Татуировка означающая свободу и независимость. Определяем значение татуировки

Вытатуированная на видном месте роза — знак того, что ты счастлива в любви. Традиционно эта роза красная или розовая. Черная роза означает утрату любимого человека, а роза с обилием шипов — несчастную любовь.

2. Бабочка

Самое чудесное превращение в природе происходит именно с бабочками: из гусеницы к прекрасному порхающему существу. Тату в виде бабочки говорит о том, что человек готов к серьезной работе над собой и изменениям, которые приведут его к мечте.


Популярное

3. Сакура

Татуировка в виде цветка сакуры в Японии трактуется однозначно: вы свободны и открыты для новых отношений. Сакура — символ сексуальности и раскрепощенности, внутренней силы и силы духа.


4. Божья коровка

Во всем мире божья коровка символизирует удачу. Такая тату подойдет тем, кто надеется на лучшее и… хочет разбогатеть: с точки зрения символики, божья коровка притягивает деньги.


5. Крылья ангела

Эта татуировка-оберег: считается, что таким образом ты привлекаешь внимание ангела-хранителя, который теперь всегда будет с тобой.


6. Лотос

Сакральный цветок означает, что ты находишься под защитой высших сил и имеешь прямой контакт со Вселенной. Отличный выбор для поклонников буддизма и сторонников теории реинкарнации.


7. Колибри

Редкий вариант тату, символизирующий упорство, невероятную жизненную энергию и способность вынести любые удары судьбы.


8. Сердечки

Вопреки кажущемуся очевидным значению, тату в виде сердца означает юность, наивность, душевную чистоту, невинность и искренность.


9. Звездочки

Пятиконечные звезды означают внутреннюю гармонию, единение с природой и ее стихиями, в частности, многие знатоки символизма делают тату из четырех пятиконечных звезд в знак четырех стихий: воды, огня, воздуха и земли.


10. Солнце и луна

Солнце — символ мужчины, луна — женщины. Двойная татуировка символизирует единство, дополнение, гармонию, к которой стремится ее обладательница.


11. Одуванчик

Одуванчик с разлетающимися« зонтиками» — символ скоротечности жизни, такая тату говорит о том, что человек ценит каждое мгновение своей жизни.


12. Стрелы и стрелки

Только вперед! Тату в виде стрелы или стрелки говорит о целеустремленности и амбициозности.


13. Якорь

Постоянство, стабильность, надежность: якорь символизирует уверенного в себе человека, точно знающего, чего он хочет.


14. Жираф

Экзотический вариант, который символизирует желание обладательницы такой тату достичь всех мыслимых высот.


15. Снежинка

Как нет в мире двух одинаковых снежинок, так и обладательница такой татуировки подчеркивает свою индивидуальность и уникальность.


16. Ключ

Любопытство и непосредственность — вот тайное значение тату в виде ключа. Перед таким человеком откроются все двери!


17. Стрекоза

Изящество, хрупкость и неуловимость: стрекоза выдаст в тебе тонкую натуру.


18. Бриллиант

Стойкость, многогранность и высокая самооценка: для таких девушек бриллиант — идеальный выбор.


19. Ласточка

Особое значение эта птичка имела для моряков: видишь ласточку — до земли уже недалеко. Символизм этой тату сходен с изначальным: ласточка означает надежду, привязанность к близким и добрую душу.


20. Корона

Прирожденные лидеры! Однако помимо амбиций корона символизирует самоконтроль и высокую меру ответственности.


21. Лягушка

Лягушки живут и в воде, и на суше, а в восточном символизме означают высокую приспособляемость и удачу.


22. Вишенка

Одиночная ягодка считается символом непорочности и чистоты, а парная — крепкой привязанности к партнеру.


23. Компас

В море жизненных течений этот человек выберет самый правильный путь к цели. Отвага, страсть к приключениям и вера в свои силы — вот что означает тату в виде компаса.


24. Клевер

Практически не встречающийся в природе четырехлистный клевер -символ веры в чудеса, сверхъестественное и магию.

Министерство культуры Свердловской области

ГУК СО Свердловская областная межнациональная библиотека

Символы свободы

независимости

Информационно-методическое издание

Екатеринбург

67.400.581 (2)я81 С 37

Редакционная коллегия: Кокорина С. В. Косович С. А.

Кошкина Е. Н.

Символы свободы и независимости:

информационно-метод. изд. / сост. Е. Н. Кошкина; Свердл. обл. межнац. б-ка. – Екатеринбург: СОМБ, 2008. – 127 с.

Ответственный за выпуск: Новопашина Т. Х.

Символика России

Вступление

Изучение истории государственных символов России имеет большое значение в деле воспитания нового поколения людей, любящих Родину, ощущающих духовное и кровное родство с далекими предками, отстоявшими честь, свободу и независимость России.

Особая роль в организации работы по изучению государственной символики России принадлежит библиотекам. Они должны помочь своим пользователям в подборе литературы и публикаций из периодической печати по разъяснению государственной символики нашей страны и основаниям ее почитания в обществе, показу образцов, примеров отношения к государственной символике из истории и современной жизни, художественной, документальной и публицистической литературы.

Воспитание уважения к государственным символам Российской Федерации, повышение их роли в патриотическом и гражданском воспитании учащихся – неотъемлемая часть воспитательной деятельности культурных учреждений, в данном случае, библиотеки.

Перед Вами информационно-методическое издание «Символы свободы и независимости», предназначенное для библиотечных работников, педагогов, а также для всех интересующихся историей Российского государства и его символикой.

Символика России

Символика России

Все государственные символы – гербы, флаги и гимны

– исполняют одну и ту же функцию: они обозначают государство, которому принадлежат. В принципе, герб, флаг и гимн играют ту же роль, что и название страны – их задача сообщать, какая именно страна ими владеет. Можно сказать, что название страны, ее государственные герб, флаг и гимн есть одно и то же. Просто название обозначает страну в вербальной форме – то есть с помощью средств речи – слов; герб и флаг в визуальной форме – с помощью средств, которые воспринимает наше зрение – цветов и фигур; а гимн – в форме музыкальной, доступной нашему слуху и глубинным тайникам человеческой души, которые не могут оставаться равнодушными при звуках музыки.

Символичен исторический ряд, в котором стоят государственные символы России. Наш герб возник на рубеже XV-XVI вв., когда складывалось единое российское государство. Он пришел из времен древней, великокняжеской и царской России. Наш флаг был создан для первого русского военного корабля, построенного в середине XVII в., с этим флагом связано царствование императора Петра I Великого, его великие реформы, стремительное развитие и рост России в XVIII и XIX вв.

Символика России

Флаг пришел из Российской Империи и напоминает об этом блестящем периоде нашей истории. И наконец, гимн пришел из времен России советской и связан с этим нелегким периодом нашего прошлого. Так герб, флаг и гимн России образовали символическую цепь, объединяющую российскую историю в течении более пяти веков: Россию княжескую и царскую, Россию императорскую и Россию советскую. Эти три периода нашей истории – три основы, три кита, три закладных камня в фундаменте, на которых стоит Россия нынешняя, Россия, государственными символами которой являются двуглавый орел, бело-сине-красный флаг и наш национальный гимн.

Герб России

Первое из сохранившихся до наших дней изображений российской государственной эмблемы – двуглавого орла – датируется 1497 годом. Оно помещено на оборотной стороне печати Великого князя московского Ивана III Васильевича (род. 1440, правил с 1462, сконч. 1505), приложенной к меновой и отводной грамоте, данной Великим князем его двоюродным братьям – князьям Федору и Ивану Борисовичам.

Символика России

Великий князь Иван III Васильевич является одним из трех величайших деятелей российской истории. По масштабу своих свершений, по их значимости Иван III может сравниться только с князем Владимиром Киевским, крестившим Русь в Х веке, и Императором Петром I Великим, толкнувшим Россию на европейский путь культурного развития. Значение Ивана III в истории нашей страны определяется тем, что им было создано единое российское государство.

Значение символа в эпоху XV-XVI веков сложно понять современному человеку, но значение это было определяющим. В ту пору, когда создавалось российское государство, важно было добиться того, чтобы в сознание людей прочно вошла мысль: возникло принципиально новое политическое образование – единое российское государство, русские земли объединены и не разделятся более, что бы ни случилось, как бы не менялись исторические и политические судьбы. Добиться этого

Символика России

поворота в сознании во многом помогали именно формы символические.

Особое значение имели символы собственно нового государства и государственной власти. Иван III принял титул «Государь Всея Руси», ясно объявляя о своих претензиях на обладание всеми российскими землями. Он вступил в брак с племянницей последнего императора Византийской империи – Софьей Палеолог – дабы продемонстрировать равенство своей власти с властью византийских императоров. В сношениях с иными странами он добивался равных почестей и признания своей державы как суверенной и не уступающей в значении иным странам.

Созданное Иваном III и существующее до наших дней единое российское государство нуждалось в главном символе, обозначающем его существование – названии. Название рождалось очень долго и при самом Иване III так и не сформировалось окончательно. В титуле Ивана III и его последователей на престоле звучали слова «Всея Руси», но самостоятельно слово «Русь» для обозначения российского государства не употреблялось. За рубежом российское государство вплоть до начала XVIII века, когда, наконец, утвердилось называние «Российская Империя», преимущественно называли «Московией» (или другими формами, образованными от названия столицы страны).

Символика России

Долгое рождение названия нашей страны не удивительно: оно объясняется состоянием политических и географических представлений того времени. Подобное характерно не только для России, но и для многих других государств. Именно поэтому в XV-XVI веках принципиальную важность имело другое средство определения государства – герб. Названия складывались медленно, изменялись, по-разному звучали в разных языках и традициях. Изобразительное же средство идентификации страны – герб – узнавался вне зависимости от того, в какой языковой среде он появлялся, изменялся значительно менее решительно и четко указывал на своего обладателя в любых ситуациях.

Это значение изобразительного символа сумел понять и оценить Великий князь Иван III. И потому не случайно и глубоко символично, что именно в его время, а точнее – в 1490-х гг. началась история российского государственного герба. Таким образом, российское государство и российский государственный герб являются ровесниками. Изобразительная форма имени нашей страны – герб – родилась значительно раньше, чем сформировалось ее название.

Культура российского средневековья знала достаточно развитую и своеобразную знаковую традицию. Идентифицирующими знаками пользовались те, кто обладал суверенитетом – князья, земли, имевшие

Символика России

республиканские формы правления, некоторые церковные иерархи. Такие знаки размещались, прежде всего, на монетах и печатях – тех важнейших атрибутах, на которых следовало ясно показать, кому они принадлежат.

Некоторые князья симпатизировали какому-то одному типу знаков и использовали их чаще, чем какиелибо иные. Так, род московских князей, к которому принадлежал и Иван III, относительно часто пользовался фигурой всадника. Отец Ивана III – Великий князь Василий II – чаще других использовал изображение всадника с копьем, иногда – всадника поражающего копьем дракона (этот тип всадника несколько веков носил название «ездец»). Эту же эмблему достаточно активно использовал в качестве своего личного символа и Иван III.

Изображение ездеца понималось современниками как изображение самого владельца знака – князя. На монетах и печатях ездец, обыкновенно, сопровождался надписью, сообщавшей титул и имя князя. Титульная надпись и ездец воспринимались в комплексе: ездец – как изображение князя, а титульная надпись – как подпись при изображении, поясняющая кто именно изображен на данной монете или печати.

Большинство монет и печатей имели изображения на двух сторонах. И если на одной стороне помещался знак князя (например, ездец), то на другой – какой-либо иной

Символика России

символ, связанный с ним, например, изображение его святого покровителя.

В системе атрибутов власти XV века печать занимала особо важное место. В то время не существовало института подписи, и именно печать исполняла функцию удостоверения документа, сообщения о том, что документ действительно выдан от лица того, кто приложил к нему печать, что приложивший печать соглашается с документом и подчиняется ему. Именно с момента приложения печати документ вступал в силу и считался действующим. Право пользования печатью обозначало право пользоваться властью. Преступление против печати

– отрывание ее от документа, повреждение, подделка – расценивались как одни из наиболее тяжких, и рассматривались, помимо прочего, как преступление против личности и прав того, кому принадлежит печать.

Этим важным значением печати определяется то обстоятельство, что именно на печати впервые появляется изображение государственного герба. Утвердив свою власть в принципиально новом – едином российском государстве, Иван III позаботился о том, чтобы отразить это в главном средстве демонстрации своих прав – печати. Такой принципиально новой печатью и является печать 1497 года.

Печать 1497 года имеет лицевую и оборотную сторону. Стороны печатей определяются тем, как на них помещена

Татуировка одиночество может быть выражена иероглифами, изображением бога одиночества, волка, совы, красного мака, ворона, скорпиона, звезды, росомахи.

Значение татуировки одиночество

Эти татуировки отличаются красотой, но могут принести своему обладателю дополнительные неприятности. Зато они отлично подходят тем, кто специально ищет уединения.

Одно из значений татуировки красного мака – одиночество. Один цветок на рисунке говорит о сентиментальном, гордом и одиноком человеке, который любит жизнь. Такому человеку комфортно быть изолированным от шумных компаний. Мужчина пытается показать с помощью тату, что ему уютно одному.

На женщинах рисунок мака выглядит очень нежно. Красиво и оригинально смотрится веточка мака вокруг запястья или лодыжки. Маленькие рисунки набивают на шее и стопе. Часто встречаются тату на предплечье, плече, рёбрах или бедре. Если эскиз масштабный – тату наносят на спине.

Татуировка выполняется в характерном для себя красном цвете. Дополнительные элементы, как листья и стебель, также изображают в естественных тонах.

Со времён Древнего Египта волк символизировал бога Царства мёртвых – Анубиса. Такая татуировка - значит не только одиночество, но и верность, особое предназначение, целеустремлённость, свободу и отвагу.

Одиночество ярко выражает татуировка волка, воющего на луну. Также он символизирует социальную независимость, самодостаточность и возможное предательство в прошлом. Такой человек обладает большой внутренней силой и не поддаётся влиянию общества.

Белый волк символизирует бесстрашие. Люди с такой татуировкой подчёркивают, что не боятся одиночества и способны действовать по жизни самостоятельно.

Татуировка больше подходит сильному полу, подчёркивая их духовную силу, решимость, ум и одиночество. Популярные места для рисунка – грудь, спина, плечо, рука. Наиболее часто наносят чёрно-белые татуировки, но цвета и техники могут быть разнообразными. Всё зависит от оригинальности человека. Тату волк может наноситься как самостоятельный рисунок, так и в композиции.

Негативное значение татуировки сова скрывает в себе символ одиночества, печаль, отрешённость, холодность и внутреннее зло. Величественная сова может обозначать грусть, душевную пустоту, несчастье.

Татуировку наносят как мужчины, так и женщины. Наиболее подходящие места – грудь, спина, рука, плечо, шея. Стиль, техника и цветовая гамма может быть разнообразной.

Ещё одна татуировка несущая отрицательное значение одиночества – ворон, который сидит на ветке. Важную роль играет цвет оперения. Если присутствует белый цвет, то тату несёт более светлый смысл.

Ворон может прожить долгую жизнь, но так и не найти себе пару. Отсюда вытекает главное значение одиночества. Также тату обозначает мудрость, потерю, связь с миром мёртвых, боль.

Для татуировки существует всего три популярных места: плечо, спина, грудь. Редко набивают на ногах, запястье и шее.

С помощью татуировки человек пытается выделить себя из окружающих людей. Смысл изображения до самой глубокой сути порой понимает только тот, кто его имеет. Осознание того, или иного значения символа помогает сформировать первоначальное представление о его хозяине. Так же это может пригодиться тогда, когда решено нанести тату на какую либо зону своего собственного тела.

Итак, что значат самые востребованные для татуировок символы?

Дракон в татуировке означает, что человек, который ее носит, склонен к благородству, загадочности, магической силе, упорству, верности и красоте. Он способен превосходить самого себя и делать невозможное. Все культуры наделяли дракона мудростью, поэтому, таким изображением человек хочет показать, что его рисунок является воплощением мудрости.

Татуировка с воссозданием волка связана с отвагой, выносливостью, верностью, преданностью, мужественностью, и способностью всегда быть победителем.Волка всегда уважали за его силу, ум и стремительность. Поэтому, такая татуировка подходит тем, кто имеет схожие с этим зверем черты. Ее может носить целеустремленный, независимый и уверенный в себе человек.

Татуировкой крест обозначают силу и честь. Узором в виде большого креста, нанесенного на спину, человек символизирует право выбора своей судьбы. Тату с крестом может иметь религиозную значимость – распятие. Изображением драгоценного камня в центре креста татуировка будет говорить о том, что человек занят поиском смысла жизни.

Роза, воплощенная в тату, вещает любовь, красоту, юность, чистоту, святость и возрождение. С листьями розы ассоциируют чувство радости, с шипами – грусть, а самим цветком обозначается слава. У белой розы символ верности, девственности, невинности. Голубую розу рисуют, обозначая непостижимое и невозможное. Желтой – грусть и расставание. У красной розы символ любви, желания и страсти.

Татуировка в виде короля зверей говорит о власти. Она сообщает о мужестве, гордости, благородстве, хитрости, силе, смелости и справедливости. Изображение с львицей связано с материнством и сладострастием. Спокойный лев символично сообщает об уверенности. У ревущего льва – символ признания во власти. Сражающийся лев – символ отстаивания своих интересов. Союз льва и слабого животного означает готовность к миру.

Скорпиону присуща двойственность, поэтому такая тату может означать либо защиту, либо нападение. Прибегнув к этому рисунку, говорят о готовности к самопожертвованию. С помощью паукообразного некоторые хотят показать свою готовность к обороне, и то, что не потерпят ущемления собственного достоинства. Многие татуировкой скорпион символизируют принадлежность к знаку зодиака.

Татуировкой бабочка некоторые пользуются как эмблемой души и перерождения. Обычно такой рисунок наносится в важный жизненный момент перед решающими событиями. Другое толкование тату – ощущение легкости и свободы. Порой смысл зависит от способа изображения рисунка: с распахнутыми крыльями – открытость людям, летящая бабочка – признак независимости, с симметричными крылышками – гармоничность во всем.

Изображая тигра, люди имеют в виду красоту, силу и грацию. Другие этим рисунком символически передают величие. Зачастую тигриный оскал ассоциируется с дерзостью и смелостью. Так же тигр способен означать что - то женственное, властность и хитрый ум. Если владелец тату в рисунке облачил тигра в клетку - означает, что он контролирует личные порывы и принципы.

Татуировка змея на женском стане является олицетворением интуиции, таинства, неожиданности и загадочности. Рисунком со змеей символизируют бесстрашие, упорство, храбрость и остроту зрения. Она может доносить до окружающих мудрость и спокойствие. У этой тату имеется смысл духовного перерождения, независимости, или способности к хранению секретной информации.

С помощью различных цветов владельцы татуировок доносят до окружающих предрасположенность ко всему женственному, красоте и изысканности. Они передают хрупкость и нежность. У каждого цветка, нанесенного на тело, имеется свой подтекст. Общая цель тату с цветами – передача возвышенного, превосходного, любви и всех других позитивных ассоциаций.

Черепом в татуировке пытаются напомнить о чем - то ужасающем, и в то же время тату защищает от опасностей своего владельца. Им символизируют разруху и близость смерти. Этим изображением защищаются от конца бытия и пытаются сбить с толку «костлявую» с косой. Порой такому символу придают значение жертвенности и прощения, спасения души, черной магии, опасности, бесстрашия и удалого нрава. В некоторых случаях тату означает проявление беззаботности и позитивного настроя.

Изображением совы человек показывает свое отношение к ясности и могуществу ума, победившего зло. Оно может символизировать способность управлять смертью. Этой птице придают значение зрелости, мудрости и одиночества. Часто такую татуировку имеют люди, предрасположенные к ночному типу жизни. Некоторые используют этот образ, как оберег, защищающий от негатива.

С ангелом, изображенным на теле, связывают добро и волшебство. Этой картинкой человек показывает сближение с Богом. С другой стороны такой рисунок может быть истолкован как чистота, отсутствие пороков, защита. Бывает, что ангела рисуют на себе, как дань памяти ушедшему из жизни человеку.

Теперь вы знаете какие самые популярные символы на сегодняшний день. Если вам по душе один из них или наоборот вы хотите сделать что-то отличное от представленного выше, то вы можете обратиться в салон "Чернильное Сердце", они создают татуировки в Москве по собственным уникальным эскизам. Здесь работает сразу несколько мастеров, которые творят в разных стилях.

Птица повсеместно — символ свободы (идеи отделения духовного начала от земного), души (в том числе, когда она покидает тело).

В Египте душа каждого человека изображалась в виде ястреба с человеческой головой, покидающего тело после смерти. В эпосе Упанишады птицы сидят на Космическом Древе: одна ест, другая ее сторожит, охраняет. Они символизируют индивидуальную и вселенскую души.
Птицы являются частью символизма дерева: сила божества нисходит в дерево или на его символ — ствол. Две птицы на дереве (иногда одна из них — темная, а другая — светлая) олицетворяют индивидуальность мира: тьму и свет, проявленное и скрытое, два полушария. Птицы часто изображаются на ветвях Древа Жизни со змеей у его основания; это сочетание символизирует союз воздуха и огня.
Благодаря способности подниматься ввысь, а также острому зрению птицы часто становятся символами божественности, власти, победы. Во всем мире птицы считаются посланниками (вестниками) богов.
Кроме того, птицы — символ непреходящего духа, божественного проявления, духов воздуха, духов мертвых, возможности общаться с богами или входить в высшее состояние сознания, мысли; воображение, возможность подняться над обыденностью.
Поющая птица — символ счастья. Птица в клетке символизирует утрату свободы.

Во многих мифах птицы играют важную роль в создании мира или управляют природными силами: например, буревестник у индейцев Северной Америки или птица-молния в Южной Африке. Птица-змея Кецалькоатль в центрально-американской мифологии сочетает в себе небесную и земную власть, часто разделенную. В других мифах небесное и земное бывают разделены, и тогда борьба птиц со змеями изображает фундаментальный конфликт между светом и тьмой, духом и плотью. Птица и змея в конфликте олицетворяют солярные и хтонические силы, находящиеся в состоянии войны. Легендарные птицы часто олицетворяют небесные области и силы, противостоящие хтонической змее.
Большие птицы часто идентифицируются с солярными божествами, богами грома и ветра, а их языки рассматриваются как молнии.
Птица на столбе — единение духа и материи, а также символ бога Солнца.
Часто птицы сопровождают героя в его подвигах, тайком подавая ему совет («маленькая птичка мне сказала»), и герой понимает язык птиц. Эта способность предполагает сообщение с Небом или помощь небесных сил.
Воплощение в птицах одновременно человеческого начала и космического уха — символизм, определенный их легкостью и скоростью передвижения, свободным парением и приписываемой им способностью достигать небес. Поэтому группа символов основана на идее, что птицы имеют контакт с божественными сферами или, как Голубь Благовещения, доставляют послания оттуда. Кельты преклонялись перед птицами именно по этой причине. Шаманы украшали свою одежду перьями, надевали птичьи маски, стремясь «долететь» с их помощью до высших уровней знания.
Древние римляне гадали по полету птиц и по их пению, что, возможно, было по¬пыткой расшифровать высшие знания, к которым птицы, как предполагалось, имеют доступ. Во многих мифах, сказаниях и просто сказках птицы приносят полезные сведения великим героям. Австралийские аборигены поэтому относятся к птицам с большой подозрительностью, опасаясь, что они могут выдать врагам их секреты.
Часто птиц наделяют способностью предсказывать будущее. Существует мнение, что они — воплощенные божества бессмертия и радости.
Первобытные и древнеегипетские живописцы, изображая человека с головой птицы, символизировали этим духовную сторону человеческой природы и надежду на бессмертие.
В некоторых культурах птицы считаются предвестниками болезней, обычно это вороны или грифы. Однако более распространено мнение, что птицы — благо¬приятный знак: например, в индуизме они символизируют любовь богов, послав¬ших эликсир бессмертия — сому — человечеству.
Птиц связывают с мудростью, интеллектом и быстротой мысли (что довольно далеко от современного выражения «птичьи мозги»).
Стаи птиц являются магическими или сверхъестественными силами, связанными с богами и героями. Изображение птичьих когтей означает темный, разрушительный аспект Великой Матери.
В алхимии две соперничающие птицы — двойственная природа Меркурия, философской ртути; то же значение имеют птицы, летящие вверх и вниз.
У скандинавов птица — дух, высвобожденный из тела, мудрость (это особенно относится к ворону).
У кельтов символика птиц неоднозначна. Они обладают признаками божества счастливого «того света» или, наоборот, признаками колдовской силы и недобро¬желательности. Таковы, например, вороны и вьюрки. Кельтское божество Туата может появиться в птичьем облике, с яркими блестящими перьями, увешанный золотыми цепочками, когда он предсказывает важную весть.
В шаманизме птица — символ восхождения на Небо, медиумического и магического знания. Во время совершения обрядов шаманы носят одеяния птиц и перья. Одетая, как птица, душа может обрести крылья.
У христиан птицы — крылатые души, все духовное, души в раю. Младенец Христос часто изображается держащим в руках птицу. В западном искусстве птица может символизировать воздух или прикосновение. Птицы в клетке (образ, который Платон считал метафорой ума) используются как атрибут аллегорической фигуры Весны.
В исламе птицы — души верующих, живущих на Древе Жизни. Души неверных вселяются в птиц, питающихся падалью.
В индуизме птица означает разумность, мышление: «Мысль — самая быстрая птица» (Ригведа); «Тот, кто понимает, имеет крылья» (Панчавимса Брахманан).
У буддистов птица — символ Будды; также означает предзнаменование.
В даосизме трехногий красный ворон олицетворяет солярный принцип ян; он живет на Солнце и может символизировать Великую Триаду, три величайшие силы космоса: Небо, Землю и Человека.
У китайцев такой солярной природой обладает большинство птиц, в частности, журавль, павлин, петух и др.; они относятся к области ян, символизируя долголетие и хорошую судьбу. В Китае птица считается мужским символом (омоним слова «пенис»); тем не менее «дикая иволга» — идиоматическое выражение, обозначающее «девушку по вызову».
В японском синтоизме птица олицетворяет созидательный принцип.

АИСТ
Аист символизирует новую жизнь, приход весны, удачу, дочернюю или сыновью привязанность. Английское слово stork — «аист» — происходит от греческого, которое означает сильную привязанность; в иврите название аиста «хасидах» означает «набожность»; эти языковые ассоциации возникли в связи с верой древних в то, что аисты кормят как своих детей, так и престарелых родителей (в Древнем Риме Lex Ciconaria, или «Закон аиста», предписывал заботиться о престарелых родителях). Эта трогательная забота и ассоциация с весной, когда прилетают аисты, явились причиной того, что аист стал священной птицей древнегреческой богини Геры (Юноны) — покровительницы кормящих матерей.
В Северной Европе существует поверье, что новорожденных детей матерям приносит аист. Это поверье исходит из древнего представления, что новорожденные души обита¬ют в местности, где много болот, прудов, трясин. Аист, несущий младенца, является символом крестин.
У евреев аист символизирует милость, сострадание. Эмблема особенной любви и любви к детям.
В христианстве аист символизирует чистоту, целомудрие, благочестие, бдительность. Согласно шведской легенде, аист назван так из-за крика «styrca! styrca!» — «крепись! крепись!», которым он подбадривал Христа. Аист изображается и на гербах, так как он боролся с рептилиями, особенно со змеями.
У славян аист — древняя птица-тотем, символ родины, семейного благополучия, домашнего уюта, любви к родной земле, родному дому. Символ языческой славянской богини Зари (Утренней и Вечерней). Наказание за нанесенную обиду аисту (разорение гнезда или убийство птицы) — огонь, испепеляющий дом убийцы или его самого.
В искусстве аисты иногда изображаются запряженными в колесницу Гермеса (Меркурия), а также топчущими и убивающими змею.

АЛЬБАТРОС
Альбатрос символизирует долгий, парящий полет без видимых усилий. Также он означает бремя вины — символ, появившийся, когда произошло убийство аль¬батроса, нарушившее древнее морское табу. По легенде, в этих самых крупных из морских птиц вселяются души утонувших моряков. Альбатрос спасает моряков в море, указывая безопасный путь; убийство альбатроса, по поверьям, вызывает не¬счастья и гибель. В поэме С. Т. Колриджа «Сказание о старом мореходе» (1798 год), когда один из матросов случайно убил альбатроса, члены команды повесили ему на шею убитую птицу, дабы указать виновного и отвести кару от остальных.
Традиционно считается, что увидеть альбатроса — хороший знак.

БУРЕВЕСТНИК
У индейцев Северной Америки буревестник считался божественным созданием, живущим под облаками. Взмахи его крыльев вызывали шторм, а блеск его глаз — молнии. Символ приближающейся бури, революционного подъема.
Изображение буревестника — белый силуэт птицы на голубом фоне — используется и как спортивная эмблема, значение которой — дерзание, юношеский порыв.

ВОРОН, ВОРОНА
Ворон и ворона имеют схожую символику. В Европе вороны-стервятники с давних пор связаны с войной, смертью, запустением, злом и несчастьями — символизм, распространенный также и в Индии. Из-за своей черноты они считаются сим¬волами хаоса и тьмы, предшествовавшей свету творения.
В европейском фольклоре фигурирует ворон-царь, живущий на вершине неприступной горы. Древний (существует поверье, что вороны живут до 300 лет) и мудрый, он олицетворяет справедливость. Кроме того, у ворона есть связь с миром мертвых, ему под силу достать живую и мертвую воду. В христианской традиции ворон служит предвестником несчастий, символизирует сатану и грех — из-за своей окраски, а также потому, что, согласно суевериям, он выклевывает глаза мертвым. Наряду с этим ворон с листком в клюве или на разбитой чашке — атрибут Бенедикта, святого покровителя Европы; ворон, при¬носящий пищу, — символ Павла-пустынника. Пророк Илия иногда изображается вороном, который по приказу Бога приносил Христу пищу в пустыне.
В Европе на символизм ворона повлияли кельты с их богинями войны (Бадб, Морриган, Немаин) в облике воронов, а также викинги: их бога войны Одина всегда сопровождали два ворона — Хугин и Мунин. Эти вороны не только сообщали о событиях в мире смертных, но также символизировали такие конструктивные понятия, как разум и память. Посвященный Одину, ворон стал главной эмблемой на штандартах данов (даны считали, что прямо стоящая ворона со сложенными крыльями предвещает победу, если же она расправляет крылья — поражение).
У палеоазиатских народов ворон был творцом мира. Ему до сих пор поклоняются на Чукотке и в Гренландии. Вороны, живущие возле селений человека, кормятся не только отбросами — им полагается их доля мяса. Убийство ворона почитается тяжелейшим грехом. На Чукотке сохранился древний обрядовый танец Ворона. Шаманы используют силу воронов для мистических полетов.
Символизм ворона в иудаизме также носит двойственный характер: как пожиратель падали, он считается нечистой птицей, но в то же время символизирует проницательность. Согласно древнееврейской легенде, ворон первоначально был белым; когда же Ной послал его посмотреть, не стали ли воды спадать, и ворон вернулся без добрых вестей, его оперение стало черным.
Широко распространено мнение, что ворон — помощник в путешествии и предсказатель (поскольку может воспроизводить человеческую речь), как, например, в Древней Греции, где он считался священным вестником бога Аполлона и богини Афины. Ворон приносит послания из мира духов. Ворон также связан с солнечным культом Митры. Вообще ворон — символ Солнца, так как считалось, что его блестящее черное оперение дает возможность выживать при близком контакте с Солнцем. В Древнем Риме, где крик ворона напоминал латинское слово «крас» («завтра»), его связывали с надеждой.
Древние китайцы утверждали, что ворон (ворона) символизирует изолированность личности, живущей в высших сферах. В Китае трехногий ворон — эмблема династии Шу, он символизирует восход, зенит и заход Солнца (на котором, как полагали, и живет этот легендарный ворон). И в Китае, и в Японии ворон — эмблема семейной любви. Синтоизм приписывает ворону роль посланца богов. В японской мифологии ворон и коршун спускаются по велению бога на землю, чтобы про¬вести Дзимму через горы к землям племенного союза Ямато, где Дзимму основал первую императорскую династию.
В Африке и некоторых других местах ворон считается проводником, предупреждающим об опасности.
Герой многих сказок индейцев Северной Америки, ворон слывет хитрецом и обманщиком. Но в то же время ворону наделяют мистическими силами и считают создателем видимой вселенной. Схожие свойства приписывали ей кельты, скандинавы и народности Сибири. Для канадских эскимосов ворон — Отец народа, Бог-творец; убийство ворона может испортить погоду.
Американская разновидность воронов, живущих стаями и питающихся в основном зерном и насекомыми, имеет позитивную и даже героическую репутацию. Так, в мифах индейцев тлингатов ворон считается солнечной, созидательной, воспитанной птицей; в легендах индейцев навахо ворон — Черный Бог, участник всех событий в мире животных. И американские, и австралийские мифы объясняют черный цвет перьев ворона случайностью и не видят в этом никакого дурного знака.
В западноевропейской традиции символика ворона также распространяется на его близкую родственницу — ворону. Существует поверье, что, когда вороны начинают покидать свои гнезда, это предвещает голод или какие-либо другие несчастья; зная суеверность своих соотечественников, Уинстон Черчилль во время стремительного наступления немцев во Франции в 1940 году распорядился подкармливать ворон, если они вздумают улетать из Тауэра.
В алхимии ворона — символ изначального состояния материи, черного цвета и гниения. Но какой бы черной и смердящей ни была гниющая первоматерия, в потенции она представляла собой будущий Философский камень, и алхимики обращались к ней словами Песни Песней: «Дщери Иеруса-лимские! Черна я, но красива!» Женщина, держащая ворона в руках, — символ процесса брожения (Putrefaction), канони¬ческая печать алхимического Делания. Ворон на щите — символ очищения.
В геральдике ворон — символ предусмотрительности и долголетия; рисуется черным.

ГОГОЛЬ
Согласно легенде, записанной в Заонежье, «по досюльскому (давнишнему, первичному) окиян-морю плавали два гоголя: первый бел-гоголь (Бог), а другой черен гоголь (сатана). Черная птица достала со дна комок земли, из которого Бог сотворил земной мир».
Белый гоголь, утка из породы нырковых, — творец мира в финно-угорских преданиях.

ГОЛУБЬ
Мир, чистота, любовь, безмятежность, надежда. Традиционный христианский символ Духа Святого и крещения. Существует легенда, в которой утверждается, что дьявол и ведьмы могут превратиться в любое существо, кроме голубя и овцы.
Небольшая белая птица, которая принесла Ною во время потопа оливковую ветвь, стала образом Бога, сменившего гнев на милость. Здесь, как и в других мифах, голубь выступает в роли вестника. В более широком смысле голубь олицетворяет чистую душу, часто он изображается вылетающим изо рта святых мучеников. Голуби также иногда символизируют души в античном и иконографии и индийской мифологии. Известен голубь и как христианская эмблема целомудрия, несмотря на более древние и очевидные ассоциации с вожделением. Он был спутником семитской богини любви Астарты, чей образ слился затем с греческой Афродитой (Венерой), а также спутником Адониса, Диониса (Бахуса) и Эроса (Купидона). Голубиное воркование связывают как с сексом, так и с рождением детей. В Помпее были найдены изображения крылатых фаллосов с голубями. Пара голубей на протяжении многих лет считается символическим изображением сексуальной гармонии; может быть, по¬этому голубка стала персонификацией нежной жены.
В Греции голубь с оливковой ветвью как символ обновления жизни является эмблемой Афин, голубь с лавровой ветвью — символ мира, голубь с рогом изобилия означает счастливую случайность.
В Китае голубь является одним из многих символов долголетия, как и в Японии, где голубь с мечом считается также и эмблемой мира.
Повсеместное почитание голубя как символа мира возникло, по всей видимости, благодаря упоминаниям о нем в Библии. Однако уже в ранних комментариях к Библии святой Иероним разъяснял, что церковь под голубем подразумевает не обычного голубя, а «горлицу», птицу чистую, всегда гнездящуюся на вершине самых высоких деревьев.
Миротворческий символ — голубь мира (международная эмблема мира) — распространился в XX веке благодаря известной картине художника Пабло Пикассо.
У североамериканцев образ голубя — синоним «слабака» (в противоположность ястребу).

ГУСЬ
Существуют две группы символических значений гуся: первая связана с диким гусем, вторая — с гусем домашним.
Дикий гусь символизирует бдительность, любовь, счастье в браке, верность. Это солнечный символ, особенно в Египте. Знак свободы, просвещенности и, благодаря сезонным перелетам, символ осени и весны.
В Древнем Египте гусь считался птицей, отложившей яйцо, из которого появилось Солнце. Его называли также посланцем богов. Гусь стал эмблемой фарао¬нов, которые, в представлении древних египтян, и были воплощением Солнца. При восшествии на трон нового фараона жрецы выпускали четырех гусей как вестников на все четыре стороны света. Гуси, приносимые в жертву в день зимнего солнцестояния, символизировали возвращающееся Солнце.
Солнечный позитивный символизм дикого гуся во многом совпадает с символизмом лебедя; в сущности, они взаимозаменяемы, особенно в кельтской традиции.
В Древнем Риме гусь был посвящен богу войны Марсу, а затем стал триумфальной эмблемой бдительности — после известного случая в 390 году до н. э., когда крики священных гусей из храма Юноны оповестили защитников Капитолийс¬кого Холма о нападении галлов. Древние греки связывали гуся с Герой, Аполлоном, Эротом и богом-вестником Гермесом.
В Китае и Японии дикий гусь считается, с одной стороны, мужским, солнечным знаком, а с другой — более распространено значение гуся как лунной, осенней птицы.
В представлении азиатских шаманов и индийских брахманов (браминов) гусь был «ездовым животным», на котором души стремились вырваться из непрерывного круга существования.
Древнейшее упоминание домашнего гуся в качестве символа восходит к шумерскому богу домашнего хозяйства и скотоводства Бау. В фольклоре гусь пред¬стает в образе болтливого, по-матерински заботливого, несколько глуповатого существа (отсюда выражение «глупая гусыня»). Сексуальный символизм гуся, в Древней Греции связанный с Приапом, также был широко распространен, а наблюдения за гусем, в возбужденном состоянии вытягивающим шею и покачивающим головой, закрепились в выражении «ходить гусем».

ДРОЗД ЧЕРНЫЙ
Черный дрозд в христианстве означает соблазн плоти (сладкое пение и черное оперение). В искушениях святого Бенедикта дьявол является в виде черного дрозда.

ЖУРАВЛЬ
В Китае и Японии журавль символизирует бдительность, долголетие, мудрость, преданность, честь. Согласно легенде, журавли собираются в круг для защиты своего короля, при этом одной ногой они стоят на земле, а другой сжимают камень: если журавль засыпает, камень падает и будит его (такого журавля описывает Аристотель).
В Китае изображение журавля, летящего к Солнцу, — символ общественных устремлений, его белоснежное тело — символ чистоты, красная голова — огонь жизни. Одинокий журавль, не примыкающий к стае, считается символом и спутником даосского святителя. В Японии — символ мудрости.
Противоположный символизм присущ этой птице в Индии, где журавль — символ предательства, и в некоторых кельтских регионах, где эта птица считается предвестницей несчастий.
В Египте двухголовый журавль — символ процветания. Древние находились под впечатлением от выносливости и красоты журавля, сложных брачных танцев, громкого голоса и задумчивого вида. Танец журавлей — один из наиболее древних прототипов танцев-хороводов.
В Древней Греции крики журавля во время миграции возвещали время весеннего сева и начала уборки урожая. В Африке журавль связан с даром речи. Его весенние пе¬релеты стали символом духовного и телесного возрождения. Этот символизм часто заимствует и христианское искусство.
Во всем мире журавль является символом общения с богами.
На Руси журавли наравне с аистами и соловьями считаются «божьими птица¬ми». Символика журавля связана с Солнцем. Это проявляется в близком звучании слов, применяющихся для обозначения жара: жеравик — омоним, обозначающий и журавля, и раскаленные угли; жеравый, жарявый — горящий, жаркий, раскаленный; жаравь — журавль. Изображение этих птиц на старинных полотенцах Приднепровья также характеризует их как культовый вид птиц Солнца. Их прилет, появление птенцов и отлет связаны с тремя фазами солнечного цикла: весенним и осенним равноденствием и летним солнцестоянием.
В орнаментах танцующие журавли часто изображаются вместе с семарглами, покровителями растений, и волками, покровителем которых был святой Георгий («Егорьев день» — 23 апреля).
Геральдический журавль изображается с камнем в одной лапе и служит эмблемой бдительности: он охраняет стаю от нападений неприятеля.
Ученые, занимавшиеся в Англии XIV века вопросами родословной, использо¬вали знак, похожий на стрелу, чтобы отметить, кто от кого происходит. Похожий символ, напоминающий след журавля на мокром песке, был известен при французском дворе как pied-de-grue (дословно — «след журавля»). Со временем этот термин стал использоваться в Англии в самых разных формах, пока не установилась современная форма слова «педигри» — «pedigree» («родословная»).

ЗИМОРОДОК
В китайской традиции зимородок символизирует изящество, благородство, безмятежность, спокойствие, красоту, достоинство, скорость, скромную, склонную к уединению натуру и супружескую верность.
В Древней Греции его связывали с печальным спокойствием. В мифе об Алкионе (Хаокионе) Зевс превратил ее и ее мужа Сейкса в пару зимородков. Когда зимородки решали свить гнездо за морем, отец Алкионы, бог ветров Эол, хранил спокойствие вод моря в течение семи дней в году, чтобы его дочь могла вывести потомство.
Ибис — священная птица египтян. Символ мудрости. В Древнем Египте ибис считался воплощением лунного божества Тота, величайшего бога Египта, покровителя оккультных знаний, давшего человечеству письменность. Тот изображается человеком с головой Ибиса.
Ибис часто появляется в египетской иконографии; его мумифицировали и размещали в царских гробницах, чтобы он объяснял умершим тайны загробной жизни.
Считается, что ибис может жить только в Египте и, пере¬везенный в другие страны, умирает там от тоски.
Черные и белые ибисы в древности посвящались Луне. Но и все другие виды ибисов также почитались, поскольку они уничтожали яйца крокодилов, которые были символом отвратительного Тифона. Эту птицу называют также хранителем урожая. Убить ибиса, даже случайно, считалось ужасным преступлением.

КРАПИВНИК
Крапивник — «маленький король», как его называют в Уэльсе. На Западе его часто называют королем птиц. Он, как и голубь, может представлять Святой Дух, но может символизировать и ведьму. Крапивник посвящен греческому Триптоле-му и кельтскому Талиесину. В Ирландии крапивник связан с пророческой властью друидов. В Шотландии крапивник — это Курица Повелительницы Небес. Убийство крапивника влечет за собой очень большое несчастье, хотя в Англии и во Франции на него в прежние времена охотились в Рождество, убивали и подвешивали на шесте, после чего совершали вокруг него шествие и затем хоронили во дворе церк¬ви, что ассоциировалось со смертью старого года.
Среди индейцев Северной Америки эта искусная певчая птица почитается в качестве символа счастья.

КУКУШКА
Амбивалентный символ. С одной стороны, кукушка — символ нахлебника, бездельника, отсюда и английское слово «cuckold» (одураченный муж). В Европе эту птицу связывают с завистью и авантюризмом. Кукушка также символ грусти и вдовства. Ярославна в «Слове о полку Игореве» горюет о своем муже именно зигзицею (кукушкой) на городской стене. Символ матери, бросающей своих детей.
С другой стороны, этой птице свойствен более распространенный положительный символизм: предвестницы весны, лета или богатства. Существует поверье, что, услышав кукушку, надо потрясти на счастье монетами. Это вещая птица, она пред¬сказывает, сколько лет осталось жить человеку. Также символ девичьей дружбы.

ЛАСТОЧКА
Ласточка символизирует приход весны, новую жизнь, обновление, воскрешение.
Она считается священной птицей богини Изиды в Древнем Египте и богинь материнства в некоторых других культурах. Символ деторождения. В Китае, где прилет ласточек совпадает с весенними ритуалами плодородия в дни мартовского равноденствия, считается, что в доме, который эти птицы выберут для гнездова¬ния, вскоре случится свадьба и родится много детей. Геральдическая ласточка час¬то изображается без ног: согласно средневековым представлениям, эта птица все¬гда живет в небе и никогда не опускается на землю.

ЛЕБЕДЬ
Романтический образ, олицетворение поэзии и красоты. Противоречивый сим¬вол: света и смерти, преображения и меланхолии, мужского и женского начал, особенно значимый в литературе, музыке и балете. Белый лебедь — солнечный, мужской знак — стал блестящим героем оперы Вагнера «Лоэнгрин» и других историй о рыцаре-лебеде. В качестве символа женской нежности, красоты и изящества лебедь предстал в балете П. И. Чайковского «Лебединое озеро». Эта неоднозначность прослеживается еще с античных времен: в Древней Греции лебедь был атрибутом как Афродиты (Венеры) — богини любви и красоты, так и Аполлона — бога поэзии, прорицания и музыки.
С постоянной темой превращения в символике лебедя связан миф о лебеде и Леде: Зевс, чтобы добиться красавицы Леды, предстал перед ней в образе лебедя.
Вследствие подобных мифов за лебедем закрепилась символика удовлетворенной страсти и угасающей или утраченной любви.
В Древней Греции считалось, что лебеди поют единственный раз в жизни — перед смертью, и песня эта — неземной красоты. Кроме того, лебеди образуют пару на всю жизнь, и считается, что после гибели одной птицы вторая камнем падает вниз с большой высоты и разбивается. Поэтому лебедь является символом верной любви, неразлучности и романтической смерти.
В кельтской традиции лебедя связывают с вдохновением бардов (правда, его иногда заменяет гусь). В финской легенде о лебеде он символизирует воды реки, текущей в загробном мире.
И иконографии лебедь часто ассоциируется с арфой и потусторонними аспектами духовной жизни.

МАЛИНОВКА
Малиновка — один из наиболее часто используемых символов христианства. Она иногда заменяет щегла в легендарной истории о птице, которая вырвала шип из тернового венца Иисуса Христа, когда он шел на Голгофу, и была обагрена его кровью. Эта кровь оставила на ней след навсегда. В этом контексте малиновка символизирует доверие. Однако есть и другая трактовка, оформившаяся в европейских суевериях: малиновка предвещает смерть, а того, кто убьет ее, ожидают несчастья.
В результате опроса, проведенного «Международным советом за сохранение птиц» в 1960 году, эта птица стала также национальным символом Британии.

ОРЕЛ
«Из всех птиц какой-то мудрый человек выбрал орла для обозначения королевской власти, птицу, не обладающую ни красотой, ни голосом, не пригодную в пищу, но прожорливую, ненасытную, ненавидящую все, бедствие для всех, обладающую удивительным искусством приносить вред только из прихоти делать это» (Эразм Роттердамский).

Орел — властелин воздуха — один из наиболее распространенных, однозначных и универсальных символов, воплощающих мощь, скорость и другие признаки мира животных во всем величии. Царь птиц.
Важнейший солярный символ всех богов Солнца, правителей, а также воинов. Ассоциируется с величием, властью (особенно имперской), господством, отвагой, вдохновением, духовным подъемом. Олицетворяет полуденное Солнце, вознесение, вдохновение, освобождение от уз, победу, гордость, созерцание, апофеоз, царственное происхождение, храбрость, силу, высоту, стихию воз¬духа.
Орел — не только спутник всех великих богов, но часто их прямая персонификация. Как гласит один из греческих мифов, когда олимпийским богам понадобился виночерпий, за молодым красавцем Ганимедом верховный бог Зевс послал орла (по другой версии, Зевс полетел сам, превратившись в орла). В другом мифе гнев Зевса превратился в орла и терзал печень Прометея.
В Древней Персии и Древнем Риме орла почитали как символ победы, и его полет воспринимали как предзнаменование военного успеха. Орел служил эмблемой римских императоров и полководцев; его изображения несли на штандартах римские легионы.
Двуглавые орлы являются атрибутами богов-близнецов и могут означать все¬знание и двойную власть.
Связь между орлом и богами неба имеет древнюю и прочную традицию и в древнеегипетской, западно-азиатской, индийской, восточных культурах. Орел с человеческими руками — древнесирийская эмблема солнцепоклонников. В Древ¬нем Египте орел был символом дня и солнечного света, поэтому его сделали эмблемой святости.
Орел часто является символом как шторма или грозы, так и солнца, то есть ассоциируется и со светом, и с плодородием.
Соперничество между орлом и быком, между орлом и львом, в котором всегда побеждает орел, олицетворяет триумф духа и интеллекта над плотской природой. Гаруда, человек-птица, на которой летал ведический бог Вишну, часто изображает¬ся сражающимся со змеями, персонифицирующими зло.
Борьба орла со змеей или изображение орла со змеей в
когтях символизирует победу духа. В этой схватке орел олицетворяет силы добра, а змей — силы хтонические, злые. Кроме этого, орел означает неявленный свет, а змей — неявленную тьму. С другой стороны, совмещение символов орла и змеи представляет единство воздуха и земли (иногда змею заменяет лев, как, например, в алхимии), составляет космическое целое, соединение духа и материи.
В алхимии взмывающий ввысь орел означает освобожденную духовную часть первоматерии, prima materia. Орел является также герметическим символом серы, означает таинственный огонь Скорпиона и Ворота Великой Мистерии. Двойной орел означает андрогенную ртуть. Коронованные орел и лев — это ветер и земля, ртуть и сера, летучее и застывшее начала. Коронованных орла и льва считают символическим изображением двойственного единства принципов изменчивости и неизменности.
Согласно иудейским представлениям, орел может сжечь крылья на солнце и упасть в океан, откуда появляется с новой парой крыльев. Эта история — один из символических мотивов христианского крещения. Орла изображают не только на купелях, но и на церковных кафедрах — как эмблему святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, несущего Слово Христово. В средневековой христианской иконографии орел ассоциируется с вознесением Христа, с молитвами, посылаемыми к небесам, с нисхождением милости Божьей и победой над злом (в том случае, когда орел изображен со змеей в клюве). Баптисты используют изображение орла для того, чтобы обозначить новую жизнь. На церковном аналое, куда кладут Библию, орла изображают с простертыми в стороны крыльями, что символизирует божественное вдохновение и духовную силу.
У кельтов орел ассоциируется с целительными водами.
Среди кочевников, особенно в Северной Азии, орел — шаманский символ Отца, его перья используются в обрядах инициации и ритуалах, в которых шаман «общается» с духами.
В буддизме орел — птица, на которой летает Будда, атрибут Амогхасиддхи.
В Китае орел олицетворяет силу, энергию ян, власть, воителя, храбрость, упорство, острое зрение, бесстрашие. Орел и ворон связаны с богами войны.
В мифологии индейцев Северной Америки орел предстает как посредник между небом и землей и, кроме того, символ дня. Головной убор с орлиными перьями олицетворяет Птицу Гром, мировой дух. В некоторых случаях белый орел символизирует мужчину, а коричневый — женщину.
В Центральной Америке орел и ягуар символизируют единство и противоположность неба и земли. У ацтеков орел — сила небесная, сияющие Небеса, восходящее Солнце, пожирающее змея тьмы.
У австралийских аборигенов орел, как и сокол, приравниваются к божествам.
В геральдике орел — символ власти, господства, великодушия и прозорливости. На гербах орел чаще всего изображается летящим грудью вперед, с поднятыми вверх крыльями или парящим. Бывает одно- или двуглавым. Еще со времен основателей Рима Ромула и Рема его изображали на штандартах как «птицу Юпитера». Хетты в качестве своей эмблемы использовали изображение двуглавого орла, что было, вероятно, воспринято и турками-сельджуками во времена крестовых похо¬дов. После завоевания христианами Палестины двуглавый орел стал гербом Свяусстве орел встречается также в качестве атрибута аллегорического изоб¬ражения Гордости.

ПАВЛИН
Сияющая слава, бессмертие, величие, неподкупность. Это также символ гордости и тщеславия.
В древних культурах Индии и позже в Иране великолепный хвост павлина стал символом всевидящего Солнца и вечных космических циклов. Так как змеи в иранской символике считались врагами Солнца, полагали, что павлин убивает змей, чтобы использовать их слюну для создания радужных бронзово-зеленых и сине-зеленых «глаз» на перьях своего хвоста. Благодаря сверкающему великолепию хвоста павлина его сравнивали с бессмертными богами. В Персии шахский двор назывался «трон Павлина»; павлин также ассоциировался с троном индуистского бога Индры Амитабхи (который, согласно китайской традиции, является главным в буддииском раю) и с крыльями херувимов, которые поддерживают трон Иеговы. Павлин сопровождает некоторых индуистских богов, например, Сарасвати (богиню мудрости, музыки и поэзии), Каму (богиню сексуальных желаний) и бога войны Сканда (который также мог превращать яд в эликсир бессмертия).
Когда павлины появились в Средиземноморье (Библия сообщает, что Царь Соломон привозил «золото и серебро, и слоновую кость, и обезьян, и павлинов»), они стали там символом звездного небесного свода и, как следствие, всеединства и взаимосвязанности. Кроме того, в греко-римской мифологии павлин посвящен супруге Зевса Гере (Юноне). Согласно легенде, когда Гермес сразил всевидящего стоглазого Аргуса, Гера оживила его в виде павлина, поместив ему глаза на хвосте.
Павлины также символизируют величие, королевские полномочия, духовное превосходство, идеальное создание. В Древнем Риме павлин считался эмблемой императрицы и ее дочерей, тогда как орел был птицей императора.
В Китае эта птица является эмблемой династии Минь.
Как буддийская эмблема Авалокитешвары (Гуань-инь в Китае) павлин символизирует сострадательную предусмотрительность.
В исламском декоративном искусстве единство противоположностей (Солнце в зените рядом с полной Луной) изображается в виде двух павлинов под Мировым Древом.
В Персии два павлина, сидящих по разные стороны Древа жизни, служили аллегорией полярности человеческого существа, опирающегося на космическое единство, проявляющееся в форме дерева.
В Юго-Восточной Азии «танец павлина» отражает оригинальную идею о солнечном символизме этой птицы, ее образная «смерть» должна вызывать дождь.
В христианстве «глаза» павлиньих перьев иногда символизируют «всевидящую» церковь. Поскольку эта птица обновляет оперение (считается, что по мере старения павлина его перья обновляются, становясь все красивее), она стала символом бессмертия, а также воскресения, так как существовало поверье, что ее плоть не гниет, даже пролежав в земле три дня. Павлины иногда появляются в христианском искусстве в сценах Рождества или пьющими из кубка, в обоих случаях — как символ вечной жизни. С другой стороны, христианская доктрина смиренной жизни привела к тому, что с образом павлина стали отождествлять грехи гордыни, роскоши и тщеславия, поэтому в западном искусстве павлин чаще всего является персонификацией Гордыни.
В некоторых странах павлин считается предвестником неприятностей: его перья называются «глазами дьявола» и «предупреждают» о присутствии предателя.
Индусы считали павлина священной птицей. Держать в хозяйстве павлина означало обезопасить себя от змей. Павлины легко переносят небольшой мороз, а если павлин убит здоровым, а не умер от болезни, он нетленен: его мясо в условиях жаркого климата не гниет, а ссыхается, каменеет.
В России к павлинам сложилось иное отношение. Поскольку разводить этих редких птиц мог позволить себе только очень состоятельный человек, все качества, которые ненавидели в барине, переносились на «барскую птицу». Поэтому в России павлин является эмблемой надменности, самодовольства и спеси.
В геральдике павлина изображают с распущенным оперением. На «блазоне» (языке геральдики) это называется «павлин в своей гордости».

ПЕЛИКАН
Пеликан символизирует самопожертвование и родительскую любовь, а также милосердие.
Существует несколько противоречивых легенд. Согласно одной из них, самка пеликана душит родившихся птенцов от избытка любви; через три дня самец появляется в гнезде и издирает себя в кровь клювом, чтобы этой кровью оживить птенцов. Согласно другой легенде, роли меняются: самец убивает птенцов в гневе, а через три дня появляется самка, раздирает себе грудь, чтобы их накормить и тем оживить. Есть и еще один вариант: при угрозе голодной смерти мать-пеликанша разрывает себе грудь и, жертвуя собственной жизнью, кормит птенцов своей кровью. Возможно, легенда берет начало в Рггузю^ш, фантастической книге о птицах и животных, написанной в религиозном ключе. Возможно, эти легенды основаны на том, что пеликан достает запасы пищи из своего подклювного мешка.
Раннехристианские писатели сравнивали пеликана, питающего своей плотью потомство, с Иисусом Христом, пожертвовавшим свою кровь во имя спасения человечества. С XIII века пеликан — одна из наиболее известных аллегорий Христа. В Божественной комедии Данте называет Христа «Наш пеликан». Именно поэтому пели¬кана иногда изображают в сценах распятия Христа, где он олицетворяет человеческую природу Бога-сына и составляет пару птице Феникс. Так называемый благочестивый пе¬ликан часто изображался в средневековых церквах.
В изобразительном искусстве канонический образ — пеликан в гнезде на верхушке креста. В натюрмортах пеликан является символом милосердия.
Пеликан также — фундаментальный символ европейского оккультизма (в первую очередь, алхимиков и розенкрейцеров), выражающий подвиг самопожертвования во имя новой жизни и вечную трансформацию и возрождение жизни в новых и новых физических формах.
В геральдике пеликан является символом сыновней преданности, почитания родителей. Эту птицу, как правило, изображают похожей на орла или журавля, стоящей в гнезде и пытающейся накормить птенцов своей кровью. Иногда изображается фигура одинокого пеликана, наносящего себе раны.

ПЕРЕПЕЛКА
Символика перепелки: доброта, пылкость и храбрость — основана на рыжевато-коричневом цвете птицы, ее драчливом характере и возвращении с мест зимовки в числе первых перелетных птиц. Перепелку связывают с греческим островом Делос, мифическим местом рождения бога Солнца Аполлона и богини-охотницы Артемиды. Перепелка — символ военной доблести в Риме и Китае. Китайцы связывают перепелку с югом, огнем, пожаром, летом. Ассоциации перепелки со светом подтверждает индуистский миф о божествах-близнецах Ашвин, которые освободили перепелку (символизирующую весну) из пасти волка (зимы). В Европе ночные полеты перепелки связывают с колдовством, однако в общем она имеет позитивную репутацию, особенно у израильтян, которым она служила пищей в пустыне во время Исхода.

ПЕТУХ
Олицетворяет бдительность, храбрость, мужество, предвидение, надежность. Вестник зари — символ Солнца и духовного возрождения (в средневековье на шпи¬лях домов и церквей устанавливали флюгера в виде петухов как символ готовности встретить утреннюю зарю). Эти его качества превалируют над гордыней, высокомерием, похотью, также ему присущими.
Петух связан с зарей, Солнцем и светом у всех народов, за исключением кель¬тов и скандинавов, где он является посланником загробного мира: петух управляет душами, призывает мертвых на битву, предупреждает богов об опасности.
В Древней Греции петух — атрибут или спутник многих богов, включая Зевса, Аполлона, Аттиса, Персефону (богов и богинь возрождения), Ареса и Афину (воинственных божеств), Гермеса (вестника богов) и Эскулапа (бога врачевания). Кроме того, он — традиционная птица для жертвоприношений.
У римлян означает «третью стражу времени»: между полуночью и утренней зарей.
В западном искусстве петух может персонифицировать похоть. Эта символика наблюдается и в других традициях: у римлян петух — фаллический тотем; в английском жаргоне слово соек («петух») означает мужской член; в тибетской ман-дале, иллюстрирующей учение Будды, петух служит символом вожделения. Среди ватиканских сокровищ есть бронзовая статуя петуха, имеющего мужской торс и головку пениса вместо головы; на постаменте написано: «Спаситель мира».
В христианской традиции символизм петуха в общем позитивен. Он является символом света и возрождения, противоборства тьме духовного невежества. Часто петух служит флюгером на церквах, что символизирует бдительность по отношению ко всякого рода злу. Согласно народным поверьям, ночные призраки и нечисть исчезают с первым криком петуха. Этот солнечный защитный символизм, присущий петуху, прослеживается с древнейших времен, он был широко распространен на Ближнем Востоке.
На символизм петуха наложила отпечаток легенда об отречении от Христа его ученика Петра. Желая предостеречь Петра от предательства, Иисус сказал ему на Тайной Вечере: «Не пропоет петух, как отречешься от Меня трижды». Крик петуха отметил окончание той ночи. Евангелист Марк сообщает, что после третьего отречения Петра «петух запел во второй раз». Это было раннее утро Страстной Пятни¬цы. Поющий петух — напоминание об отречении Петра, но также и символ его раскаяния и службы в качестве первого папы. Об этой легенде напоминает и пе¬тух, сидящий на самом верху огромных часов Страсбургского собора. Всякий раз, когда фигура Петра появляется среди апостолов, слышится пение петуха. По этой причине петух стал одним из атрибутов святого Петра, который, в свою очередь, считается покровителем часовщиков.
В исламе считается, что именно петух был гигантской птицей, увиденной Мухаммедом на Первом Небе рая, кричавшей: «Здесь не бог, но Аллах». Некоторые африканские народы считают петуха прорицателем и обладателем тайных знаний, поэтому связывают его с колдунами.
В Китае, где красный петушиный гребешок связывают с закатом и осенью, слово «петух» — омоним «удачной судьбы»; красный петух отводит пожар от дома, а бе¬лый — привидений; петухов могут принести в жертву, но, из почтения, не едят. Петух является символом пяти китайских добродетелей: достоинства в войне, благо¬родства в мирное время, храбрости, надежности и великодушия (последнее — из замеченной привычки петуха предлагать найденную еду сначала курам и только потом есть самому). Живого петуха или его изображение используют в похоронной церемонии как талисман, отводящий зло.
В Японии петух — священное животное. Ему предоставлена полная свобода передвиже¬ний в синтоистских храмах. Петух созывает верующих к молитве — напоминание о том, как он однажды вызвал богиню Солнца Аматэраму из пещеры, где она скрывала свой свет.
В буддизме петух олицетворяет чувственные желания и является одним из трех эмблематических животных (наряду со свиньей и змеей), которые сопровождают человека в круге рождения и смерти.
В алхимии Петух символизирует летучую часть вещества камня — живую, активную, сухую воду (противопоставлен образу Лисы). В трактате Василия Валентина «Двенадцать ключей» читаем: «Соль Звезд защищена от порчи; и когда нужно будет, заставит их взлететь птицей, и Петух сожрет Лису, прыгнет в воду и утонет, а потом, обретая жизнь с помощью огня, будет разорван Лисой».
В восточном календаре этой птице — единственной из царства пернатых — принадлежит девятый год в двенадцатилетнем цикле.
Галлы носили изображение петуха на оружии и знаменах, позднее он стал эмблемой Галлии (благодаря игре слов латинского языка, в котором «галлус» значит одновременно и «петух», и «галл»). Во Франции считается эмблемой независимости и свободы, а также задиристости и заносчивости.
Для восточных славян при вселении в новый дом петух играл роль «двойника» хозяина. Если петух благополучно проводил ночь, то можно было вселяться. Петух и символизировал стихию огня, и был оберегом от нечистой силы. Его изображение часто украшало щипец кровли славянских жилищ. Популярный мотив орнамента на ритуальных и свадебных полотенцах. Символ парня: в рождественские святки девушки гадали «на петуха» по кругу: если петух подойдет и клюнет кучку зерна, то жених будет богатый и хозяйственный.
Символ пожара: «Пустить петуха».
Как самая бойкая из птиц (знаменитые «петушиные бои») служит символом борьбы и боя.
В геральдике при изображении петуха могут выделяться особой краской гребень и бородка, открытый клюв (поющий петух). Петух с поднятой ногой означает готовность принять бой.

ПОПУГАЙ
Повсеместно считается вестником, посредником между человеческим и потусторонним мирами — символика, отражающая способность этой птицы имитировать речь человека. По этой же причине попугаев наделяют даром пророчества. В Индии и Центральной Америке их считают способными вызывать дождь. Попугай является атрибутом индуистского бога любви Камы. В китайских народных сказках попугаи сообщают мужьям об изменах их жен; «попугай» (в значении праздного болтуна) — китайский сленговый термин для обозначения девушек из бара. В быту попугай символизирует неискренность и недалекий ум, что выражается в бессмысленном повторении чужих слов.

СЕЛЕЗЕНЬ
В марийском фольклоре селезень считается творцом мира: он нырнул в море и достал ком земли, из которого и был сотворен мир. Селезень в этом мифе — символ бога. В русских песнях селезень и утка — символ супружеской пары.

СОВА
Сова традиционно является символом мудрости. Эта символика берет свое начало из древних Афин, где сова считалась спутницей и атрибутом богини мудрости и учебы Афины (Афина обычно изображается с совой на плече). Именно в этом качестве изображение совы часто встречается на греческих монетах. По легенде, Мерлин, древний кельтский маг, помогавший королю Артуру, получал доступ в невидимые пространства благодаря сове.
В Риме сова — птица Минервы в ипостаси покровительницы искусств и ремесел.
От афинской традиции ведет свое происхождение и мудрая сова в европейских сказках и баснях.
Эмблематическое изображение мудрости — сова, сидящая на стопке книг. «Учеными совами» называют людей умственного труда.
Сова также может встречаться в качестве атрибута аллегорических фигур Ночи и Сна.
В некоторых древних культурах, особенно в Китае, сова имеет зловещий символизм, знаменуя собой тьму. В Китае молодым совам приписывают привычку выклевывать глаза своим матерям. Кроме того, сова олицетворяет принцип ян, имеющий скорее негативную, разрушительную окраску. Сову также связывают с громом и июньским солнцестоянием.
Бесшумный ночной полет, светящиеся глаза и жуткие крики способствовали тому, что сову связывают со смертью и оккультными силами. Ей приписывают дар пророчества, возможно, из-за способности видеть в темноте. Ее считали птицей смерти в Древнем Египте, Индии, Центральной Америке, Северной Америке, Ки¬тае и Японии, а в некоторых традициях сову почитают как покровителя ночи и посланца загробного мира, призванного провожать души в царство мертвых (например, в Индии). У равнинных индейцев Северной Америки перья совы в головном уборе имеют по той же причине защитное символическое значение. Тлаколот — бог зла племени майя — изображается в виде совы.
В христианстве сова как существо, ведущее ночной образ жизни и вообще весьма загадочное, стала символом нечисти и колдовства, ее изображения в христианской традиции — символ слепоты безверия.
В настоящее время сова воспринимается в основном как символ проницательности и книжной эрудиции.

СОКОЛ
Сокол, как и орел, — это солнечный символ победы. Символизирует превосходство, сильное желание, дух, свет, свободу.
Сокол внешне похож на ястреба, но с более длинными крыльями и высоким полетом, поэтому в иконографии они почти не различаются.
В Перу сокол — солнечный символ, спутник или духовный брат бога Инки, а также прародитель людей.
В Древнем Египте сокол, почитавшийся как царь птиц, означает священный символ Солнца. Ему посвящались храмы. Убийство сокола считалось тяжким грехом. Многие боги изображаются с телом или головой сокола, в том числе Ра — в виде сокола с диском вместо головы, символизирующим восходящее Солнце. В виде сокола или с головой сокола изображается и небесный бог Гор; его соколиное око часто украшает амулеты, символизируя защитную силу. Символ человеческой души — птица Ба — имеет тело сокола и голову человека.

В западной традиции сокол — символ охоты, связанный с германским богом неба
Вотаном, его женой Фриггой и с богом-хитрецом Локи. Сокол с колпачком, надетым на
голову, — символ надежды на свет и свободу. Сокол как символ агрессии встречается намного реже. Белый сокол на родовом гербе второй жены английского короля Генриха VIII) как будто предвосхи¬тил страстность ее натуры и жажду власти, которые подвигли Генриха VIII на раз¬рыв с католической церковью.
В христианском символизме сокол как дикая птица, промышляющая охотой, означает зло. Прирученный сокол символизирует обращение язычников в истинную веру.
В Монголии сокол считается одним из уничтожителей «солнечного оборотня». Символическое изображение сокола — шар (глаз) с крыльями — знак «третьего глаза».
У славян эта птица — символ силы, мужественного казака, доброго молодца. В славянской мифологии на вершине Мирового Древа восседает сокол. Соколиная охота — атрибут княжеского двора, знати. Сокол противопоставляется вороне (как воплощению злых сил): «Где соколы летают, там ворону не пускают».

СОЛОВЕЙ
Символ таланта, певческого дара, чистоты, мук и экстаза любви. Символизм основан на красоте пения соловья весной во время брачного периода. Песня соловья связывается одновременно и с радостью, и с болью. С соловьем связан греческий миф о Филомеле, которой вырвали язык, чтобы она не рассказала, что ее шурин Терей изнасиловал ее; боги сжалились над ней и превратили в соловья (по другой версии — в ласточку).
Услышать песню соловья — хорошее предзнаменование. Разные народы по-своему трактуют причину виртуозного пения птицы: любовь, тоска о рае, потеря любимой или (в Японии) пророчества святых духов. В Китае «соловей и роза» оз¬начают гармонию красоты трех: звука, визуального образа и запаха. Соловей — любимый образ поэтов.
Существует поверье, что съевший соловья приобретает красивый голос или дар красноречия.

СОРОКА
Символизирует радость, счастливый брак, сексуальный успех. В Китае крик сороки — счастливый знак, предвещающий встречу с друзьями. В Корее почитает¬ся как птица, приносящая добрые вести.
Однако в западной традиции образ сороки связан со стяжательством (из-за любви сорок к блестящим предметам), сплетнями и колдовством. В Китае существует традиция, согласно которой находящиеся в разлуке супруги разбивали зеркало и хранили его половинки; если один из них изменял другому, то его половина зеркала превращалась в сороку и спешила сообщить новость обманутому супругу. Знак принципа ян и священной птицы Манчуса. Сорока часто изображается на китайских поздравительных открытках.
В России сороками называют сплетниц, а также воровок или модниц, падких на все блестящее.

СТРАУС
В Древнем Египте перо страуса — атрибут Маат, богини истины и правосудия, жены бога мудрости Тота (египетский иероглиф «маат» означает «страусовое перо»). Это перо, согласно легенде, клали на чашу весов при взвешивании душ умерших, чтобы оп¬ределить тяжесть их грехов. Поскольку страусовые перья имеют одинаковую длину, их использовали как символ справедливости. Поверье, что страус при появлении опасности прячет голову в песок (символ ухода от проблем), вероятно, произошло от угрожающей позы страуса, когда он нагибает голову к самой земле.
В австралийском гербе страус эму является щитодержателем вместе с кенгуру. Часто используется в товарных знаках Австралии.

ФИЛИН
Колдовская птица. Символ ночи. Вещун смерти. Согласно поверьям, злые колдуны превращаются в филинов.

ЦАПЛЯ
Прежде всего, это символ любопытства. Солярная птица, имеющая много общего с журавлем и аистом. Кроме того, символизирует бдительность и спокойствие. Цапля — это птица вод. Олицетворяет также такт и деликатность, так как она взлетает, не замутив воды. Обычно цапля является хорошим предзнаменованием.
В Египте цапля является символом утреннего (восходящего) Солнца и почитается как творец света. Поэтому полагают, что цапля — прообраз птицы Бен-ну (аналог Феникса), символ возрождения, возвращения Озириса и (как птица разлива Нила) обновления жизни. Когда Нил разливается, цапля покидает реку и летает над полями. У египтян, кроме того, цапля — первое существо, трансформирующее душу после смерти.
Христиане иногда воспринимают цаплю как аллегорию верующих, возвышающихся над жизненными ненастьями подобно цапле, преодолевающей дождевые облака.
В буддизме и даосизме цапля разделяет символизм журавля.
В китайской и японской символике белая цапля, ассоциируясь с черной вороной, образует противопоставление инь-ян, солярного и лунного, света и тьмы, су¬щества серьезного и молчаливого (мыслителя), а также другого — зловредного и болтливого. Цапля в Китае также символ предков.
В искусстве цапля ассоциируется с ивой.

ЧАЙКА
У Северных народов чайка — символ тоскующей женщины. Согласно легенде, женщина превратилась в чайку после смерти своего мужа. Также символ материнского плача по своим детям.

ЯСТРЕБ
Символ жестокости, напористости, злобности и безрассудства. Эти качества в полной мере присутствуют у ястребов. Они питаются исключительно живыми, сильными и здоровыми животными или птицами. Охотясь, стараются напасть из засады, захватить добычу врасплох. Птенцы ястребов требуют очень много корма, и порой в гнезде выживает сильнейший, просто съедая своих более слабых братьев. В то же время ястребы трусливы и уходят с места охоты, если им начинают мешать не только более крупные соперники, но и, например, стайки мелких птиц (например ласточек).
В Древнем Египте ястреб считался символом души. Ястреб был также символом победы, поскольку он стремительно падает на свою жертву с большой высоты и с яростью впивается в нее когтями.
«Ястребами» в 1960-1980-х годах демократические журналисты называли крайне правых представителей администрации США, военного ведомства и Конг¬ресса.