребёнок не владеет диалогической речью и конструктивными способами взаимодействия с детьми и взрослыми,(не умеет договариваться, обмениваться предметами, распределять действия при сотрудничестве). Родителям и воспитателям обычно дают совет: как можно больше разговаривать с ребенком. Родители стараются беседовать с малышом при любой возможности, но он продолжает чаще изъясняться жестами. Работая с детьми, я заметила, что дети, у которых недостаточно развита речь, практически всегда страдает мелкая моторика, и они хуже справляются с заданиями по изобразительной речи. В чем же связь развития речи ребенка с его успехами в изобразительной деятельности.

В ходе эволюции человека движения руки, ее пальце, тесно связывались с речевой функцией. Сначала общение происходило с помощью жестов. Постепенно жесты стали сочетаться с возгласами, выкриками. Прошли тысячелетия, пока развилась словестная речь, но она ещё долго была связана с жестикуляторной деятельностью. Движения пальцев рук постепенно совершенствовались из поколения в поколение, человек выполнял руками все более тонкую работу. В связи с этим увеличивалась проекция кисти руки в мозге человека. Таким образом, развитие функции руки и речи у человека шли параллельно. Примерно таков же характер развития речи и у ребенка. Сначала развиваются движения пальцев руки. Когда они достигают достаточно точности, начинается интенсивное развитие речи.

Работая с детьми на группах компенсирующей направленности и столкнувшись с их трудностями в изобразительной деятельности, я решила попробовать в своей практике нетрадиционную методику – криотерапию.

Криотерапия – контрастная терапия.

Это воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона.

Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изодеятельности и как следствие, улучшает процесс развития речи, .

Методика проведения криотерапии.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводится в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (тазу с тёплой водой или пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки (приведение большого пальца связано с зоной мышления). Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности:– растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок. Собрать шишки в одну посуду, а шарики в другую и т.д.

Необходимо помнить и о противопоказаниях .

Нельзя проводить криотерапию с детьми:
– эписиндромом;
– миопатией (наследственное заболевание);
– очень гибким детям.

Осторожно применять криотерапию с:
– длительно и часто болеющими детьми;
– гипервозбудимыми детьми.

Криотерапию можно проводить как в свободное время, так и перед непосредственно образовательной деятельностью.

Использование приемов криотерапии в работе с детьми с нарушениями речи

учитель-логопед МАДОУ «Детский сад № 000 комбинированного вида»

Октябрьского района ГО г. Уфа РБ

Своевременное и полноценное речевое развитие дошкольников оказывает огромное влияние на формирование всех психических процессов и в частности на общее развитие личности ребенка в целом. Особенности речевой деятельности отражаются на становлении сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер.

Большое количество авторов (, и др.) указывают, что у детей с нарушениями речи помимо специфических нарушений речевой деятельности выявляется недостаточная устойчивость внимания, особенности его распределения и переключения с одного вида деятельности на другой; при относительно сохранном речеслуховом восприятии снижена вербальная память, снижается объем и страдает продуктивность запоминания, что в свою очередь сказывается на мнестической активности: у детей данной категории отмечается отставание в развитии наглядно-образного и наглядно-действенного мышления, на этапе школьного обучения - словесно-логического. Дошкольники с нарушениями речи с трудом овладевают анализом и синтезом, сравнением и обобщением.

Е. М Мастюкова. и др. отмечали замедленное развитие локомоторных функций: недостаточную подвижность артикуляционной моторики, манипулятивной деятельности тонкой моторики, дискоординацию движений общей моторики.

Так же у детей с различными речевыми расстройствами отмечаются отклонения в эмоционально-волевой сфере: трудности формирования саморегуляции и самоконтроля, неустойчивость и пониженная способность к наблюдательности, снижение мотивации к речевому общению и продуктивной деятельности, негативизм, повышенная раздражительность, иногда агрессивность и обидчивость, трудности в общении с окружающими и сверстниками.


В настоящее время проблема своевременного преодоления выше перечисленных особенностей развития дошкольников с нарушениями речи является достаточно актуальной, т. к. своеобразие сочетания первичных и вторичных нарушений в общей структуре речевого дефекта детей определяет необходимость отбора более оптимальных и эффективных методов и приемов логопедической работы. В связи с этим возникла необходимость использования нетрадиционных приемов по развитию тонкой моторики рук детей с нарушениями речи, что в свою очередь, по данным, будет способствовать совершенствованию тонкой моторики и их речевому развитию.

На сегодняшний день криотерапия - одна из наиболее современных нетрадиционных­ технологий коррекционной педагогики, предполагающей использование игр со льдом с целью развития тактильной чувствительности и возбуждения иннервации мышц тонкой моторики. Тем самым опосредованно происходит вторичная компенсация и развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшается артикуляционная моторика, произносительные навыки детей и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает определенными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сопровождается выраженным их расширением, что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего улучшается питание нервных и мышечных тканей. Воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно приводит к попеременному сокращению и расслаблению мышц. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к выполнению чётких движений в процессе изобразительной деятельности и, как следствие, улучшает процесс развития речи.

В ходе обследования детей, было решено провести исследование. Детей, посещающих старшую логопедическую группу, поделили на 2 группы – экспериментальную и контрольную. В работе использовались игровые методы и приемы с умеренно низкими температурами:

· игры со льдом («Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание льда в трафаретах и др.);

· массаж рук кубиками льда;

· наложение на руки холодных повязок;

Длительность процедуры закаливания отработана с учетом возраста детей и их реакции на холод и обоснована тем, что меньше 7 секунд – нет эффекта воздействия, а после 20 секунд возможно проявление нежелательных реакций на холод. Проведение процедур через день необходимо для адаптации организма детей к холодовому воздействию.

Проведение криотерапии не требует специального оборудования. Для её проведения необходимы кусочки льда, которые готовят заранее.

Криотерапия проводилась в три этапа.

1. Лёд высыпают в большую миску. Дети стоят вокруг стола и перебирают руками лёд (начинают с 10–15 секунд). Затем разогревают руки на горячей грелке (в тазу с тёплой водой или держа пластиковые бутылки с горячей водой). Снова опускают руки в лёд. Криоконтраст проводят три раза. Затем насухо вытирают руки полотенцем.

2. После криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. Затем проводится любая пальчиковая гимнастика.

3. Развитие тактильной чувствительности: растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок, собирание шишек в одну посуду, а шариков в другую и т. д.


По разработанной методике осуществлялся криомассаж подошвенных областей стоп ребенка. Движения осуществляются по кругу, по часовой стрелке. Процедуру рекомендуется проводить через день, длительность каждой от 7 до 20 секунд. Курс включает в себя 10-12 процедур в течении осени, зимы и весны. Криомассаж нормализует нервную систему ребенка, улучшает аппетит, сон, настроение и общее состояние. Организм ребенка становится более устойчив к заболеваниям.

Криотерапия проводилась как во время групповых и индивидуальных занятий, так и в свободное время .

В конце учебного года была проведена повторная диагностика детей экспериментальной и контрольной группы, содержащая те же задания, что и на первом этапе исследования.

Таблица 1

Соотношение уровней развития тонкой моторики рук экспериментальной и контрольной групп на подготовительном и заключительном этапах исследования:

При повторной диагностике уровня развития речи детей было выявлено, что речь дошкольников улучшилась - обогатился словарь, значительно улучшилось звукопроизношение, сформировалось умение отвечать на занятиях полным предложением, их рассказы стали развернутыми, содержательными.

Из этого следует, что применение в экспериментальной группе приемов и методов криотерапии благотворно повлияло на развитие моторных центров коры головного мозга. В связи с этим улучшилась и артикуляционная моторика, и произносительные навыки детей, и в целом состояние их самостоятельного высказывания.

При использовании приемов криотерапии необходимо помнить и о противопоказаниях. Нельзя проводить криотерапию с детьми, имеющими эписиндром, с миопатией; с осторожностью применять криотерапию с длительно и часто болеющими детьми; гипервозбудимыми детьми. Криотерапия противопоказана при повышенной индивидуальной чувствительности к процедуре (непереносимость холода), если присутствует лихорадочное состояние (жар, повышенная температура тела), при обострении респираторных заболеваний, в том числе вирусных (ОРВИ, ОРЗ и др).

Список литературы:

1. , Кидалов холодом. – М.: Апрель, 2000. – 160с.

2. Гвоздева изучения детской речи / – М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – Т.1. – 472с.

3. Руденков. Практическое пособие для логопедов, студентов и родителей. Ростов-на-Дону, Изд-во «Феникс», 2006.

Криотерапия в логопедии применяется в дошкольных, школьных образовательных учреждениях для развития детей с отставанием речевой и моторной функции. Методика очень популярна среди логопедов и имеет высокую эффективность. Терапия применяется в детских садах, начальных и старших классах школы. Также ее можно проводить дома по рекомендации логопеда.

Причины и особенности речевой дисфункции у детей

Дисфункция речи у детей дошкольного возраста имеет несколько провоцирующих факторов. Задержку речи может спровоцировать гипоксия головного мозга во время вынашивания плода. Гипоксическое повреждение мозговой ткани малыша часто вызывает повышенный тонус матки. При постоянном маточном тонусе во время родов снижается кровоток в сосудах плаценты. Из-за этого головной мозг получает мало крови. В мозге образуются очаги гипоксического поражения, которые после рождения хорошо видны при проведении нейросонографии.

Гипоксию внутриутробно может вызывать отслойка плаценты или фетоплацентарная недостаточность (ФПН). ФПН проявляется снижением скорости кровотока в плацентарных сосудах, что также приводит к дефициту кровообращения. Для плода очень опасна 2 и 3 степень ФПН.

Гипоксическое поражение мозговой ткани провоцирует внутриутробная инфекция, особенно вирусная. Вирус способствует повреждению стенок сосудов в плаценте, что также вызывает ФПН. Поражение мозговых структур может возникать при асфиксии околоплодными водами при длительных родах. Затяжные роды приводят к длительному безводному периоду, во время которого ребенок испытывает тяжелую гипоксию.

Задержка речевого развития может наблюдаться при употреблении беременной пациенткой наркотических средств, алкоголя, а также при курении. При выкуривании сигареты мозг малыша также испытывает кислородное голодание из-за повышенного содержания в крови матери углекислого газа. Смолы от сигарет повреждают нервные клетки плода.

При наличии речевой дисфункции у ребенка наблюдается еще ряд других проявлений. Ребенок плохо засыпает, отказывается от еды, часто капризничает. Внимание таких детей снижено. Они легко отвлекаются на другие раздражители, что замедляет процесс обучения. У ребят с речевой дисфункцией очень плохая память. Им тяжело заучивать стихи, пересказывать сказки. У пациентов замедляются мыслительные процессы, сравнительные и аналитические функции мозга.

Недоразвитие речи препятствует нормальному развитию координации движений. У пациентов с нарушением речевой функции наблюдается агрессия, беспокойство, частые смены настроения, подавленность. Они испытывают затруднения в общении с другими детьми. Такие пациенты часто малообщительны, стараются держаться отдельно от основной массы детей.

Понятие криотерапии, воздействие на организм, исследования эффективности лечения

Криотерапия – это методика, при которой используют воздействие холодом («крио» − холод). В логопедических методиках для проведения терапии применяют лед. При воздействии холодом в области контакта с кожей (рук, ног) начинает активироваться рецепторный аппарат. На начальном этапе воздействия в коже и тканях сужаются сосуды. По прошествии времени стенки сосудистого русла расширяются, что повышает местный кровоток. Увеличение кровотока способствует стимуляции мелкой моторики (если контакт льда был с руками пациента).

Развивающаяся мелкая моторная деятельность кистей ребенка способствует активации областей мозга, отвечающих за речевые функции. В речевом центре начинают образовываться новые нейронные связи, а также усиливается скорость проведения нервных импульсов по аксонам. Такие процессы приводят к улучшению речи, повышению качества произношения. У ребенка помимо речевой функции повышается память, внимание, мышление, улучшается моторика рук. Методика помогает улучшить запоминание новой информации.

У пациентов с детским церебральным параличом криотерапия позволяет увеличить чувствительность кожи и нервных окончаний в конечностях. При регулярных занятиях у пациентов начинают активироваться спящие очаги в мозге. Дети начинают лучше держать ложку, ручку, крепче захватывают предметы. Если степень заболевания легкая, то начинают произносить слова. При наличии речевой задержки у пациентов с ДЦП методика позволяет улучшить произношение слов.

Метод криотерапии в логопедии используют не только в дошкольных учреждениях, но и в школах. Если у старшеклассников имеется нечеткое произношение слов, заикание, шепелявость, криотерапия помогает улучшить речевые функции. На фоне терапии дети начинают лучше запоминать материал, повышается внимание. Криотерапия для детей дошкольного возраста способствует не только стимуляции работы головного мозга, но и помогает снизить агрессивность подростков, купировать частые смены настроения, неврастенические состояния, симптомы вегетативной дисфункции.

По поводу эффективности методики были проведены исследования на детях с задержкой речевого развития. Было подобрано 2 группы пациентов: контрольная и исследуемая. Одна группа больных занималась криотерапией, другая стандартными логопедическими методиками. Лечение проводилось на протяжении года. По окончании проекта были проанализированы результаты.

В исследуемой группе пациентов качество речи значительно улучшилось. Дети стали хорошо выражать свои мысли, обогатился словарный запас. Они более полно пересказывали прочитанную или услышанную информацию, четко отвечали на заданный вопрос. У пациентов улучшилась артикуляция во время речи, движения рук стали более ловкими. На фоне лечения значительно повысилось запоминание, появился интерес к обучению. В контрольной группе показатели были тоже хорошими, но немного ниже, чем у испытуемой.

Показания и ограничения для использования криотерапии у детей с задержкой развития

Криотерапия имеет свои показания и ограничения к использованию. В логопедии любые методики назначают индивидуально, чтобы не навредить пациенту. Врач обязательно учитывает показания и ограничения при использовании криотерапии.

Методика показана при детском церебральном параличе, синдроме Дауна, аутизме, задержке речевого развития на фоне стрессовых ситуаций. Лечение применяют у пациентов с гипоксическим поражением головного мозга, синдромом гиперактивности, сильной раздражительностью, неврозоподобными состояниями. Терапию практикуют в детских садах и школах для общего развития детей. Целями криотерапии являются: стимуляция моторики рук, улучшение речевой функции, социальная адаптация (при ДЦП, аутизме, синдроме Дауна).

Ограничения к назначению криотерапии в логопедии:

  • Наличие эпилептического синдрома.
  • Миопатия.
  • Непереносимость холода.
  • Гипертермическое состояние (субфебрилитет, температура более 38°С).
  • Обострение хронических патологий.
  • Инфекционные болезни (вирусные, бактериальные).

Методику используют осторожно у часто болеющих пациентов, больных с тяжелым синдромом гиперактивности.

Допускается применять криотерапию у пациентов с легкой формой гиперактивности, при дефиците внимания. У часто болеющих детей лечение проводят во время ремиссии (при отсутствии хронических и острых заболеваний).

Правила проведения логопедической криотерапии

Криотерапия в логопедии осуществляется в дошкольных и школьных учреждениях. Она не требует специальных аппаратов. Для занятий используют ледовые фигурки, кубики. Чтобы приготовить различные форменные ледовые фигуры логопеды используют специальные формы для замораживания. В качестве формочек применяют стандартные квадратные отсеки, формы из-под конфет, формочки для выпечки (зайчики, мишки, круги, цветочки, полумесяцы и другие).

Для приготовления льда специалисты наливают воду в формы. Перед замораживанием можно налить немного краски, положить цветную бумажку или маленькую фигурку. Это повысит интерес к терапии. Лечение проводят в виде игры.

Дошкольникам и детям школьного возраста предлагают разные виды игр. К основным из них относятся: «Тает льдинка», «Ледяные фигурки», выкладывание ледовых фигурок в трафареты, подходящие по форме. С цветными льдинками дети выкладывают различные фигурки или выстраивают цепочки по цветам.

При помощи льда осуществляют массаж пальцев рук. Сеанс массажа длится 7-20 секунд, после чего делают перерыв. Таких подходов делают 3-5 за процедуру в зависимости от реакции ребенка на холод. Руки опускают в теплую воду, подносят к грелке. Количество сеансов составляет 10-12.

Помимо массажа ребенку на руки накладывают ледяные повязки. Держать их нужно не более 7-20 секунд. После этого повязку снимают, руки согревают.

Детям предлагают также групповые игры со льдом. Ребята встают вокруг стола. На стол ставят большую миску с ледяными кубиками. Дети опускают руки в миску на 7-20 секунд. После этого руки вытаскивают из чаши и греют грелкой или теплой водой. Такая методика относится к закаливанию. После того как руки немного согреваются, дети снова опускают их в лед. Требуется около 3 подходов. После такой игры можно сделать массаж пальцев или гимнастику.

Можно осуществлять криомассаж подошвенных поверхностей ног при помощи льда. Для этого кубиком льда проводят по подошве на протяжении 7-20 секунд. Курсовая терапия составляет 10-12 физиопроцедур. Лечение проводят через день. Курсы нужно проводить 3 раза за год.

Лечение не нуждается в специальной аппаратуре. Его можно проводить самостоятельно в домашних условиях. Перед проведением криотерапии следует обратиться к доктору, уточнить наличие противопоказаний.

Ведется работа по обучению родителей. Логопеды проводят родительские дни, собрания, осуществляют мастер-классы, рассказывают, как правильно проводить лечение, какие игры можно предложить детям. Это позволяет родителям делать криотерапию самостоятельно, не приводя к осложнениям.

Заключение

Криолечение в логопедии имеет очень высокую эффективность. Лечение не требует специальных приспособлений, что облегчает проведение физиопроцедуры в домашних условиях. На фоне криотерапии у детей улучшается четкость речи, увеличивается словарный запас. После лечения пациенты лучше выражают свои мысли, быстро запоминают новую информацию. Терапия активно используется при синдроме Дауна, аутизме, детском церебральном параличе. Правильное проведение лечения увеличивает шансы для реабилитации и социальной адаптации у этой группы пациентов.

Тема:«Криотерапия как одно из эффективных средств развития графо-моторных навыков детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

Курманова З.В.

Учитель-логопед МДОУ д/с № 172 общеразвивающего вида, г.Ярославля

Вопрос подготовки дошкольников к овладению письмом является частью проблемы подготовки к обучению в школе, которая с каждым годом, в свете изменения содержания школьных программ, становится все актуальнее.

Актуальность представленной темы обусловлена тем, что двигательный акт письма требует тонкой координации движений, длительной фиксации суставов, а, кроме того, связан со значительной статической нагрузкой, обусловленной неподвижной позой при письме. Несовершенная нервная регуляция движений, слабое развитие мелких мышц руки, низкая выносливость по отношению к статическим нагрузкам у детей этого возраста определяют чрезвычайную сложность овладения навыком письма.

Поэтому, для педагогов очень важно постоянно искать и находить объективно существующие точки соприкосновения различных областей знаний, на этой основе вырабатывать единый механизм формирования знаний, умений, навыков, развития способностей, активно воздействовать на воспитанников специфическими для каждой дисциплины средствами с целью создания широкой и прочной базы, на которой можно решать учебно-воспитательные задачи.

Криотерапия или контрастная терапия – один из таких методов, позволяющих производить воздействие на кисти рук холода и тепла попеременно. От холода происходит сокращение мышц, а от тепла – расслабление. Сократительная способность мелких мышц кисти возрастает. Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона. Всё это способствует совершенствованию более тонких движений кисти руки, ведёт к активизации мелкой моторики и, как следствие, улучшает процесс овладения графикой письма, а параллельно способствует развитию речи.

Говоря о формировании графо-моторного навыка у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи с использованием метода криотерапии, необходимо отметить, что проведение криотерапии не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках», специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся через 1-2 дня в течение месяца. От раза к разу увеличивается продолжительность взаимодействия и манипуляций со льдом от 5-8 секунд на первом занятии и доводится до 1 минуты на заключительных этапах, что позволяет от раза к разу увеличивать чувствительность кончиков пальцев, быстроту реагирования и скорость выполнения заданий.

Занятия с использованием метода криотерапии проводятся в несколько этапов:

1 этап – чередование теплых и холодных процедур.

Данный этап включает в себя игры, которые можно разделить по степени продолжительности на 4 категории:

Погружение пальцев в бассейн с ледяными шариками (игра «Достань игрушку») на 5-8 секунд.

Выкладывание по цвету разноцветных кубиков изо льда. Время взаимодействия со льдом увеличивается до 10-15 секунд.

Выкладывание мозаичного рисунка из ледяных кубиков. Время взаимодействия со льдом и холодом до 25-30 секунд.

Выкладывание замков из ледяных кубиков. Наиболее продолжительное взаимодействие и манипуляции со льдом от 30 до 60 секунд.

2 этап – растяжка пальцев рук с последующей пальчиковой гимнастикой.

После протрехразового криоконтраста проводят растяжки с каждым пальцем правой и левой руки. При этом большое внимание уделяют большому пальцу каждой из рук,т.к. данный элемент связан с зоной мышления головного мозга и его активизация напрямую влияет на мыслительную деятельность дошкольника.

После растяжки следует любая пальчиковая гимнастика, соответствующая определенной лексической теме или звуку, с которым происходит работа на коррекционных занятиях педагога.

3 этап - развитие тактильной чувствительности, включающая растирание в руках шишек, шариков, пробок от пластиковых бутылок; поглаживание карточек, обтянутых разным по качеству материалом (шёлк, шерсть, ситец, буклированная ткань, крупный наждак); развитие тактильной чувствительности с помощью щётки с жёстким ворсом.

После проведённой коррекционной работы, было организовано экспериментальное исследование, имеющее целью анализ эффективности предложенной системы мероприятий по развитию графо-моторного навыка с применением метода криотерапии, которое показало, что использование данного инновационного и нетрадиционного метода в коррекционно-логопедических мероприятиях способствует успешному формированию графо-моторного навыка у данной категорией детей и позволяет им в последствии успешно овладевать графикой письма.

Следовательно, если в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи, целенаправленно использовать метод криотерапии в сочетании со специальными упражнений и заданиями, то это будет способствовать развитию графо-моторного навыка у этих детей и отразится на успешности последующего овладения ими графикой письма.

Ольга Коденко
Криотерапия как средство развития мелкой моторики детей с ОВЗ

Одна из важнейших задач коррекционной педагогики - повышение эффективности педагогического воздействия на детей с особыми образовательными потребностями, оптимальное развитие потенциальных возможностей их познавательной и речевой деятельности, подготовка к самостоятельной жизни и включение в социальную среду полноправными членами общества.

Указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей , нуждающихся в специальном коррекционном обучении, Л. С. Выготский (1983) писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.

В. А. Сухомлинский сказал : "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев, "Рука – это инструмент всех инструментов", заключал еще Аристотель. "Рука – это своего рода внешний мозг", - писал Кант.

Эти выводы не случайны. Действительно, рука имеет большое "представительство" в коре головного мозга, поэтому развитие мелкой моторики имеет большое значение для развития ребенка .

Развивая мелкую моторику , совершенствуется не только ловкость и точность рук, но и развивается мозг ребенка , творческие способности, фантазия и речь. Главной целью развития мелкой моторики является развитие взаимосвязи между полушариями головного мозга и синхронизация их работы. В правом полушарии мозга возникают образы предметов и явлений, а в левом они вербализируются, т. е. находят словесное выражение. А происходит этот процесс благодаря "мостику" между правым и левым полушариями. Чем крепче этот мостик, считают ученые, тем быстрее и чаще по нему идут нервные импульсы, активнее мыслительные процессы, точнее внимание, выше способности. Таким образом, развивая моторику , мы создаем предпосылки для развития высших психических функций.

Существует большое количество традиционных методов развития мелкой моторики : пальчиковые игры, самомассаж кистей и пальцев рук, графические упражнения, игры на развитие тактильного восприятия. Эти методы подробно изучены и широко представлены в педагогической литературе и активно используют в коррекционно – развивающей работе . Интересным для меня стало обратить внимание именно на нетрадиционные методы, малораспространенные.

Сегодня я познакомлю вас с одним из нетрадиционных методов развития мелкой моторики , который я активно использую в своей работе. Это – криотерапия .

Криотерапия (от латинского "крио " - холод и "терапия" – лечение, воздействие). Этот метод пришел в коррекционную педагогику из медицины, которая успешно использует его в лечении и оздоровлении.

Криотерапия - одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания обладает благотворными свойствами. Эффект основан на изменении деятельности сосудов - первоначальный спазм мелких артерий сменяется выраженным расширением что значительно усиливает приток крови к месту воздействия, в результате чего возрастает сократительная способность мелких мышц кисти . Движения пальцев рук начинают формироваться в большем объёме, улучается импульсация, в кору головного мозга подаются направленные сигналы, вследствие чего, лучше развивается двигательная зона . Это оказывает влияние, как на общее оздоровление организма, так и на развитие мелкой моторики .

Почему же именно криотерапия ? Использование данного метода способствует : развитию тактильной чувствительности, активизации иннервации мышц тонкой моторики , а также развитию моторных центров коры головного мозга. Он позволяет мне, как дефектологу, решать ряд задач коррекционно – развивающего обучения , а главное ее проведение не требует специального оборудования, что является достаточно удобным и ценным в условиях дошкольного учреждения.

Для её проведения необходимы кусочки льда, которые заранее готовят в «шашечках» , специальных силиконовых ёмкостях для заморозки или просто в подставках от шоколадных конфет.

Для того, чтобы детям было более интересно манипулировать с ледяными кубиками, можно придать им цвет, разнообразную форму или просто поместить «секретик» в замороженный кусочек льда. Я сделала свои льдинки многоразовыми, заполнила маленькие шарики водой, и теперь после занятия шарики снова отправляются замораживаться, что облегчает дальнейшую подготовку.

Элементы криотерапии я стала использовать в работе с детьми еще в прошлом учебном году, мы пробовали рисовать цветными льдинками. Ребята проявили большой интерес, и подробно изучив его, с этого учебного года, я стала активно использовать криотерапию на своих занятиях .

В классическом своем исполнении, криотерапия предполагает простые манипуляции с ледяными кубиками с постепенным увеличением времени воздействия от 10 до 60 секунд. Передо мной встала задача, чтобы работая со льдом, осуществлялась обучающая функция. Я разработала картотеку игр, в которой учитывала основные задачи обучения детей с ОВЗ .

Использование игр со льдом позволяет закреплять и расширять сенсорные представления детей . С помощью игр «Выполни по образцу» , «Разложи по цвету» , «Цветной эксперимент» у ребят закрепляются знания об основных цветах и их оттенках. «Найди домик» , «Ледяная стройка» , «Ледяное ожерелье» закрепляют представления о форме и величине. Также эти игры учат ориентироваться на образец, действовать по словесной инструкции.

Пространственные представления мы с ребятами закрепляем, играя в игры «Бассейн» , «Расположи верно» , «Ледяной холст» . Чтобы закреплять знания по лексическим темам, я предлагаю раскрасить цветными льдинками предметную картинку по теме или выложить ее по контуру, и дети выполняют это с большим удовольствием. Игры «Продолжи ряд» , «Исправь ошибку» «Выполни по образцу» и др. способствуют развитию высших психических функций.

Очень интересным и необычным для детей является рисование цветными льдинками, пальчиковое рисование на ледяном холсте, что способствует развитию воображения , закреплению представлений о свойствах предметов, развитию изобразительной деятельности. Выполняя постройки из ледяных кубиков, развиваются конструктивные способности, при строительстве по образцу или по подражанию ребенок учится воспринимать и воспроизводить пространственные отношения элементов конструкции.

Благоприятное воздействие оказывает криотерапия и на эмоциональную сферу : у детей стабилизируется эмоциональный фон, ослабевает психоэмоциональное напряжение, формируется положительный настрой на занятие.

Метод криотерапии способствует развитию не только мелкой моторики , но и интеллектуальной сферы детей . Играя в игры со льдом, дети учатся выполнять многоступенчатую инструкцию, развивается произвольная регуляция, возрастает познавательная активность и интерес к занятиям, а также происходит оздоровление организма.

Из практики, могу сказать, что занятия, на которых используются игры со льдом, проходят более продуктивно и материал усваивается лучше и быстрее, а также у ребят сохраняется интерес до конца занятия. Не смотря на мой не большой опыт, я рекомендую Вам использовать криотерапию в работе , и вы сами сможете убедиться в его безграничных возможностях.

Публикации по теме:

Использование техники квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста План. 1. Теоретическая часть. - Влияние художественно-творческой деятельности на детей дошкольного возраста. - Знакомство с историей квиллинга.

Подготовила: воспитатель МАДОУ № 21 г. Великий Новгород Володина Светлана Александровна Мелкая моторика – совокупность скоординированных.

В процессе работы по развитию мелкой моторики я использую криотерапию. Криотерапия – одна из наиболее современных нетрадиционных технологий.

Нетрадиционные техники рисования как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста. Цель: Развитие у детей раннего возраста.

Пальчиковые игры и упражнения - уникальное средство для развития мелкой моторики и речи детей Эффективным средством для развития мелкой моторики в дошкольных образовательных учреждениях являются пальчиковые игры – своеобразные упражнения.

Пальчиковый театр как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста Обобщение педагогического опыта. "Пальчиковый театр, как средство развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. " В настоящее время.

Педагогическая концепция «Аппликация как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста» "Аппликация,как средство развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста". Я, Чучалова Татьяна Николаевна –воспитатель муниципального.

Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного возраста 1 СЛАЙД Добрый день. Вашему вниманию представлен опыт работы по теме «Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей дошкольного.

Развитие мелкой моторики рук как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Почему одни дети говорят лучше, а другие хуже? По какой причине у одних в тетрадках красуются ровные ряды букв, а у других - сплошные каракули?.

Технология «квиллинг» как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста Технология квиллинг как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарования детей.

Библиотека изображений: