Виды семьи по количеству. Основания классификации семей

Сегодня исследователям не удалось составить полную классификацию семей по причине их многообразия у представителей разных культур. Классификация типов современных семей включает более 40 разновидностей.

Современные семейные отношения представлены двумя типами семей: типичным и нетипичным.

Современные типичные семьи отличаются между собой по определенным признакам:

  • родственной структуре: нуклеарная (супружеская пара с детьми) и расширенная (супружеская пара с детьми и кто-либо из родственников мужа или жены, проживающих вместе с ними);
  • количеству детей: бездетная (инфертильная), однодетная, малодетная, многодетная семья (трое и более детей);
  • составу: полная (включает отца, мать и детей) и неполная семья (один из родителей отсутствует). Неполная семья образуется вследствие расторжения брака, рождения внебрачного ребенка, смерти одного из родителей или раздельного их проживания;
  • географическому признаку: городская, сельская, отдаленная семья (проживающая в труднодоступных районах и районах Крайнего Севера).

Спокойный, регулируемый изменениями в природе ход жизни села отличается от быстрого, ритмичного темпа жизни и работы в городе. Для города характерно большое количество общественных групп, высокий уровень подвижности населения, в то время как в деревне классово-условная структура более однородна.

Семьи различаются:

  • по однородности социального состава: социально гомогенные (однородные) семьи (супруги имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности); гетерогенные (неоднородные) семьи: объединяют людей разного уровня образования и профессиональной ориентации;
  • семейному стажу: молодожены (1 год); молодая семья (до 3 лет); достигшие среднего супружеского возраста (от 4 до 15 лет); достигшие старшего супружеского возраста (от 15 до 25 лет); супружеские пары с большим стажем (от 25 лет);
  • типу ведущих потребностей, удовлетворение которых определяет особенности социального поведения членов семейной группы: с «физиологическим», типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); «интеллектуальным», т. е. с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; промежуточным;
  • особенностям уклада и организации быта: дающая человеку общение, моральную и материальную поддержку; детоцентрического типа (дети в центре интересов родителей); по интересам - спортивная команда или дискуссионный клуб; обеспечивающая комфорт, здоровье, порядок;
  • характеру проведения досуга: открытые (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг);
  • характеру распределения домашних обязанностей: традиционные (обязанности в основном выполняет женщина) и коллективистские (обязанности выполняются совместно или по очереди);
  • качеству отношений: благополучные и неблагополучные (семьи в разводе, в повторном браке, неполные; с алкогольной или наркотической деморализацией, больным ребенком, с нарушенной коммуникацией, когда между партнерами возникают неприязнь, невыполнение социальных ролей, закрытые конфликты);
  • типу главенства (распределению власти): авторитарные и демократические. Авторитарная семья характеризуется строгим воспитанием, беспрекословным подчинением жены мужу или мужа жене и детей родителям. Муж (а иногда - жена) является монопольным главой, деспотичным хозяином. Демократическая семья основана на взаимном уважении ее членов, распределении ролей в соответствии с потребностями конкретной обстановки, личными качествами и способностями супругов, на равном участии каждого из них во всех делах семейной жизни, совместном принятии всех важных решений. В демократической семье, как правило, «официального» главы нет, а есть лидер, авторитетное лицо, причем, муж может быть лидером в одних отношениях, а жена в других; в некоторых жизненных ситуациях лидерами могут становиться и взрослеющие дети.

Современная нуклеарная семья становится эгалитарной - равноправным союзом, с равной долей прав и ответственности всех взрослых ее членов, достаточно независимым положением детей.

Семья - сложная система взаимоотношений, в которой каждый ее член занимает определенное место, участвует в выполнении определенных функций, своей деятельностью удовлетворяет потребности других.

Представленная типология семей была бы неполной, если бы в нее не были включены нетипичные семьи. В силу объективных причин нетипичные семьи довольно трудно исследовать. Однако такие нетрадиционные брачные союзы существуют и имеют свои особенности:

  • встречающаяся семья: брак зарегистрирован, но супруги живут раздельно, у каждого из них свое жилье. Даже появление детей не служит основанием для объединения и совместного проживания. Такая семья собирается вместе либо по праздникам и выходным дням, либо на время отпуска супругов. В остальное время супруги встречаются от случая к случаю, не обременяя друг друга семейными проблемами и заботами;
  • прерывающаяся семья: характеризуется тем, что брак официально заключен, супруги живут вместе, но считают допустимым на время расставаться и не вести общее хозяйство;
  • свингинг (открытый и закрытый): гласно или негласно супруги допускают связи вне брака. Некоторые супружеские пары в поисках сексуального разнообразия по обоюдному согласию устанавливают сексуальные отношения с другими, одной или несколькими, парами. В отличие от тщательно скрываемых внебрачных любовных увлечений, подобные взаимоотношения предполагают «со-брачный» секс: юридические, социальные и эмоциональные узы законного брака сохраняются, но супружество утрачивает сексуальную исключительность;
  • многоженство (полигиния): встречается в мусульманских семьях. Один мужчина может иметь четырех официальных жен, которые обычно живут под одной крышей или в отдельных домах, построенных для них мужем. Если все жены и их дети находятся в одном домовладении, домашние и семейные обязанности между ними строго распределены. Муж является единовластным хозяином всех домочадцев, подчинение ему обязательно для всех членов семьи;
  • конкубинат: длительный союз мужчины и женщины, не намеревающихся юридически закрепить свои отношения, при этом у женщины от мужчины имеется внебрачный ребенок, а мужчина имеет параллельно официальную семью.

Итак, мы рассмотрели классификацию типов семей. Семья - сложная многофункциональная система, она выполняет ряд взаимосвязанных функций. Функция семьи - способ проявления активности, жизнедеятельности ее членов.

Социолог А. Г. Харчев главной общественной функцией семьи считает репродуктивную, в ее основе лежит инстинктивное стремление человека к продолжению рода. Выполняя ее, семья ответственна за физическое, психическое и интеллектуальное развитие ребенка, она выступает своеобразным регулятором рождаемости. Однако роль семьи не сводится к роли «биологической» фабрики.

Семья с ее постоянным и естественным характером взаимоотношений призвана формировать черты характера, убеждения, взгляды, мировоззрение ребенка. Она обладает огромным потенциалом и диапазоном воспитательного воздействия. Поэтому выделение воспитательной функции семьи как основной имеет общественный смысл.

Сексуально-репродуктивная функция семьи уходит корнями в не менее сильный, чем самосохранение, инстинкт продолжения рода. Брак заключается в первую очередь с целью регуляции сексуальных отношений, чтобы избежать случайных связей.

В ряде работ выделяется хозяйственно-бытовая, или экзистенциально-экономическая, функция семьи. Данная функция, по мнению Т. И. Дымновой, заключается в создании альтруистического семейного производства, домашней экономики, ведении домашнего хозяйства, в содержании детей и других нетрудоспособных членов семьи, накоплении и наследовании частной собственности. Хозяйственно-бытовая функция семьи не менее важна для общества. Она обеспечивает физическое здоровье населения, в том числе детей и других нетрудоспособных членов. Благодаря домашней экономике повышается уровень жизни людей.

Сущность и содержание экономической функции состоит в ведении не только общего хозяйства, но и в экономической поддержке детей и других членов семьи в период их нетрудоспособности.

В период социально-экономических преобразований в обществе претерпевают изменения и функции семьи. Ведущей в историческом прошлом являлась экономическая функция семьи, она подчиняла себе все остальные: глава семьи - мужчина - был организатором общего труда, дети рано включались в жизнь взрослых. Экономическая функция всецело определяла воспитательную и репродуктивную функции. Данная функция призвана обеспечить основные материальные потребности человека в полноценном здоровом питании, бытовом комфорте, регулярном отдыхе.

Для каждого человека семья выполняет эмоциональную или рекреативную функции, защищающие его от стрессовых и экстремальных ситуаций. Уют и тепло домашнего очага, реализация потребности его в доверительном и эмоциональном общении, сочувствие, сопереживание, поддержка - все это позволяет человеку быть более стойким к условиям современной неспокойной жизни.

Ряд исследователей выделяет функцию досуга, содержание и формы проведения которого зависят от уровня культуры, национальных традиций, индивидуальных склонностей и интересов, возраста членов семьи, ее доходов.

Эмоционально-этическая функция семьи, по определению Т. И. Дымновой, есть удовлетворение потребности человека любого возраста в психологической защищенности, эмоциональном сопереживании, безусловном принятии, любви. Если эта функция не выполняется в семье, то человек подвергается «эмоциональным атакам».

Социально-статусная функция - удовлетворение потребностей интеллектуальной сферы, проявляющихся как ориентировочный интерес, желание знать и делать собственные выводы. Наиболее очевидная форма реализации этой функции - содействие каждому из членов семьи в получении хорошего образования и постоянном самообразовании, содействие профессиональному росту, приобретению значимого положения в социальной иерархии.

Функция социализации заключается в том, чтобы подготовить детей к жизни среди людей, нормальному вхождению ребенка в социум, самоконтролю. Общественная значимость семейной социализации заключается в регламентации моральных норм, воспитании ответственных людей, в культурном воспроизводстве общества. Невыполнение этой функции влечет за собой криминализацию общественной жизни.

Функция социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность; ориентирующую основу составляют ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах. Каждая семья формирует свой образ жизни, свою микрокультуру.

К определению функций семьи существуют разные подходы, у социологов нет единства мнений. Так, А. И. Антонов, В. М. Медков выделяют специфические и неспецифические функции. По их мнению, у современной семьи нет главных функций. Специфические вытекают из сущности семьи как социального явления. К ним относятся рождение детей (репродуктивная), содержание и социализация детей (экзистенциальная и воспитательная). При всех изменениях общества всегда сохраняется необходимость в семье как социальной форме организации рождения и воспитания детей.

Неспецифинеские функции семьи связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организации производства и потребления, домашнего хозяйства, отдыха, досуга и др. Они отражают исторический характер связи между семьей и обществом. В начале XX в. социальные институты все более помогали семье выполнять функции образования и воспитания (детские сады и школы), защиты и охраны (полиция и армия), питания, досуга (сфера обслуживания).

Вопросы и задания

  • 1. Перечислите функции семьи.
  • 2. В чем состоит взаимосвязь выполняемых семьей функций?
  • 3. В различных словарях (педагогическом, философском, толковом и др.) найдите определения слова «семья». Выпишите их и проанализируйте, есть ли между ними сходство, противоречия, отличия.
  • 4. Подберите статьи из периодической печати по проблемам семьи (социальным, правовым, педагогическим, медицинским и др.). Выделите основные проблемы, стоящие перед семьей.
  • 5. Проанонсируйте в студенческой группе одну из книг о семье, например научную, научно-популярную, художественную и др. Книги могут быть разных жанров, иметь разных адресатов (для педагогов, родителей, исследователей проблем семьи).
  • 6. Напишите рецензию на книгу о семье: какие проблемы в ней поднимаются; что, на ваш взгляд, представляет интерес с педагогической точки зрения; для кого она предназначена.

При комплексном изучении семейной структуры они рассматриваются в комплексном сочетании. С демографической точки зрения выделяется несколько типов семьи и её организации.

В зависимости от форм брака:

 моногамная семья - состоящая из двух партнёров

 полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнёров

o Полигиния - одновременное состояние мужчины в браке с несколькими женщинами. Причём, брак заключается мужчиной с каждой из женщин отдельно. Например, в шариате есть ограничение на количество жён - не более четырёх

o Полиандрия - одновременное состояние женщины в браке с несколькими мужчинами. Встречается редко, например, у народов Тибета , Гавайских островов .

В зависимости от пола супругов:

 однополая семья - двое мужчин или две женщины, совместно воспитывающие приёмных детей, искусственно зачатых или детей от предыдущих (гетеросексуальных) контактов.

 разнополая семья

В зависимости от количества детей:

 бездетная, или инфертильная семья;

 однодетная семья;

 малодетная семья;

 среднедетная семья;

многодетная семья .

В зависимости от состава:

 простая или нуклеарная семья - состоит из одного поколения, представленного родителями (родителем) с детьми или без детей. Нуклеарная семья в современном обществе получила наибольшее распространение. Она может быть:

o элементарная - семья из трёх членов: муж, жена и ребёнок. Такая семья может быть, в свою очередь:

 полной - в составе есть оба родителя и хотя бы один ребёнок

 неполной - семья только из одного родителя с детьми, или семья, состоящая только из родителей без детей

o составная - полная нуклеарная семья, в которой воспитываются несколько детей. Составную нуклеарную семью, где несколько детей, следует рассматривать как конъюнкцию нескольких элементарных

 сложная семья или патриархальная семья - большая семья из нескольких поколений. Она может включать бабушек и дедушек, братьев и их жён, сестёр и их мужей, племянников и племянниц.

В зависимости от места человека в семье:

 родительская - это семья, в которой человек рождается

 репродуктивная - семья, которую человек создаёт сам

В зависимости от проживания семьи:

 матрилокальная - молодая семья, проживающая с родителями жены,

 патрилокальная - семья, проживающая совместно с родителями мужа;

 неолокальная - семья переезжает в жилище, удалённое от места проживания родителей.

Стили супружеских отношений

В течение первых двух лет совместной жизни происходит формирование супружеского стиля пары. Супружеский стиль - это способ организации жизни супружеской пары, то каким образом в ней распределены роли и обязанности. Главная задача пары в течение этого периода состоит в том, чтобы установить приемлемый для обоих стиль совместного проживания, а также достичь взаимно комфортного уровня близости.

Близость тесным образом связана с сексуальной жизнью пары, в которой происходит разделение удовольствия, углубление и укрепление близости, а также снятие напряжения от стрессов жизни и брака. Сексуальность питает энергией супружескую связь и поддерживает чувство особенности каждого партнера. Поэтому создание пространства для интимности и секса имеет первостепенное значение для жизненности брака. И наоборот, дисфункциональный секс, а особенно отсутствие сексуальных отношений оказывают опустошающее влияние на брак, уничтожая близость и позитивные чувства к супругу.

Каждый супружеский стиль отражает индивидуальные наклонности и потребности супругов. Формирование каждого из этих стилей предполагает разделение определенных ценностей и представлений о супружеской жизни и соотнесение обоюдных ожиданий и потребностей. Брак партнеров с несовместимыми потребностями крайне уязвим. Например, союз жены, стремящейся к эмоционально экспрессивному браку и мужа с тенденцией сводить конфликты к минимуму изначально обречен на провал. Но даже партнеры с в основном согласующимися представлениями и ожиданиями сталкиваются с конфликтами и не гарантированы от кризисов, поэтому для сохранения интимных отношений в браке крайне важны готовность признать наличие проблем и стремление к их совместному преодолению.

Существует четыре потенциально возможных супружеских стиля: 1) лучшие друзья; 2) взаимодополняющие; 3) избегающие конфликтов и 4) эмоционально экспрессивные пары. Следует сразу оговориться, что совершенно чистые стили встречаются весьма редко и, как правило, имеет место их некоторое сочетание.

Лучшие друзья. Хорошо работающий брак по типу лучших друзей производит глубокое впечатление на окружающих. В таких парах самый высокий уровень близости. Этот супружеский стиль в наибольшей степени соответствует широко распространенному идеалу. Эти пары характеризует высокая степень принятия, близости, уважения, доверия и безопасности. Такая пара разделяет власть в равноправной манере. Эти пары ценят прикосновения в спальне и вне ее и получают удовольствие от услаждений и эротизма. Как правило они развивают гибкий сексуальный стиль, учитывающий чувства и предпочтения обоих партнеров.

Каковы потенциальные опасности этого супружеского стиля? При столкновении с серьезными расхождениями в ожиданиях такие пары подвержены риску разочарования и отчуждения. Разочарование и утрата иллюзий - серьезное испытание, с которым в той или иной степени сталкивается любая пара. Осознание собственных ожиданий и принятие реальных качеств партнера - непростая задача, требующая серьезной душевной работы. При этом стиле достаточно высок процент разводов, вызванных неудовлетворенными потребностями, гневом и отчуждением. Этим парам недостает навыков разрешения конфликтов. Они зачастую жертвуют автономией и индивидуальностью ради ощущения себя частью пары. Нахождение определенного баланса между потребностью в одиночестве и принятии самостоятельных решений и погруженностью во взаимоотношения - вызов для любого брака. Ловушка состоит в том, чтобы жертвовать автономией, а затем обижаться и упрекать партнера.

Торможение сексуального желания - другая ловушка, в которую могут попасть. Близость и совместно проводимое время - прямой мостик к сексуальному желанию. Пара нуждается во взаимно комфортном уровне близости, обеспечивающем эмоциональную связь и сексуальное желание. Как известно недостаточная или чрезмерная близость может подрывать сексуальное желание, поэтому в этом вопросе также необходим некоторый баланс.

Пары недостаточно настойчивы в преодолении сексуальной дисфункции и неудовлетворенности. Действует миф. Ожидание, что другой должен догадаться, о чем я думаю и чего хочу без просьбы об этом, может быть весьма стойким. Но когда имеют место сексуальные проблемы, только любви недостаточно. Близость и разделяемые позитивные чувства весьма важны, но их недостаточно для преодоления сексуальных дисфункций, например, таких как ранняя эякуляция и вагинизм. Когда у одного партнера появляется вторичная дисфункция, проблема с эрекцией у мужчины или отсутствие оргазма у женщины, оба партнера колеблются между обвинением себя и выражением упреков другому. Сталкиваясь с сексуальной дисфункцией, такие пары часто скатываются на цикл взаимного избегания, нежелания подталкивать партнера и ожидания инициативы с его стороны.

Взаимодополняющие. Взаимодополняющие или подтверждающие друг друга пары имеют средний уровень близости, сохраняя баланс между автономией и чувством единения. Они подтверждают компетентность и ценность друг друга, дорожат супружескими отношениями.

Отсутствие сексуальных отношений нетипично для взаимодополняющих пар. Во взаимодополняющих парах один супруг, традиционно мужчина, считает сексуальность своей прерогативой. Опасность состоит в том, что мужчина может придавать чрезмерное значение половому акту ценой интимности, влечения и стремления доставить удовольствие, что приводит к уменьшению предвкушения и удовольствия со стороны женщины. При ориентации на сексуальный акт есть еще одна опасность, которая может разрушить сексуальность; она особенно присуща мужчинам в возрасте. Мужчины за сорок бывают уязвимы к предваряющей тревоге, что может приводить к напряженному и дисфункциональному сексу или его избеганию. Иначе говоря, сексуальные отношения могут стать источником смущения и колебания.

Избегающие конфликтов. Такие пары могут также попасть в ловушку рутины. Секс может стать механическим. С годами приоритет секса в этих парах может снижаться, иметь место поздно ночью после того, как завершены другие важные дела: детей уложили спать, выгуляли собаку, посмотрели телевизор. Такая пара может с тоской вспоминать про времена романтической любви и страстного секса в добрачный период. В такой ситуации перед парой встает задача оживления сексуального желания. Для этого необходим гибкий стиль, ориентированный на взаимодействие и интимность. Этого легче достигнуть, если женщина имеет свой собственный сексуальный голос. Когда оба партнера ценят близость, доставление удовольствия и эротизм - они предохранены от сексуальной дисфункции. Хорошо, когда каждый партнер может инициировать сексуальные отношения, сказать или предложить альтернативный вариант эротической игры. Избегающие конфликтов. Это наиболее стабильный супружеский стиль. Такие браки организованы в соответствии с традиционными мужскими и женскими ролями. Этот стиль характеризует избегание выражения сильных чувств, особенно гнева, ограниченная близость, подчеркивание значения детей, семейных и/или религиозных ценностей. Особое значение в таких парах имеют стабильность и ощущение семьи. Для них надежность важнее близости, а семья важнее ощущения себя парой.

Интенсивные чувства, особенно гнев, неприемлемы. Выражение сильных чувств и сексуальных желаний не поощряется. Связанные с сексуальной сферой конфликты преуменьшаются или игнорируются. Избегание конфликтов - типичная реакция для таких пар, поэтому при возникновении серьезного конфликта относительно сексуальных предпочтений секс может просто избегаться, а его значение принижаться.

Поскольку сферой секса в таких парах как правило заведует мужчина, в сексуальной жизни подчеркивается значение полового акта с предваряющей эротической игрой, чтобы женщина была готова к сексуальному акту. Как правило секс предполагает только один оргазм. Часто имеет место ожидание, что оргазм женщины должен подстраиваться под оргазм мужчины. С возрастом сексуальное функционирование перестает быть легким и непроизвольным. Когда пара прекращает заниматься сексом, в 40 или 60 лет - это, как правило, непроговоренное решение мужчины. Он слишком обеспокоен или смущен сексуальными затруднениями, поэтому решает, что секс не стоит его усилий. Эмоционально экспрессивные. Это наиболее бурный, взрывоопасный и нестабильный супружеский стиль, но вместе с тем наиболее вовлекающий, полный веселого задора и эротизма. Близость подобна аккордеону - то очень тесная, то подобна непреодолимой пропасти. Эмоции, будь это радость или гнев, переживаются и выражаются в полную силу.

Когда все хорошо, взаимоотношения такой пары - это нечто захватывающее и пылающее страстью, а сексуальная жизнь спонтанная и необузданная. Такая пара буквально летает на крыльях любви.

Эмоционально экспрессивные пары ценят интимность, они не боятся конфликтов и гнева. Именно в этих парах наиболее часто проявляется физическое насилие. Физические и эмоциональные стычки могут даже эротически стимулировать а инициируемый таким образом секс выступает в качестве средства овладения агрессией. Активная, полная энергии и спонтанности сексуальная жизнь крайне важна для эмоционально экспрессивных пар, без страсти брак для них теряет всякую ценность. При возникновении сексуальной дисфункции им не хватает терпения. Если в короткие сроки не удается найти решения проблемы, все усилия могут казаться тщетными, что может приводить к изменам. Торможение сексуального желания - предвестие смерти брака для эмоционально экспрессивных пар. Развод таких пар как правило сопровождается ожесточенными и мстительными нападками, что однако не уничтожает шанс воссоединения вновь спустя некоторое время.

Каждая супружеская пара должна решить два важных вопроса - относительно количества близости и значения сексуальности. Близость включает в себя взаимное стремление, разделение и самораскрытие. Если один партнер желает высокого уровня близости, а для другого крайне важна автономия, то вероятность торможения сексуального желания весьма велика. Когда пары впадают в ловушку, близость и сексуальность страдают. Часто имеет место ситуация, когда женщина хочет больше близости, привязанности и чувственности. Мужчина же эмоционально удаляется, а в качестве средства воссоединения предпочитает сексуальный акт. Это может перерасти в стереотипную борьбу, в которой жена обвиняет мужа в недостаточном проявлении близости и любви, а муж говорит прежде всего о частоте занятий сексом. Когда сексуальность недооценивается, она становится механической. Секс превращается в предсказуемую последовательность действий. Чтобы оживить сексуальную жизнь необходимо отказаться от ригидных сексуальных ролей. Идеально, когда каждый партнер ценит близость, страсть, моменты нежности, эротизм и половой акт. Когда каждый чувствует себя достаточно комфортно, чтобы инициировать секс, сказать, предложить альтернативный чувственный или эротический сценарий.

Семьи по семейному стажу

Семьи по количеству детей

Типология семьи по составу

Типология по качеству жизни семьи

По видам отношений между супругами

Семьи по семейному стажу

Молодожены, молодая семья, семья, ждущая ребенка, семья среднего супружеского возраста, семья старшего супружеского возраста, пожилая супружеская пара. Среди них наиболее пристального внимания специалиста социально-педагогической сферы требуют молодые семьи, семьи среднего супружеского возраста и пожилые семьи.

Молодая семья. Это супружеская пара, с детьми или без них, первый брак, продолжительность этой семьи до 5 лет, возраст супругов не старше 30 лет. Это семья на начальной стадии развития как малая социальная группа, то есть на стадии супружеского выбора. Для нее свойственна первичная взаимная адаптация супругов: материально-бытовая, нравственно-психологическая и интимно-личная. Происходит изменение всего образа жизни супругов: приспособление к новому для них статусу мужа и жены и связанных с ними функциям; согласование существовавших до брака образцов внесемейного поведения; включение согласованных образцов внесемейного поведения в круг взаимных родственных связей.

Для стабильности молодой семьи опасны или существуют в потенции два кризисных периода: первичная супружеская адаптация и адаптация супругов к появлению первого ребенка.

К основным проблемам молодых семей можно отнести: затруднения отождествления и слияния супругов в единую общность (слишком высокая автономность потребностей, интересов, намерений, основных взглядов и жизненных установок, представлений супругов о семье и т. д.), конфликтность, затруднения в установлении взаимопонимания, отсутствие взаимной психической поддержки и, как следствие, возрастание замкнутости, отчужденности, угасание любви, потеря взаимного уважения, накопление отрицательных эмоций по отношению друг к другу; трудности начального периода воспитания детей, принятия родительских ролей, трудности, связанные с вхождением детей во внесемейные институты (детский сад, школу).

Семья среднего супружеского возраста. Она представляет собой своеобразный коллектив, отношения в котором можно определить как воспитание воспитателей. Если родители хотят развить у ребенка какое-либо качество, они должны развить его в себе. В «среднем» периоде уже выработался стереотип супружеских отношений, давно выработаны семейные правила. Это упрощает, но и обедняет семейную жизнь. В нормально функционирующих семьях тенденция к стабильности уравновешивается тенденцией к изменяемости. В случае ригидной фиксации правил в семье брак приобретает признаки дисфункционального, отношения становятся однотипными и монотонными.

К типичным проблемам этой категории семей следует отнести: вторичная негативная супружеская адаптация, отсутствие новых семейных целей и перспектив, снижение семейной активности, вхождение ребенка в подростковый возраст, и связанные с этим педагогические и психологические трудности, повышение конфликтности во взаимоотношениях ребенка и родителей и т. д.

Пожилая семья. Это чаще всего зрелая супружеская пара, проживающая со своими детьми или самостоятельно. В это время супруги, как правило, выходят на пенсию. Меняется образ жизни, социальный статус, статус супругов.

Типичные проблемы этой категории семь связаны с ухудшением здоровья, затяжной адаптацией к новому образу жизни, выраженной поляризованностью настроений и категоричностью суждений – от крайне упаднических до эгоцентрических, преобладанием ретроспективных ценностей и т. д.

Семьи по количеству детей

Бездетная семья. Семья, в которой в течение десяти лет супружеской жизни нет детей, считается бездетной.

Основными проблемами такой семьи являются: диссонанс взаимоотношений супругов, семейный кризис на почве отсутствия детей, несоответствие ролевых ожиданий исполняемым ролям, эмоциональная неудовлетворенность, отсутствие перспективных семейных целей и т. д.

Малодетная семья. Это распространенная категория семей. Такие семьи обычно состоят из мужа, жены и двух или, чаще всего, одного ребенка.

К наиболее типичным проблемам малодетной семьи можно отнести сложности психолого-педагогического свойства, связанные с воспитанием единственного ребенка: отсутствие полноценных условий для развития его социальных и эмоциональных качеств и формирующийся на этой основе эгоцентризм.

Многодетная семья. Это семья, имеющая трех и более детей. Выделяют следующие виды многодетных семей:

Семьи с сознательной многодетностью и любовью к детям. Родители делают все, чтобы детям жилось лучше;

Семьи, в которых родители не стремились иметь много детей. Дети в таких семьях – результат отсутствия планирования семьи. Такие семьи могут появиться и в результате рождения двойни или тройни, из-за боязни прервать беременность, врачебного запрета на аборт по состоянию здоровья матери, отказа от аборта и средств контрацепции из-за религиозных убеждений

Семьи, образовавшиеся в результате объединения двух неполных семей, в каждой из которой уже имелись дети;

Семьи, в которых рождение большого числа детей можно считать проявлением неблагополучия. Дети здесь зачастую являются средством получения различного рода пособий, льгот, благ. В большинстве случаев появление детей в таких семьях является следствием беспорядочных половых отношений в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Типичная установка родителей в данном случае – произвести ребенка.

К основным проблемам многодетных семей можно отнести материальные трудности, проблемы в сфере образования и воспитания детей, отклонения в поведении детей вследствие их бесконтрольности и безнадзорности, заниженная самооценка детей, неадекватные представления о значимости собственной личности; неравное участие супругов в делах семьи и воспитании детей, нарушение единства в семейных отношениях и т. д.

Типология семьи по составу

Простая семья, сложная (с несколькими семейными ядрами) семья, неполная семья, материнская семья, внебрачная семья, семья повторного брака.

Cложная семья - к семейному ядру добавляются другие родственники как по восходящей линии (прародители, прапрародители), так и по боковым линиям (различные родственники каждого из супругов). Также может включать в себя несколько брачных пар, члены которых связаны родственными узами и ведением совместного хозяйства.

Нуклеарная семья - семья, семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми (как правило: семья из 3-4 членов), в которой родителя заняты профессиональной деятельностью.

Неполная семья. Неполные семьи возникают после развода и распада полной семьи, по инициативе одиноких женщин («материнская семья»), в результате смерти одного из супругов, при усыновлении (удочерении) ребенка одиноким человеком.

К типичным проблемам неполных семей относятся: материальные трудности, обилие психологических проблем у женщины-матери (обида, угнетенность, чувство собственной неполноценности, чувство вины перед детьми, из-за чего возникает гиперопека по отношению к ним), затруднения в правильной полоролевой идентификации детей и т. д.

Материнская семья (семья матери-одиночки). Это разновидность неполной семьи. Она изначально безбрачна.

Типичные проблемы такой семьи: неудовлетворительное материальное положение, жилищные проблемы, негативное отношение со стороны родственников; невротизация женщины, деформация ее установки на материнство, нарушения в формировании психических функций ребенка вследствие психологического стресса матери, жестокое обращение с ребенком в силу деформации материнского поведения, отказ от ребенка.

Смешанная семья или семья повторного брака. Выделяют три вида таких семей:

Женщина с детьми выходит замуж за мужчину без детей;

Мужчина с детьми женится на женщине без детей;

Оба – и мужчина, и женщина, заключая брак, имеют детей от предыдущих партнеров.

Типичные проблемы таких семей включают: психическую напряженность от прежних взаимоотношений супругов, проблему утраты имевшихся ранее семейных ценностей и необходимости их восстановления, проблему взаимопонимания супругов, их взаимной адаптации, установления гармоничных отношений с детьми, достижения их расположения, выработки семейных правил, распределения ролей, установления новых взаимоотношений с микросоциумом.

По качеству жизни

Благополучная, устойчивая, неблагополучная, нестабильная, проблемная и другие. Сегодня особого внимания специалистов социально-педагогической сферы требуют неблагополучные семьи, которые в течение определенного времени не способны противостоять воздействию дестабилизирующих внесемейных и внутрисемейных факторов. К проблемным семьям, нуждающимся в первоочередной социально-педагогической помощи относятся семьи безработных граждан, семьи с детьми, имеющими ограниченные возможности, семьи беженцев и вынужденных переселенцев.

Семьи безработных граждан. Безработными признаются граждане, которые: трудоспособны; не имеют работы и заработка (дохода); зарегистрированы в целях поиска подходящей работы; ищут работу и готовы приступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы. К семьям безработных относят семьи с одним или несколькими безработными.

Типичными проблемами семей безработных являются: материальные, досуговые проблемы, ухудшение психологической атмосферы в семье, увеличение числа конфликтов, рост числа индивидуальных проблем психологического, соматического, нравственного характера, проблемы с воспитанием детей, перегрузка и стрессовые состояния у детей и т. д.

Семьи беженцев. Беженцами признаются граждане, прибывшие или желающие прибыть на территорию государства и не имеющие его гражданства, вынужденные или имеющие намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении их насилия или преследования в иных формах, либо реальной опасности подвергнуться насилию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений.

Социальные проблемы семей беженцев связаны с вынужденной переменой места жительства, резким изменением социального статуса, потерей жилья, работы, материальными трудностями, трудоустройством в новой среде. Названные проблемы влияют на поведение супругов, характер их внутрисемейных отношений. К типичным психосоциальным проблемам таких семей относятся: неудовлетворенность ожиданий, связанных с переездом семьи на новое место жительства, ослабляющая сопротивляемость психики членов семьи к внешнему неблагополучию, психологические трудности, связанные с адаптацией к традициям, обычаям, привычкам, распространенным в новой социальной среде, ухудшение нравственно-психологической атмосферы в семье, понижение семейного настроения, внутренний дискомфорт взрослых членов семьи (неудовлетворенность ходом жизни, отношениями с новым микроокружением и т. д.), передающийся всей семье, снижение уверенности в семейном лидере, чувство неуверенности в себе, снижение желания поддерживать должный статус в семье, ослабление мотивации супружества и т. п.

В семьях беженцев возникает множество проблем с воспитанием детей. Для статуса беженца характерной чертой являются категории «утрата» и «жестокие лишения», которые наиболее пагубно сказываются на психосоцальном развитии детей Последние, лишаясь своих домов, привычных вещей, своих друзей, близких родственников, испытывая жестокие лишения из-за недостатка пищи, воды, медицинского обслуживания, страдают неврозами, депрессиями. Развитие ребенка замедляется, ухудшаются его умственные способности, ослабляется активность, истощается эмоциональный потенциал. У ребенка могут возникать отклонения в поведении, проявляющиеся в пристрастии к алкоголю, наркотикам, противоправным действиям и т. п.

Семья с ребенком, имеющим ограниченные возможности . Семья, в которой родился ребенок с аномалиями, испытывает сильнейший стресс. У нее возникает масса проблем, к которым она, как правило, не готова. Это медицинские, экономические трудности, проблемы воспитания и ухода за больным ребенком, профессиональные проблемы (смена места работы и характера труда с учетом интересов больного ребенка).

К наиболее распространенным психологическим проблемам семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями, относятся: специфический уклад семейной жизни, необходимость овладения членами семьи новыми поведенческими ролями, проблема формирования отношения к больному ребенку (отношение к ребенку может быть конструктивным или деструктивным: игнорирование патологии ребенка или акцентуация на ней). Для таких семей характерны пониженный фон настроения, чувства вины и неполноценности, конфликтность. Уровень разводов в таких семьях довольно высок. Отцы не в состоянии выдержать непрекращающихся трудностей и уходят из семьи.

Социальному педагогу важно иметь представление о типологиях, основывающихся на выделении таких социально-психологических характеристик семьи, которые оказывают непосредственное влияние на формирование личности ребенка, его социализацию.

По видам отношений
между супругами

семьи с отношениями сотрудничества, семьи с паритетными отношениями, семьи с соревновательными отношениями, семьи с конкурентными отношениями, семьи с антагонистическими отношениями.

Виды отношений: сотрудничество; паритет; соревнование; конкуренция; антагонизм.

3. Этапы, функции семьи

Семья как социальный институт проходит ряд этапов :

Вступление в брак;

Рождение первого ребенка;

Окончание деторождения (последний ребенок);

- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;

Прекращение семьи со смертью одного из супругов;

Репродуктивная и генеративная.

Развитие семьи проходит несколько стадий:

Первая стадия – первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи.

Вторая стадия – рождение ребенка, семья состоит из двух поколений.

Третья стадия – семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семьи или расширяется, или разрушается.

Четвертая стадия – когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей.

Пятая стадия – это период заботы о членах семьи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы.

Шестая стадия – заключительный период семейного цикла. С появлением нового главы семьи не появляется новая семья, в продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.

Обозначим функции семьи:

Репродуктивное, биологическое воспроизводство населения

Функция первичной социализации детей и воспитательная;

Хозяйственно-бытовая – поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;

Экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;

Социальный контроль – ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;

Духовного общения – духовное обогащение каждого члена семьи;

Социально-статусная – предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;

Досуговая – организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;

Эмоциональная – осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.

Компоненты воспитательного потенциала семьи:

Численность и структура семьи;

Нравственно-психологическая атмосфера, характер внутрисемейного общения;

Жизненный и профессиональный опыт родителей, уровень их образованности и педагогической культуры;

Распределение обязанностей (в том числе воспитательных) в семье;

Материальные и бытовые условия семьи;

Организация семейного досуга, наличие семейных традиций;

Взаимосвязь семьи со школой и другими социальными институтами.

Для каждого человека естественным желанием является иметь семью. Это один из инстинктов человека, который заставляет находить себе пару для продолжения своего рода. Все семьи абсолютно разные, для того чтобы этот союз состоялся, необходимо выполнение и соблюдение многих правил.

Что такое семья?

Определение этого понятия можно дать по-разному.

Семья - это группа людей, которые живут вместе.

Семья - это сплоченный коллектив, который объединяют общие интересы.

Типы семей могут быть разными. Классифицировать их можно по различным признакам, поэтому встречаются непохожие подходы к этому вопросу.

Функции семьи

Независимо от вида и типа, все семьи должны выполнять некоторые функции. К основным относятся:

  1. Продолжение рода, а, значит, воспроизведение общества.
  2. Воспитательная. Проявляется в материнстве и отцовстве, взаимодействии с детьми и их воспитании.
  3. Хозяйственно-бытовая. На уровне семьи происходит удовлетворение материальных потребностей всех членов семейства - в еде, питье, одежде и так далее.
  4. Эмоциональная. Удовлетворение потребностей в уважении, любви, психологической защите.
  5. Духовное общение. Совместная трудовая деятельность, отдых всей семьей.
  6. Первичная социализация. Семья должна обеспечивать выполнение социальных норм своими членами.

Из этих функций видно, что традиционный тип семьи обладает всеми признаками социальной культуры. Главными из которых являются способность к воспроизводству, разделение труда, наследование и развитие культурных ценностей.

Как каждый организм состоит из клеток, так и все общество построено из семей. Разве будет здоров человек, если его клетки не в порядке? Так и все общество нельзя назвать здоровым, если имеются неблагополучные семьи.

Виды семей

Разные исследователи подходят к классификации по-разному. Чаще всего, чтобы охарактеризовать формы и типы семьи, за основу берут следующие признаки.

  1. Размер семьи. То есть, учитывается количество ее членов.

3. Количество детей:

  • бездетные;
  • однодетные;
  • малодетные;
  • многодетные.

4. Форма брака:

  • Моногамные семьи, состоящие из двух партнеров.
  • Полигамные имеют одного партнера, обремененного несколькими брачными обязательствами.

5. По половой принадлежности супругов.

  • Разнополая.
  • Однополая.

6. По месту положения человека.

  • Родительская семья.
  • Репродуктивная. Собственная семья, созданная человеком.

7. Место проживания.

  • Патрилокальная семья проживает с родителями мужа или жены.
  • Пеолокальная проживает отдельно от родителей.

Если захотеть, то можно еще называть типы современных семей, но это уже отклонение от правил.

Формы брака

Еще совсем недавно стать настоящей и признанной семьей можно было только после регистрации брака. В настоящее время многое изменилось в сознании людей, поэтому на сегодняшний момент браком считается не только тот, который заключен в ЗАГСе (церкви). Имеется несколько их разновидностей:

  1. Церковный. Супруги клянутся в любви и верности «перед Богом». Раньше только такой брак считался действительным, сейчас чаще всего сразу после официальной регистрации некоторые пары предпочитают повенчаться в церкви.
  2. Гражданский брак. Оформляется в ЗАГСе, основные типы семей возникают именно после его заключения.
  3. Фактический. Партнеры просто проживают вместе, не оформляя свои отношения официально. Как правило, такие браки не имеют юридической силы и во многих странах не признаются.
  4. Морганатический брак. Образование семьи людьми разного социального уровня.
  5. Временный союз. В некоторых странах он является достаточно распространенным, заключается согласно брачному договору на определенный срок.
  6. Фиктивный брак. Партнеры, как правило, не планируют создание настоящей семьи, есть только материальная или юридическая выгода.
  7. Полигиния. Когда мужчина официально имеет несколько жен. В России такие браки запрещены.
  8. Однополый брак. В некоторых странах приняты законы, разрешающие вступать в брак лицам одного пола.

Исторические типы семьи

Исторически сложилось разделять семьи в зависимости от распределения обязанностей и лидерства на следующие типы:


Взаимоотношения внутри семьи

Типы семей могут быть разными, но взаимоотношения между ее членами никто не отменял. Еще известный философ Гегель рассматривал несколько типов отношений в ячейке общества:

  • Между женщиной и мужчиной.
  • Родителями и детьми.
  • Братьями и сестрами.

Первый тип, по мнению автора, не имеет человечности, потому что все отношения построены на основе животного инстинкта, то есть сексуального удовлетворения. Людьми партнеры становятся в процессе воспитания детей и труда на благо своей семьи.

Нуклеарный тип семьи как раз и подразумевает наличие обоих родителей и детей. Отношения между ними могут складываться по-разному. Часто бывает так, что дочери больше оказываются привязанными к отцам, а сыновья, наоборот, к маме.

Все здесь зависит от стиля воспитания. Желательно, чтобы родители имели единое мнение по этому вопросу.

Взаимоотношения между братьями и сестрами порой складываются непросто. Все зависит от разницы в возрасте, особенностей воспитания и отношения родителей. Они часто допускают ошибку, когда предъявляют разные требования к детям, тем самым способствуют нарастанию враждебности между ними.

Нуклеарная семья

Еще совсем недавно было обыденностью, когда под одной крышей проживали несколько поколений сразу. Хотя и сегодня можно встретить такие семьи, всему виной нехватка средств для приобретения собственного жилья.

Нуклеарный тип семьи стал постепенно вытеснять патриархальную ячейку и становится господствующим видом. Такая семья имеет некоторые особенности:

  • Малая численность.
  • Ограниченность эмоционального опыта.
  • Больше свободы и способность уединиться.

Возникает вопрос о том, почему такие семьи стали преобладать. Совместное проживание нескольких поколений требует от каждого умения находить компромисс, готовность выполнять поручения старших членов семьи.

С одной стороны, в патриархальной семье есть все предпосылки для формирования коллективизма, но в то же время практически полностью уничтожается индивидуализм.

В нуклеарной семье проживает, как правило, два поколения, то есть родители и их дети. Часто отношения между членами строятся на основе демократии, поэтому у каждого может быть собственное личное пространство.

Несмотря на распространенность таких семей, статистика неумолимо свидетельствует о большом количестве разводов в них. Все чаще стали практиковаться отношения без регистрации брака, даже рождение детей не может заставить некоторых мужчин повести свою избранницу в ЗАГС.

Это говорит о том, что на первое место ставится личный комфорт и удобство, а общественно мнение не играет значения. Стремление к свободе и наличию личной жизни приводит к тому, что даже между членами одной семьи отсутствует взаимопонимание, поддержка.

Все чаще встречаются случаи, когда молодое поколение предпочитает отправить своих стареньких родителей в дом престарелых, вместо того, чтобы ухаживать за ними. Детей на воспитание отдают в детские сады и няням, а раньше этим занимались бабушки и дедушки.

Нуклеарная семья является отражением процессов, протекающих в нашем обществе, а это, к сожалению, способствует и разрушению государственных традиций.

Партнерская семья

При создании своей семьи каждый хочет, чтобы отношения в ней были равноправными. Это естественное желание, но на практике такое случается не всегда.

Семья партнерского типа подразумевает следующее:


Если вы планируете иметь такую семью, то все заранее необходимо обговаривать, чтобы потом не возникали недоразумения.

Чистые партнерские семьи встречаются достаточно редко, потому что всегда имеется перевес на какую-либо сторону по некоторым вопросам.

Неполные семьи

Исходя из количества разводов в нашей стране, нетрудно предположить, что количество семей с одним из родителей будет только увеличиваться.

Как правило, воспитание детей ложится на плечи матери, в некоторых случаях этот процесс доверяют отцам.

Стать матерью-одиночкой - это значит попасть в непростую жизненную ситуацию. Но в этом положении имеются и свои плюсы:

  • Избавление от неудачного брака.
  • Возможность распоряжаться своей жизнью.
  • Эмоциональный подъем от ощущения свободы и начала новой жизни.
  • Моральное удовлетворение от работы.
  • Уважение своих детей за достигнутые профессиональные успехи.

Несмотря на все плюсы, проблем в неполных семьях также достаточно:


Приемные семьи

Не всем детям посчастливилось жить и воспитываться в семье со своими родными родителями. Некоторые попадают в приемные, которые можно разделить наследующие типы семей:

  • Усыновление. Ребенок становится полноценным членом семьи со всеми правами и обязанностями. Бывают случаи, что за всю свою жизнь он так и не узнает, что воспитывается приемными родителями.
  • Опека. В семью берут малыша для воспитания. Биологические родители не освобождаются от обязанности по его содержанию.
  • Патронат. Ребенка отдают в профессионально замещающую семью, перед этим подписывается договор между органами опеки, семьей и учреждением для детей-сирот.
  • Приемная семья. Детей передают в семью на определенный срок, который оговаривается в договоре.

Для некоторых детей приемная семья порой становится лучше, чем родная, в которой родители ведут аморальный образ жизни и воспитанием подрастающего поколения не занимаются.

Неблагополучные семьи

Такие семьи могут разительно отличаться друг от друга. Среди них выделяют две группы:

  1. Асоциальные семьи. В них родители ведут разгульный образ жизни, пьют, занимаются наркоманией, поэтому на воспитание детей у них просто не остается времени. Сюда же можно отнести родителей, которые сознательно занимаются преступной деятельностью.
  2. Респектабельные семьи. Они внешне совершенно не отличаются от обычных семей, но семейные устои и принципы не позволяют воспитать полноценного гражданина и нормальную личность. Сюда можно отнести семьи сектантов, которые не пускают ребенка в школу по каким-то своим соображениям.

Каждый сам создает свою семью, только от вас зависит, какие отношения сложатся между детьми и родителями, а также супругами. Типы семей могут быть разными, но уважение друг к другу, взаимопомощь, любовь и сострадание являются общечеловеческими качествами, которые должны проявляться в каждой ячейке общества.

С точки зрения демографии, семьи классифицируются по трем основным параметрам: числу детей, полноте состава семьи, родственно-поколенной структуре.

1. размер семьи (число ее членов);

2. тип семьи (нуклеарная, сложная, полная, неполная)

Также классифицируют семьи по следующим признакам:

число детей в семье:

ü малодетные семьи - 1-2 ребенка (недостаточно для естественного прироста)

ü среднедетные семьи - 3-4 ребенка (достаточно для малорасширенного воспроизводства, а также для возникновения внутригрупповой динамики)

ü многодетные семьи - 5 и более детей (намного больше, чем это нужно для замещения поколений)

Выделяется несколько типов семьи и ее организации.

1. В зависимости от форм брака:

· моногамная семья - состоящая из двух партнёров

· полигамная семья - один из супругов имеет несколько брачных партнеров

2. В зависимости от числа поколений в семье:

· сложные - в них совместно проживает несколько поколений родственников

· простые - однопоколенные семьи, прежде всего - супружеские пары с не состоящими в браке детьми (нуклеарные семьи). Это основная ячейка воспроизводства населения.

Также выделяются:

o Полная семья - семья с обоими супругами; неполная - если отсутствует один из супругов. Возможна типологизация семей по числу входящих в состав семьи лиц, включая детей.

o Эгалитарная семья - семья, основанная на равенстве супругов

Также критериями типологии семьи являются: ее состав; стаж супружеской жизни; количество детей; место и тип проживания; особенности распределения ролей, главенства и характер взаимодействия; профессиональная занятость и карьера супругов; социальная однородность; ценностная направленность семьи; особые условия семейной жизни; характер сексуальных отношений. В зависимости от состава семьи выделяют нуклеарную, расширенную, неполную и функционально неполную семьи.

Согласно антропологии, семьи делятся на:

§ Консангвинальные - семья состоит из кровных родственников, принадлежащих к нескольким поколениям. Супружеская пара проживает с родителями.

§ Коньюгальная - семья основана на супружеских, а не на родственных отношениях. По критерию местожительства коньюгальная семья относится к дислокальному браку. Это значит, что вновь созданная семья отделяется от родителей и живет в отдалении от них

Социологи делят семьи на родительские, т.е. семьи старшего поколения и прокреационные, т.е. созданные взрослыми детьми, отделившимися от родителей.

Критерий лидерства дифференцирует семьи на три группы:

1. Патернальную (доминирование мужчины).

2. Матернальную (доминирование женщины).

3. Эгалитарную (равенство ролей).

Следующий критерий типологизации семей - уровень их социального развития:

v На низком уровне развития могут находиться семьи, недавно образовавшиеся; семьи-сожительства, не выполняющие своих личностных и социальных функций в полном объеме; семьи лиц физически или психически неполноценных; семьи социально незащищенные - безработных, бездомных, беженцев, вернувшихся из мест лишения свободы, стариков-пенсионеров, опекунов и детей-сирот, многодетные семьи, семьи алкоголиков и наркоманов; конфликтные семьи; семьи, состоящие из лиц с невысоким уровнем образования, низким социальным статусом и недостаточным культурным развитием.

v На среднем уровне группового развития находятся те семейные коллективы, которые не сталкиваются с проблемой повышенной конфликтности, которым не угрожает социальная нестабильность. Это семьи со стажем более трех-пяти лет, имеющие одного-двух детей, определенный материальный достаток, необходимые жилищные условия. Наличие материальной базы позволяет укрепить брачно-семейные отношения и создать в семье условия, необходимые для удовлетворения ее членами основных потребностей.

v Высокий уровень развития доступен сравнительно небольшому числу семей. Чтобы достичь этого уровня, брачные партнеры должны иметь за плечами немалый жизненный опыт, прожить вместе как минимум 10-15 лет. Между ними должны присутствовать взаимопонимание и взаимоподдержка, дружелюбные и ответственные отношения.

В социально-педагогической деятельности уровень развития семьи - одна из отправных точек.

Следующий критерий дифференциации семей - качество взаимоотношений в семье:

Ø Благополучная семья - ей присущи устойчивость супружеских чувств, взаимопонимание, согласованность действий супругов по реализации семейных функций.

Ø Проблемная семья. Взаимная удовлетворенность при наличии взаимопомощи и совместимости личностных особенностей партнеров снижается ввиду наличия объективных трудностей (стесненных жилищных условий, материальных затруднений, многодетности и т.д.).

Ø Конфликтная семья. Характеризуется межличностной несовместимостью партнеров, наличием отрицательных эмоций, непониманием, отсутствием согласованности действий от реализации семейных функций.

Ø Распадающаяся семья, где один из супругов либо уже не находится в семье, либо намеревается уйти из нее, и социальные функции выполняются ею в неполном объеме.

Ø Семья распавшаяся, с раздельным проживанием супругов и частичным выполнением ими своих родительских обязанностей.

Ø Семьи социально-неблагополучные, дезорганизованные, с присущими им социальными проблемами - пьянством, наркоманией, криминальностью, проституцией, легкомысленным отношением к выполнению супружеских и родительских обязанностей, безответственным отношением к другому.

Для социально-педагогической деятельности с семьей важное значение имеет также однородность социального состава семьи. Согласно этому критерию, семьи делятся на социально однородные (гомогенные) и социально неоднородные (гетерогенные). Здесь подразумеваются социокультурные и профессиональные статусы супругов.

Чем заметнее разница в уровне образования, тем сильнее различаются притязания, социальные ориентации, убеждения, интересы, потребности людей, тем сложнее найти взаимопонимание, решить возникшие проблемы.

Следующий критерий классификации семей - национальный состав семьи. По этому признаку семьи делятся на мононациональные (однородные) и интернациональные (смешанные).


Похожая информация.