Как заставить ребенка весы учиться. Как заставить ребёнка учиться в школе? Советы психолога

— Мы дома уже исчерпали все резервы, поэтому решили обратиться к специалисту, — энергично сказала мать и рубанула воздух ребром ладони. — Скажите, как мы можем заставить его учиться?

Я оглядела рослого и крепкого на вид мальчишку лет десяти, внешне очень похожего на мать, и пожала плечами:

— Заставить? Да никак не можете. Есть такая поговорка: лошадь можно привести к воде, но нельзя заставить ее пить. Это правда.

— Что же нам делать? — мать опустила руки на колени и понурилась. — Его выгонят из школы…

— Сами виноваты: разбаловали, — вступила в разговор молчавшая до сих пор бабушка. — Часто болел, жалели, все было можно. Я дочери говорила: с самого начала драть надо было за непослушание как сидорову козу, и все было бы в порядке. Мы в деревне в школу за три километра каждый день бегали, и никто нас не подгонял, взрослые засветло на ферму, а мы — печь растопи, воды принеси…

— Погодите, погодите… — вполне «домостроевская», хотя и выросшая в советской деревне бабушка явно уводила наш разговор от темы. — Давайте вернемся к Жене. Обстоятельства сложились так, что ему не надо по утрам топить печь и носить воду…

— Вот! — бабушка подняла крючковатый палец, видимо, услышав в моих словах поддержку своей позиции.

— Дайте мне Женину медицинскую карту и расскажите все с самого начала, — попросила я мать. — Особенно про первый год жизни ребенка. Вы тогда высыпались?

— Да какое там! — махнула рукой мать. — Он то и дело просыпался и орал как резаный. Врачи говорили: зубки, животик… Потом, когда мы с мужем разбежались, все прошло. Стал спать хорошо. И сейчас так спит — в школу не добудиться, приходится водой брызгать…

Я нашла в карточке Жени интересующую меня запись невролога — ПЭП (перинатальная энцефалопатия, в нынешней классификации ее обозначают как ППЦНС — перинатальное поражение центральной нервной системы). Надо думать, что это произошло оттого, что ребенок родился крупным «головастиком» — больше четырех килограммов весом.

До школы все было неплохо. Женя ходил в ясли, потом в обычный детский сад. Там считался в меру драчливым и непоседливым, но воспитательницы его любили, потому что он всегда первым откликался на любую игру и был готов помочь — расставить стульчики, унести или принести коробки с игрушками. В школе проблемы начались с первого класса: учиться Жене не понравилось с самого начала.

— Пригрозишь, что телека вечером не будет — сядет за уроки уже под вечер и сделает тяп-ляп за пару минут, а чтобы постараться — такого вообще не было, — рассказывала мать.

На уроках Женя отвлекался, болтал, пускал бумажных голубей, пропускал все объяснения учительницы, а потом не мог выполнить задания. С одноклассниками то дрался, то дружил, но никогда не жаловался. А про школу однажды еще в первом классе сказал: неинтересно мне учиться, не буду я туда ходить. Мать отмахнулась от «этих глупостей» и приступила к ежедневной битве — усаживанию сына за уроки.

К третьему классу вопрос стоял острее некуда: у Жени были двойки за все контрольные по русскому и математике. Учительница, которая вначале говорила, что мальчик соображает вполне по возрасту, теперь настоятельно советовала: забирайте, он не усваивает программу, потому что попросту ничего не делает на уроках, я не могу его заставить, у меня еще 29 детей.

— Я учительницу понимаю: у нас он один, так мы тоже заставить не можем, — качает головой бабушка.

— Все пробовали? — спрашиваю я.

— Все! — уверенно говорит мать. — Упрашивала. Плакала. Орала. Договоры составляли (это мне соседка посоветовала, она в книжке прочла). С ремнем рядом стояла. Компьютер на месяц выключала и телевизора лишала. К друзьям на двор не пускала. Ничего!

Быстренько тестирую Женю. Интеллект, как я и ожидала, в пределах нормы. Единственный «дефект» — истощаемость внимания...

— Вы все время пытались его чего-то лишить, — говорю я. — Теперь для разнообразия попробуем добавить. Но! При этом нужно убрать все, что уже было и доказало свою неэффективность…

— И тряпку? — внезапно встревает в разговор Женя.

— И тряпку, — твердо говорю я, не очень понимая, о чем идет речь, но индукционно, от мальчика, проникаясь ненавистью к этой самой тряпке. — Женя по-прежнему готов «расставлять стульчики и носить коробки»?

— Да, да, — кивает бабушка. — Если со мной в магазин, сумки принести, или пропылесосить, или с собакой погулять, или даже прибить чего — тут у нас с ним никаких ссор не бывает, он всегда готов!

«Черт побери, жил бы он в той бабкиной деревне — топил бы по утрам печь и бегал в ту же школу как миленький», — думаю я.

Пишу записку учительнице, ставлю печать.

— Делаете вместе какой-нибудь не глобальный ремонт в квартире, ездите в лес жарить сосиски (возьмите парочку Жениных одноклассников), идете в аквапарк… Что вы сами-то любите?

— Когда-то рисовать любила, ходила в художественную школу…

— Отлично! Значит, вместе придумываете и рисуете смешные комиксы про школу и нерадивого ученика Петю.

— И девочку еще, отличницу, и ихнюю собаку, — добавляет Женя. — И кота с помойки.

— Да-да, — киваю я. Мне уже хочется посмотреть получившуюся историю.

— А уроки-то? — тянет шею бабушка. — Уроки?!

— Уроки тяп-ляп делает сам Женя. Чего непонятно, спрашивает. Вы всегда на его стороне. Помогаете вовсю. Что-то (механическое) можно даже сделать за него. У него дефицит и истощаемость внимания. Не боритесь, например, за заполнение дневника или аккуратное оформление чего-то, сделайте это сами…

— На шею сядет…

— Не сядет. Вы же будете вместе, а не против него. Он сейчас еще не понимает, зачем учиться тому, что неинтересно. Но он готов помочь вам в домашних делах и также охотно разделит с вами школьные задания, если вы признаете, что это ваше общее дело и вам оно сейчас нужно даже больше, чем ему. В дальнейшем, если все пойдет хорошо, ситуация изменится на противоположную…

Учительница, которой нужно было учить 30 детей, охотно загрузила Женю «общественными» делами. Он носил пособия, переставлял все те же стулья, строил класс перед входом в столовую и даже (по моему отдельному совету матери) обучился подавать учительнице пальто, когда они с классом ездили на экскурсии. Приключения хулигана Пети и отличницы Маши (и их собаки!) получали почти ежедневное продолжение. Женины друзья принимали участие в сочинении комиксов и с нетерпением ждали очередного выезда «на сосиски». Кухню и санузел покрасили и разрисовали звездочками и планетами потолок. Попутно Женя заинтересовался астрономией. Съездили «сосисочной компанией» в ночное путешествие с картой и лазерной указкой «искать созвездия». Уговорили учительницу, сходили классом в планетарий. Женя пришел в восторг и прямо там записался в кружок «Увлекательная наука».

Борьба «за уроки» прекратилась совсем. В Жениных тетрадках по-прежнему грязь и ужас, но задания он выполняет. Учительница иногда ставит ему даже четверки. По физкультуре, труду и рисованию у Жени твердые пятерки. Летом он очень хочет побывать в родной деревне бабушки.

Как привить ребенку любовь к учебе? Что делать, если ребенок не хочет учиться? Психолог Евгения Шевченко поделилась несколькими действенными советами, которые помогут превратить учебный процесс в удовольствие для Вашего ребенка.

    Обучение — это радость. Самый первый и, наверное, самый главный совет — никогда не наказывайте ребенка учебой . При таких действиях Вы четко формируете у своего малыша (а у кого уже и не малыша, а вполне взрослого человека) представление, что учеба — это наказание. Вместо того, чтобы с радостью познавать тайны Вселенной, ребенок будет тратить внутренние силы на то, чтобы справиться с раздражением и напряжением.

    Занимайтесь с ребенком только в хорошем настроении . Постарайтесь делать уроки со своим ребенком в хорошем настроении. Если Вы устали после тяжелого дня, у Вас нет настроения, лучше вообще не предлагайте ребенку садиться за уроки. Можете просто спросить, сделал ли он уроки, если да, то отлично, если нет (сидел, ждал Вас), попросите сегодня сделать все самостоятельно. При этом скажите, как Вы верите в него и знаете, что он справится. Если не получается, тогда отдохните, расслабьтесь и только после этого садитесь за домашнее задание. Когда во время учебы родители сбрасывают на ребенка весь свой негатив, у маленького таланта снижается самооценка, так как ребенок не понимает, что Вам просто плохо, и в этом виноват не он.

    Лучший способ делать уроки — это тоже стать, в определенной степени, ребенком: шутите, находите нестандартные решения, только при таком подходе вы сможете развить любовь к учебе и творческий потенциал ребенка.

    Дневник успеха . Это уникальный метод, который подходит для любого возраста. Создайте вместе с ребенком «Дневник успеха», куда каждый день будете записывать его успехи (как минимум 3 пункта). Если Вы думаете, что у Вашего ребенка не было никаких достижений за день, присмотритесь, возможно Вы слишком требовательны. Помыть посуду, сделать уборку в доме и даже задать вопрос «Мама, как у тебя дела?» достойны похвалы. Также этот дневник повысит самооценку ребенка и покажет, как он развивается и что у него получается лучше, к чему он стремится. Этот способ Вам может подсказать, как заинтересовать ребенка учиться без материального вознаграждения за успехи. Именно дневник успеха позволит Вам не «торговать» знаниями. Постарайтесь привить интерес и азарт к учебе не за счет обещаний телефонов, планшетов и компьютеров, а за счет того, что у него все получается и он все может.

    Обращайте внимание ребенка на его достижения . Постарайтесь никогда не сравнивать Вашего ребенка с другими детьми. Вы можете только сравнить ребенка с ним же в прошлом, и показать, как много он достиг. Например, Вашему ребенку поставили плохую оценку за письмо, он пришел расстроенный. Достаньте старую тетрадь и покажите, как он писал раньше, скажите, что его усилиями достигнут тот уровень, который есть сейчас, и если ребенок еще постарается, то у него точно все получится. Как ребенку привить желание учиться? — покажите, что он может достичь всего, чего хочет.

    Дополнительные материалы:

    Королевская буква, пример, цифра. Этот метод подходит для малышей. Когда ребенок только начинает учиться, ему трудно справиться с постоянным оцениванием и постоянной критикой. В школе он сталкивается с тем, что многое делает не так. Постарайтесь наоборот показать то, что сделано правильно. Например, покажите ребенку красивую букву или цифру и назовите ее «Королевской» (это может быть задача, которую ребенок сделал легко сам).

    Когда Вы обращаете внимание на успехи, Ваш ребенок стремится к ним, когда указываете на недостатки, ребенок перестает в себя верить!

    Творческие студии. Часто родители сталкиваются с проблемой — ребенок сидит в социальных сетях или за компьютерными играми. Первый мой вопрос. В творческих студиях занимался ребенок?. И чаще всего такие дети никуда кроме школы не ходят. Многие родители боятся загружать ребенка. Не бойтесь! Посещая творческие студии, ребенок мало того, что развивает свои уникальные способности, еще при этом учится рассчитывать свое время. То есть, имея плотный график, у него не будет времени долго засиживаться в планшете или в социальных сетях. Ребенку интересно будет что-то создавать, как-то себя проявлять, общаться с людьми и развиваться. Но здесь есть один нюанс.

    Родители, отдавайте своего ребенка в те студии, которые хочет посещать он, а не Вы!

    Если Вы хотите знать английский — идите на курсы, не надо мучить ребенка, хотите танцевать — сейчас очень много танцевальных школ для взрослых, нет необходимости реализовываться за счет ребенка. Если Вы будете отдавать ребенка, туда куда Вы хотите — ему будет сложно раскрыть свою уникальность.

    Ваш ребенок уникален! Запомните, нет детей непонятливых — все дети уникальны. У каждого ребенка есть свой талант, свой характер. Да, он может отличаться от Вас или других детей, но именно в этом и есть проявление личности.

У Вашего разбойника опять двойки в дневнике? Ребенок не слушается, а засадить его за домашнее задание просто невозможно? У многих родителей возникает ситуация, когда ребенок не хочет учиться, прогуливает школу и не внимателен на уроках.

Часто взрослые делают много ошибок для того, чтобы заставить дочку или сына учиться. Происходит это, потому что нет знаний, как воспитать любовь к учебе у детей. Некоторые начинают воспитывать так же, как их воспитывали в детстве. Получается, что ошибки воспитания переходят из поколения в поколение. Сначала наши родители мучаются сами и заставляют нас учиться, потом и мы применяем такие же пытки к нашим детям.

Когда ребенок плохо учиться, сами по себе рисуются нерадостные картины в голове, каким может быть его будущее. Вместо престижного университета и ученой степени, третьесортный техникум. Вместо блестящей карьеры и хорошей зарплаты работа, о которой стыдно рассказать знакомым. А вместо зарплаты гроши, на которые непонятно как прожить. Никто не хочет такого будущего своим детям.

Чтобы понять почему наши дети не испытывают желания учиться, нужно найти причину этого. Их существует очень много. Рассмотрим основные.

1) Нет желания и стимула к учебе

Многие взрослые привыкли заставлять ребенка делать что-то против его воли, навязывать свое мнение. Если же школьник сопротивляется делать то, что ему не хочется – это означает что его личность не сломлена. И это нормально.

Есть только один способ вовлечь чадо в учебу – заинтересовать его. Конечно, думать об этом должны в первую очередь учителя. Неинтересно составленная программа, скучные преподаватели, ведущие урок, не учитывая возраст детей – это все способствует тому, что ребенок будет избегать обучения и лениться в выполнении заданий.

2) Стрессы в школе

Люди устроены следующим образом: сначала удовлетворяются простые потребности в еде, сне, безопасности. А вот потребность в новых знаниях и развитии уже на втором плане. Школа для детей иногда становится настоящим источником стресса. Где малыши каждый день испытывают различные негативные эмоции, такие как: страх, напряжение, стыд, унижение.

На самом деле 70% причин нежелания детей заниматься и ходить в школу как раз из-за стресса. (Плохие отношения со сверстниками, учителями, оскорбления от старших товарищей)

Родители могут думать: ведь было всего 4 урока, ребенок говорит, что устал, значит он ленится. На самом деле стрессовые ситуации забирают у него кучу энергии. Да еще и вызывает негатив к этой среде. Поэтому он начинает плохо соображать, хуже работает память, выглядит заторможенным. Прежде чем нападать на чадо и заставлять его силой, лучше спросите, как его дела в школе. Было ли ему трудно? Как у него отношения с другими детьми и с учителями?

Случай из практики:
У нас на консультации был мальчик 8 лет. По словам матери мальчика, в последние несколько месяцев он начал прогуливать уроки, часто не выполнял домашние задания. А до этого хоть и не был отличником, но учился старательно и особых проблем с ним не было.

Оказалось к ним в класс перевели нового ученика, который всячески издевался над ребенком. Высмеивал его перед товарищами и даже применял физическую силу, вымогал деньги. Ребенок же в силу своей неопытности не знал что с этим делать. Жаловаться родителям или учителям он не стал, так как не хотел прослыть ябедой. А самому решить эту проблему не получалось. Вот явный пример, как стрессовые условия мешают грызть гранит науки.

3) Сопротивление давлению

Так уж работает психика, что когда на нас давят, мы сопротивляемся изо всех сил. Чем больше мать с отцом заставляют школьника насильно делать уроки, тем больше он начинает избегать этого. Это еще раз подтверждает тот факт, что насильно эту ситуацию не исправишь.

4) Заниженная самооценка, неверие в себя

Излишняя критика родителей в сторону ребенка приводит к его низкой самооценке. Если что бы школьник ни делал, Вам все равно не угодить, то это как раз такой случай. Мотивация чада совсем пропадает. Какая разница, что поставят 2 или 5, все равно никто не похвалит, не оценит по заслугам, не скажет доброго слова.

5) Слишком много контроля и помощи

Есть родители, которые буквально сами учатся вместо своего ребенка. Собирают за него портфель, делают с ним домашнее задание, командуют что, как и когда делать. В таком случае обучающийся занимает пассивную позицию. Ему становится незачем думать своей головой и отвечать за себя он сам не способен. Мотивация также пропадает, так как он выполняет роль марионетки.

Нужно отметить, что это достаточно часто встречается в современных семьях и является большой проблемой. Родители сами портят свое дитя, пытаясь ему помочь. Тотальный контроль убивает самостоятельность и ответственность. И эта модель поведения переходит во взрослую жизнь.

Случай из практики:

К нам обратилась за помощью Ирина. У неё были проблемы с успеваемостью дочери 9 лет. Если мать задерживалась на работе или уезжала в командировку девочка не выполняла домашние задания. На уроках также вела себя пассивно и если учитель не присматривал за ней, то отвлекалась и занималась другими делами.

Выяснилось, что Ирина с первого класса сильно вмешивалась в процесс обучения. Чрезмерно контролировала свою дочь, буквально шагу ей самостоятельно не давала ступить. Вот и плачевный результат. Дочка совсем не стремилась к учебе, считала, что это нужно только матери, а не ей. И занималась только из-под палки.

Лечение здесь только одно: перестать опекать ребенка и объяснить для чего нужно вообще учиться. Сначала, конечно, он расслабится и не будет ничего делать. Но со временем он поймет, что учиться все-таки как-то надо и начнет себя потихоньку организовывать сам. Конечно сразу все не получится. Но через некоторое время у него будет выходить все лучше и лучше.

6) Нужно давать отдых

Когда школьник приходит из школы ему необходимо 1,5-2 часа на отдых. В это время он может заниматься своими любимыми делами. Есть же категория матерей и отцов, которая начинает наседать на чадо сразу как только он зайдет домой.

Сыплются вопросы об оценках, просьбы показать дневник и указания садиться за домашнее задание. Если не дать малышу отдохнуть, концентрация его будет заметно снижена. И в уставшем состоянии он станет еще больше не любить школу и все что с ней связано.

7) Ссоры в семье

Неблагоприятная атмосфера дома – это серьезное препятствие на пути к хорошим оценкам. Когда в семье частые ссоры и скандалы, ребенок начинает переживать, становиться нервозным и замкнутым. Иногда даже начинает винить во всем себя. В результате все его мысли заняты сложившейся ситуацией, а не стремлением к учебе.

8) Комплексы

Есть дети с нестандартной внешностью или с не очень хорошо выработанной речью. Часто они получают в свой адрес много насмешек. Поэтому испытывают много страданий и стараются быть незаметными, избегают ответов у доски.

9) Плохая компания

Даже в первом классе некоторые школьники умудряются связаться с неблагополучными друзьями. Если приятели не желают учиться, то и Ваш ребенок поддержит их в этом.

10) Зависимости

Дети, как и взрослые с раннего возраста могут иметь свои зависимости. В начальной школе – это игры, развлечения с друзьями. В 9-12 лет – увлечение компьютерными играми. В переходном возрасте – вредные привычки и уличная компания.

11) Гиперактивность

Есть дети с избыточной энергией. Им свойственны плохая усидчивость и концентрация. В связи с этим им трудно сидеть на уроках и слушать не отвлекаясь. А отсюда – плохое поведение и даже сорванные уроки. Таким детям необходимо посещать дополнительно спортивные секции. Подробные советы для можно прочитать в этой статье.

Если правильно понять причину плохого обучения в школе, то можно считать что 50% проблемы уже решены. В дальнейшем нужно разработать план действий, благодаря которому можно будет побудить школьника к учебе. Крики, скандалы, ругань – это никогда не действовало. Понять свое чадо и помочь ему с возникшими трудностями – вот что создаст правильную мотивацию.

13 практических советов, как мотивировать школьника получать пятерки

  1. Первое, что должен знать каждый родитель – это то, что ребенка нужно хвалить за любые его успехи.
    Тогда у него естественно выработается желание учиться. Даже если он, что-то делает пока еще недостаточно хорошо, все равно его нужно похвалить. Ведь он почти справился с новой задачей и приложил для этого много усилий. Это очень важное условие, без выполнения которого заставить ребенка учиться невозможно.
  2. Ни в коем случае не ругать за ошибки, ведь на ошибках учатся.
    Если дитя ругать за то, что у него не получается, то у него навсегда пропадет желание этим заниматься. Делать ошибки – это естественный процесс даже для взрослых. Дети же не имеют такого жизненного опыта и только познают новые для себя задачи, поэтому нужно проявить терпение, и если у вашего чада что-то не получается, лучше будет помочь ему с этим разобраться.
  3. Не дарите подарки за учебу
    Некоторые взрослые в целях мотивации обещают за хорошую учебу различные подарки своим детям или денежное вознаграждение. Так делать не надо. Конечно, поначалу малыш обретет стимул и начнет стараться в учебе, но со временем он начнет требовать все больше и больше. И небольшие подарки перестанут его удовлетворять. К тому же учеба – это его ежедневные обязательные действия и ребенок должен это понимать. Поэтому вопрос мотивации так и не будет решен подобным образов в долгосрочной перспективе.
  4. Нужно показать сыну или дочке всю степень ответственности, которая лежит на этом занятии – учебе
    Для этого объясните, зачем вообще надо учиться. Часто дети, которые не испытывают особого интереса к учебе не понимают зачем это нужно. У них есть масса других интересных дел, а занятия в школе этому мешают.
  5. Бывает, родители требуют слишком многого от своих детей
    Сейчас и так программа обучения в несколько раз сложнее, чем раньше. Да еще если ребенок помимо этого ходит на развивающие кружки, то естественно может наступить переутомление. Не требуйте от ребенка, чтобы он был идеальным. Вполне естественно, что какие-то предметы даются ему сложнее, и требуется больше времени, чтобы понять их.
  6. Если какой-то из предметов дается вашему сыну или дочке особенно тяжело, то хорошим решением будет нанять репетитора
  7. Лучше прививать привычку к учебе с 1-го класса
    Если чадо в первом классе научиться достигать своих целей, выполнять поставленные задачи и за что будет получать похвалу и уважение взрослых, то он уже не сойдет с этого пути.
  8. Помогите увидеть позитивные изменения
    Когда вашему чаду что-то удается очень сложно, поддерживайте его всякий раз. Чаще произносите фразы типа: “Ну вот, теперь ты делаешь это гораздо лучше! А если будешь продолжать в том же духе, то и совсем отлично сделаешь!” Но никогда не используйте: “Еще немного постараться и тогда будет хорошо.” Таким образом, Вы не признаете маленькие победы ребенка. Очень важно поддерживать его и замечать малейшие изменения.
  9. Подавайте пример
    Не пытайтесь приучить ребенка делать уроки, пока вы смотрите телевизор и расслабляетесь другими способами. Дети любят копировать родителей. Если хотите, чтобы чадо развивалось, например, читало книги, вместо того чтобы бездельничать, делайте сами так.
  10. Поддерживайте
    Если школьнику предстоит сложная контрольная, поддержите его. Скажите что верите в него, что у него все получится. Тем более если он будет усердно стараться, то успех неизбежен. Поддерживать нужно и когда он что-либо завалил совсем. Многие же матери и отцы предпочитаю сделать выговор в таком случае. Лучше успокоить ребенка и сказать, что в следующий раз он обязательно справиться. Только нужно приложить чуть больше усилий.
  11. Разделите переживания
    Объясните малышу, что не всегда можешь делать только то, что хочется. Да я понимаю, ты так не любишь математику, но ее нужно изучать. Ты сможешь легче это перенести, если поделишься с близкими.
  12. Укажите на хорошие качества ребенка
    Даже если это такие далекие от хорошей учебы в школе, но положительные качества малыша, как умение помогать другим, обаяние, способность договариваться. Это поможет в создании адекватной самооценки и найти опору внутри себя. А нормальная самооценка в свою очередь создаст уверенность в своих силах.
  13. Учитывайте желания и стремления самого ребенка
    Если Ваш малыш интересуется музыкой или рисованием, не нужно навязывать ему посещение класса с математическим уклоном. Не нужно ломать ребенка говорить, что вы лучше знаете. Все дети разные и у каждого свои таланты и способности. Даже если вы заставите обучающегося заниматься не любимым предметом, он не достигнет большого успеха в нем. Потому что успех только там, где есть любовь к делу и заинтересованность процессом.

Стоит ли заставлять чадо учиться?

Как Вам уже, наверное, стало понятно из этой статьи, заставлять ребенка учиться силой – это бесполезное занятие. Так Вы сделаете только хуже. Лучше создать правильную мотивацию. Чтобы создать мотивацию нужно понимать зачем это ему нужно. Что он получит благодаря учебе. Например, сможет в будущем получить профессию, о которой мечтает. А без образования у него не будет никакой профессии вообще и не сможет зарабатывать себе на жизнь.

Когда у школьника есть цель и понятие зачем он должен учиться, то появляется желание и амбиции.

Ну и конечно же нужно разобраться с проблемами, которые мешают Вашему чаду стать успешным учеником. Для этого нет других способов, как поговорить с ним и выяснить их.

Я, надеюсь эти практические советы помогут Вам улучшить успеваемость Ваших детей. Если у Вас все же останутся вопросы, Вы всегда можете обратиться к нам за помощью на консультацию психолога онлайн. Опытный детский психолог поможет в максимально короткие сроки выяснить все причины, из-за которых ребенок испытывает трудности и нежелание учиться. Вместе с Вами разработает план работы, который поможет вашему ребенку почувствовать вкус к учебе.

Ребенок, который не хочет учиться — это проблема, возникающая во многих семьях. Он не желает сидеть за учебниками, ходить на занятия и слышать ничего не хочет о том, что нужно становиться взрослым.

Как поступать родителям, чадо которых через силу посещает школу? Можно ли заставить ребенка учиться и как найти действенный и одновременно гуманный способ решить этот щекотливый вопрос? Об этом и о многом другом в нашей сегодняшней статье.

Почему ребенок не хочет учиться?

Отказ подростка от учебы может быть обусловлен целым рядом обстоятельств. Одни дети своими истериками и нежеланием ходить в школу доказывают родителям свою самостоятельность и взрослость. У других может пропасть интерес к учебе в период, когда организм испытывает нехватку витаминов (например, зимой).

Наконец, огрехи в системе образования тоже нельзя сбрасывать со счетов, ведь большинство школ мало интересуются учениками, как личностями, просто заставляя их выполнять свои требования.

Давайте разберемся в основных проблемах и причинах нежелания детей учиться.

Конфликты с одноклассниками

Чаще всего ребята начинают плохо учиться тогда, когда у них возникают проблемы в общении со сверстниками. Малыш не хочет идти в школу, потому что там его ждет травля, насмешки, бойкот и даже выяснение отношений на кулаках. Все это катастрофическим образом влияет на мотивацию и жажду получения знаний и, как следствие, на успеваемость.

Несамостоятельность

Ребенок может плохо учится еще и потому, что просто не представляет, как и что ему нужно делать. Самоорганизация, контроль, планирование — это важные, но такие далекие от понимания малыша факторы учебы. Тем более, если до этого родители постоянно опекали ребенка и все время говорили ему, что делать и как поступать.

Дисфункция мозга

Нередко проблемы в учебе бывают связаны с болезнями и нарушениями работы мозга. Одна из самых распространенных причин — это легкая степень умственной отсталости, которую врачи «пропускают» по причине невнимательности к маленьким пациентам.

Дисфункция мозга «помогает» ребенку отлично справляться с запоминанием букв или стихотворений, но сил и понимания для изучения формул или особенностей русского языка у него не остается.

Отставание в развитии

Мозг некоторых детей «взрослеет» медленнее, чем у других. Причиной такого положения вещей может стать госпитальный синдром, встречающийся у малышей, очень долго находившихся без мамы в больнице. Кроме того, предпосылкой для развития подобного отклонения может стать долгая болезнь, частый наркоз или психические травмы малыша.

Проблемы с восприятием и обработкой информации

Получать и усваивать, а также обрабатывать информацию — непростой труд для многих детей. В этом им может помешать плохое зрение и глухота, быстрая утомляемость, аутизм, не дающий ребенку сконцентрироваться на том, что говорит учитель, а также такие заболевания, как дислексия, дискалькулия и дисграфия, проявляющиеся в неумении писать, читать и воспринимать слова.

Отсутствие интереса

Очень часто ребенок отказывается учиться в школе просто потому, что теряет интерес к учебе. Например, его «раздражает» химия или физика, а математику он вообще не признает, как науку. В такие моменты усиление контроля и наказания провоцируют его на еще большее нежелание обучаться.

Трудные предметы

Кроме того, малыш может просто не понимать определенный предмет, особенно, если из-за болезни или переезда он пропустил много уроков. В результате возникает замкнутый круг, из которого ребенок не находит выхода и полностью «проваливается» в плане успеваемости по трудному предмету.

Беда в семье

Нередко причиной нежелания учиться становятся определенные проблемы в семье малыша: развод, утрата одного из родителей, алкоголизм мамы и папы, насилие или денежные затруднения.

Особенности характера

Наконец, ваш ребенок может просто быть или слишком стеснительным, чтобы «проявлять» себя в ответах учителю, или излишне самоуверенным для того, чтобы делать домашнее задание (негоже королевской особе не царскими делами заниматься).

Как заинтересовать малыша в учебе?

Как заставить ребенка учиться? Если он отказывается от новых знаний, помочь ему разобраться в ситуации и пробудить дремлющий интерес к учебе сможете только вы.

Причем в этом случае слово «заставлять» не совсем подходит: гораздо важнее проявить по отношению к малышу спокойствие и абсолютное терпение, всеми способами попытаться заинтересовать его в учебе, в том числе подачей собственного примера.

Проанализируйте ситуацию

Прежде всего нужно провести анализ сложившейся ситуации, а начать лучше всего с «разбора полетов», а именно взаимоотношений малыша с учителями. Очень часто случается так, что отстающие ученики вызывают злость и раздражение преподавателя, который ведет себя по отношению к ним крайне неуважительно.

Если ситуация такова, вам необходимо организовать встречу с учителем и поговорить с ним о методах воспитания и отношении к вашему ребенку.

Начните уважать ребенка

Возможное непослушание ученика вполне может быть вызвано огрехами системы образования. Вспомните себя в годы учебы — все ли вам давалось так уж хорошо? Помните, что ваш малыш — индивидуальность и личность, которую нужно уважать, любить и прислушиваться к его желаниям. Даже тогда, когда они кажутся не такими уж адекватными.

Используйте примеры

Большой процент подростков выбирает в качестве примера для подражания музыкантов, актеров или спортсменов. Попробуйте подойти к своему ребенку с этой стороны: изучите биографию кумира, в которой, скорее всего, найдете некоторые «подсказки» и рычаги для развития мотивации к учебе (например, что тот успешно закончил школу или любил математику).

Обучайтесь сами

Учитесь вместе со своим ребенком! Посещайте интересные для вас образовательные курсы и, возвращаясь с учебы домой, рассказывайте ему о том, сколько интересного вы на них узнали.

Такое поведение частенько стимулирует малышей к тому, чтобы самому взять учебник и почерпнуть из него что-то дельное. Также не лишним будет «освоить» школьную программу вашей дочери или сына, и тем самым заинтересовать равнодушное к учебе чадо.

Проявляйте интерес к предметам

При этом не фальшивьте, потому что ребенок остро чувствует обман, идущий от родителей. Пусть малыш рассказывает вам о трудном предмете, а вы, в свою очередь, удивляйтесь полученным от него знаниям.

Углубляйтесь в основы, ищите дополнительную информацию в справочниках и в Интернете, чтобы ребенок, глядя на вас, старался угодить вам и в процессе увлекся ранее не поддававшимся ему предметом.

Не наказывайте

Наказания, безусловно, мотивируют ребенка, и было бы нечестным говорить о том, что нерадивый малыш не получает от своих гневных родителей по попе за непослушание и нежелание учиться.

Однако «фанатизм» в этом деле не приведет семью к успеху: постоянные крики, угрозы и неслабые подзатыльники только нарушат понимание между вами.

Кроме того, применение физического воздействия (так же, как и психологического давления) негативно сказывается на психике ребенка, и во взрослой жизни он не сможет самостоятельно принимать решения и добиваться целей. Другими словами, пока вы его не «толкнете», он не «полетит» вперед.

В каких случаях нужна помощь психолога?

Если вы заметили, что ваш малыш как-то странно себя ведет, у него плохое настроение или он регулярно приносит из школы плохие оценки, постарайтесь понять причину происходящего.

Может быть, малыш крайне нуждается в вашей помощи и защите: у него испортились отношения с одноклассниками, учитель его ругает и стыдит, наконец, он впервые влюбился и не знает, что теперь делать.

Если самостоятельно решить проблему не получается, обратитесь за консультацией к специалисту. Помощь и советы психолога помогут вам с малышом взглянуть на ситуацию с нового ракурса и найти из нее правильный выход, пока она не переросла во что-то более серьезное.

Подводя итоги

Животрепещущий вопрос: «Как заставить ребенка учиться?», не имеет универсального ответа. К сожалению, мир еще не придумал тот единственно правильный способ, который поможет вам решить проблему нежелания малыша ходить в школу.

Поэтому эффективный метод воздействия и мотивации на конкретно взятого ребенка можно подобрать только, исходя из его характера и предпочтений.

Старайтесь правильно подобрать убеждения, будьте настойчивыми и последовательными, но не забывайте о любви и понимании, которые помогут вам достичь в процессе воспитания желанных результатов.

«Скоро во всех квартирах страны: уроки (с грехом пополам) сделаны, отец охрип, дочь оглохла, соседи все выучили, кошка пересказала», — как ни странно, я все чаще вижу этот анекдот в новостных лентах.

А если вспомнить, что на улице уже середина августа, становится не до смеху. Ведь не только неопытные родители, но и мамочки со стажем нередко искренне не понимают: ну как заставить ребенка учиться?

Итак, с вами снова Саша Богданова! Предлагаю тему на повестку дня. Острую, конфликтную, больную — но необходимую родителям как старшеклассников, так и детей помладше.

«Талантливый, но такой бездельник!», — разводит руками мама подростка. «Уговоры на него не действуют — приходится кричать, лишать карманных денег и прогулок. Вроде бы взялся за ум».

Надолго ли? Конечно, каждому хочется, чтобы его сын или дочь окончили школу с отличием, поступили в престижный вуз, нашли высокооплачиваемую работу... «Посмотри на себя, двоечник! Если ты получаешь такие оценки в своем пятом классе, то что будет дальше?»

А будет вот что. Сравните, как чадо слышит ваши слова:

  • «Мой сын растет идиотом» — «Я ни на что не годен»
  • «С такой учебой будешь дворы подметать!» — «Мое будущее бесперспективно»
  • «В нашей семье все получили высшее образование. С твоими усилиями максимум в ПТУ поступишь» — «Я позорю семью, мне среди них не место»
  • «Тройка? Две недели без интернета!» — «Я им неинтересен, они ждут от меня только положительных отметок»

Я уже молчу о том, когда папа берется за ремень. Если и можно таким способом получить прилежного отличника, то наверняка с багажом комплексов, страхов и отвращением к обучению (в дальнейшем — и работе).

Как вы думаете, добьется ли такой человек успеха в жизни?

А смысл учиться?

Забавно, но даже многие взрослые не могут убедительно ответить на этот вопрос. Среднестатистическому ребенку не составит труда в пух и прах разбить родительские аргументы.

Тем не менее, что все-таки кроется за этими словами?

  • Чувство несправедливости

Популярность — той девочке с новым смартфоном. Хорошие отметки и место в академии — богатому недорослю. Неравенство присутствует даже в младших классах — учтите, что дети среагируют очень остро.

  • Отсутствие критики
  • «Зона комфорта»

Чтобы стремиться, человек должен испытывать в чем-то недостаток. Если у него есть абсолютно все, это может спровоцировать застой в делах и интересах. Данное правило касается каждого (и не только учеников).

  • Травля

Присмотритесь к состоянию подростка: возможно, причина неуспеваемости кроется в плохих отношениях с одноклассниками или учителями. Если это необходимо, поговорите с классным руководителем или обратитесь к психологу.

  • Излишне легкая/тяжелая программа

Может, он зевает на уроках? Или, наоборот, закатывает глаза от навалившихся домашних заданий? Есть смысл поменять учебное завдение — так вы сбережете нервы и себе, и чаду.

Кнут или пряник?

Нужно ли все-таки заставлять школьника учиться? Самолично взять шефство или рискнуть парой-двумя «пятерками»?

Но, применяя жесткие методы наших дедушек-бабушек, мы и сами можем запутаться:

  1. с одной стороны, не лишать же ребенка детства?
  2. с другой — как вовремя и на корню пресечь распущенность и взять ситуацию под контроль?

Увы, это самый легкий способ потерять контакт. Я предлагаю более эффективный способ — стимулирование интереса к предметам.

Можно ли учиться с удовольствием? На самом деле все просто!

  • Установите связь

Первое и самое важное правило. Если нет контакта с подростком, какая речь может идти о договоренности? В этот трудный возраст ему нужно от нас немногого — поддержки и понимания.

  • Откройте его учебник

А еще лучше — попробуйте сделать хотя бы одно упражнение из домашнего задания. Не стесняйтесь делать уроки вместе; так вы намного быстрее заполните «пробелы» и привьете интерес к предмету.

Этим можно добиться намного большего, чем криками и оскорблениями.

  • Давайте оценку не личности, а действиям

Ученик быстро поймет, что все зависит от него, а значит, он вправе направлять ситуации в нужное ему русло. Это не похоже на приговоры вроде «ты глупый» (зачем мне развиваться, если бесполезно?) или «ты очень умный» (зачем, ведь я и так молодец).

  • Откажитесь от ложной мотивации

«Для кого ты учишься?» — «Для вас!». К сожалению, во многих современных российских семьях это единственный стимул.

Ваша задача — расшевелить его любопытство, даже если это обойдется в покупку микроскопа. Или сделать так, чтобы дети применяли свои знания в игровой форме.

  • Креативно подходите к процессу

Можете делать вместе макеты, проводить опыты (для этих целей лучше купить специальную книгу), выращивать кристаллы... Да и биологию на рыбалке можно подучить. Как видите, вовсе не обязательно сидеть за энциклопедиями.

Я вот кстати ни так давно «познакомилась» с Екатериной Кес, правда причина знакомства была у нас на другую тему, а именно «как помочь ребенку пережить развод родителей». Да, пришлось мне «обращаться».

Но я кроме нужного мне, нашла у неё интересный тренинг "как научить ребенка учиться " и знаете... Пройдя нужный мне материал, я не сомневаюсь что этот будет таким же полезным! Тч пробуйте, расскажите потом)

В качестве послесловия

Ни для кого не секрет, что образование влияет на всю дальнейшую жизнь. Но намного важнее сохранить доверительные отношения с родным человеком, стараться понять, а не кидаться возмущениями.

Помните пословицу: лучше получить синий диплом с красным лицом, чем наоборот? Возможно, подросток не станет вторым Эйнштейном, не накопит внушительное состояние, не поступит в МГУ. Но все-таки есть вещи поважнее внешнего благополучия.

А как вы решаете проблему: заставляете ли выполнять задания? Думаю, моя заметка будет полезна тем, кто не первый раз наступает на грабли, действуя жесткими методами.

Жду вашего мнения — как вы приучали своих детей к учебе? И, конечно, не забывайте подписываться на мой блог.

И снова конкурс

Сегодня это будет тоже ребус. Кто не в курсе, я провожу сейчас конкурс «поймай загадку», кто первый отгадал, того и приz) всё просто...

Загадка № 6

Подсказка: Просто в голову пришло) Ребус очень легкий, по детски легкий и в подсказках не нуждается! Удачи, друзья! 😉

На этом сегодня всё, до встречи в новых статьях!

Всегда с вами, Саша Богданова