Как делают ёлочные игрушки. Репортаж с фабрики

Уже почти год как работаю в стеклянной мастерской, оно же в интернет-магазин по продаже стекла и сопутствующих товаров. После смены можно остаться и сделать что-нибудь для души. Мои коллеги делают в основном бусинки и бусинищи, там со всякими пятнышками, точечками, цветочками, полосочками.

А я как-то нейтрально отношусь к украшениям, но зато люблю делать маленьких зверушек. Мои любимые зверушки это черепашки. Их я начала делать еще месяцев шесть назад и автоматизировала процесс донельзя. Сегодня я расскажу о том, как сделана та маленькая лупоглазая с красным панцирем.

Для начала нужно организовать рабочее пространство и выбрать из всего набора стекла именно то, с которым хочешь работать. Работать нужно в затемненных защитных очках, поэтому цвета лучше подобрать заранее. Красный нужен для панциря, желтый и оранжевый для простого узора, синий слева для лапок и головы, а белый, черный и синий справа для глазок.

На картинке слева на подставке с краю лежит мандрель. Это стальная палочка, на которую нанесен разделитель. На мандрель наносится расплавленное стекло, а разделитель не дает стеклу намертво прилепится к металлу. После того как работа закончена и стекло остынет, этот разделитель можно просто отшкрябать алмазной пилочкой.
Вот мандрель, вот горелка (смесь кислорода с пропаном), вот мандрель в огне горелки. Вся работа ведется под вытяжкой, так как у нас в мастерской восемь рабочих мест и без вытяжки было бы очень жарко и душно. А еще того требует техника безопасности.

Теперь мне нужно расплавить стекло. Обычно работают двумя руками. В одной руке мандрель, в другой руке стеклянные палочки (у левшей, соответственно, наоборот). Когда я хочу сфотографировать стекло, я ненадолго вынимаю мандрель из пламени, она от этого не умрет, просто потом нужно будет снова ее подогреть.
При нагревании разные сорта стекла ведут себя по-разному. Красное стекло чернеет. Желтое стекло краснеет. Белое стекло прозрачневеет. А если стекло нагревать дальше пока не расплавится, то оно светится якрким таким желтым светом, как ну не знаю как что, ищите сами сравнения, вот на третьей картинке видно:

Вот ту каплю надо намазать на мандрель. Снова расплавить кончик стеклянной палочки. Снова намазать, снова расплавать. Как именно происходит процесс намазывания и как отделить каплю от палочки - покажу как-нибудь в другой раз, когда вырастет третья рука, которая будет делать фотки. Когда стекла на мандрели достаточно много, оно сплавляется вокруг кончика мандрели и получается такая полубусина. Нужно достать ее из огня и следить, чтобы жидкое стекло не стекло. А если оно стекло? Ну стекло так стекло, это ведь стекло.

Черный горячий красный панцирь готов, я собираюсь украсить его так, чтобы на нем были концентрические круги желтого и оранжевого цвета. Я наношу четыре большие красные капли из желтого стекла и вплавляю их в панцирь. Кстати на подставке лежит желтая палочка с красным кончиком. Не стоит его трогать, он горячий. ОЧЕНЬ горячий.

Круги получаются так: капли вплавляются в объект. Капля (в пределе) круглая, соответственно форма вплавленной капли стремится к кругу. Концентрические круги это несколько вплавленных друг в друга капель. Вторая капля, нанесенная на первую, - оранжевая. И потом третья капля, нанесенная на вторую, - желтая:

Ну и как оно? А вот оно как:

Теперь ножки, хвостик, голова. Это голова? Это только будет головой. Стекла нужно брать с запасом.

Если не хватило, то добавим еще. Остается привести в порядок форму головы и шеи:

Потом глаза. Сначала белки, потом радужка, потом зрачок. Сначала белые капли, потом голубые, потом черные. Каждый раз занести в огонь и чуть-чуть подплавить. Глаза никогда не бывают одинаковыми. И они очень редко не раскосые. Величина глаза относительно тела определяет возраст черепашки - чем она лупоглазее, тем младше. Это очень забавно, но это так. У меня есть черепашки с очень маленькими глазками, они все очень по-взрослому выглядят.

Почти что все. Теперь ее нужно хорошенько нагреть и поместить в вермикулит. Это такой изоляционный материал, который не дает стеклу быстро остыть. Стекло должно равномерно остывать, то есть верхний слой и маленькие внешние детали не должны остывать быстрее внутренностей, иначе стекло лопается. Черепашка будет остывать там в течение нескольких часов, и на следующий день я могу забрать ее домой.

Вот такая она получилась.

Кстати, что у нее там на лапке блестит, я не знаю. Я еще только новичок в этом деле и не разбираюсь в очень уж тонких тонкостях. Вполне возможно, что в стекле была какая-то особая примесь, и получился такой эффект. Из меня хороший вышел бы детектив. Я обычно ориентируюсь на цвет, а не на состав. У этой черепашки на пузе есть пупок, куда можно вставить магнит (если он влезет, я все время путаю диаметры магнитиков и мандрели) и тогда это будет магнитик на холодильник. Он выдерживает вес нескольких листков, то есть он не на соплях держится, черепашка не очень тяжелая. Я раздариваю такие магниты всем друзьям, а у себя дома я украшаю зверьем горшки с цветами.

23 декабря 2014, 06:58

К сожалению, сейчас на рынке ёлочных игрушек - сплошная китайская штамповка из пластика. Но ведь в России есть отличные фабрики настоящих стеклянных ёлочных игрушек! Да, другая ценовая категория, но такая красота стОит того...

Фабрики елочных игрушек ручной работы действуют в Сокольниках, Карачеве Брянской области, Красноярске, п. Селижарово Тверской области, дер. Данилово Павлово-Посадского р-она, наверное есть и другие.... Обо всех фабриках просто нереально рассказать в одном посте, поэтому рассказ о двух фабриках, для представления процесса.

Фабрика елочных украшений «Ариель» (г. Нижний Новгород) занимается производством уже 20 лет. Здесь круглый год – и весной, и летом, и осенью, и зимой – делают елочные шарики и забавные стеклянные фигурки, которые потом украшают елки в разных странах мира.

Какая красота!

Можно сделать спецзаказ и на шары нанесут изображения по вашему заказу. Например серия по заказу метрополитена:

А еще в коллекции нижегородских мастеров имеются шары с изображением Барака Обамы. Мастера рассказывают, что специальный заказ на их изготовление им сделала администрация президента США в 2009 году. Согласование шло долго и не просто: сначала художники нарисовали на шаре изображение Обамы с широкой улыбкой, потому что знали, что эта обаятельная улыбка – его визитная карточка. Но американцы сказали, что президент на изображении «слишком веселый», и попросили изобразить его построже. В итоге, за основу был принят вариант со сдержанной улыбкой. А широко улыбающийся Обама остался нижегородцам на память!

На производстве работают только женщины, мужчина у них единственный – директор. Ему же принадлежит идея сделать стропила под крышу в виде ёлочки:

Здесь же можно и купить их игрушки.

Каждый день фабрика принимает по 16 экскурсионных групп! Около 300 ребятишек самого разного возраста – от учеников младших классов до выпускников школ и студентов техникумов – приезжают на фабрику, чтобы познакомиться с процессом создания елочной игрушки.

Итак, сам процесс...

Главный художник фабрики разрабатывает эскизы и придумывает сюжеты, которые потом будут наносить на украшения.

На производство поступают вот такие длинные стеклянные заготовки:

Палку нагревают и делят на несколько небольших заготовок.

Нагрели, потянули:

Разделили:

Этот цех занимает один небольшой кабинет и работает здесь всего 4 человека.

Художников в 3 раза больше, чем стеклодувов:

Каждый художник наносит определенный сюжет. Все это делается вручную, но рисунки на шарах практически не отличить друг от друга:

Рисунок наносится в несколько этапов: берётся игрушка и наносится один слой краски, пока на нем краска подсыхает, художник наносит основной цвет на вторую игрушку и т.д. Затем художник возвращается к первой и рисует часть сюжета и опять подвешивает игрушку и т.д.

Производство относительно небольшое. Находится фабрика в этом симпатичном домике:

Фабрика «Елочка» (г. Клин) уже более 50-ти лет занимается изготовлением елочных украшений.

Первые мастерские по производству елочных игрушек открылись на территории Клинского уезда в середине XIX века. Случилось это после того, как в 1848 году князь Александр Меншиков построил здесь небольшой стеклодувный заводик. Местные крестьяне, поработав на производстве, оборудовали домашние мастерские, откуда и вышли первые российские елочные игрушки из стекла.

За полтора века процесс изготовления игрушек почти не претерпел изменений. Разве что работников, раздувавших огонь при помощь кожаных мехов, сменили работающие на сжатом газе горелки...

Работа со стеклом требует предельной концентрации и опыта. Дрон (стеклянная заготовка) сначала разогревается до нужной температуры, а после из него выдувается шар или фигурная игрушка. Для мастера главное - поймать нужный момент, когда дрон уже достаточно пластичный, но еще не слишком мягкий. Упустил секунду - и ничего не получится.

Из-за своей формы «Лебедь» считается одной из самых сложных в производстве елочных игрушек.

В стеклодувном цехе стоит очень сильный шум. Некоторые работники пользуются наушниками, однако большинство давно к нему привыкли.

Работают на производстве, в основном, женщины - мужчинам для этого ремесла не хватает терпения. Обычно в стеклодувном цехе трудится 17-20 человек. Большинство пришли сюда сразу после окончания школы.

Следующий этап производства - металлизация. В специальных вакуумных камерах игрушки покрывают тонким слоем алюминия, что делает их поверхность зеркальной.

После металлизации игрушки красят. Разумеется, тоже вручную.

Шар просто окунают в емкость с краской, а затем оставляют сохнуть на несколько часов.

В отличие от шаров, игрушки сложной формы невозможно равномерно прокрасить без использования пульверизатора.

Декабрь - пиковый сезон на предприятии. В преддверии Нового года «Елочка» работает в усиленном режиме.

После окраски игрушки отправляются в цех росписи, где на них по заранее подготовленным образцам наносятся рисунки.

Сверяясь с китайским календарем, на предприятии ежегодно выпускают игрушки с изображением символа наступающего года.

Помимо интересной работы, многих на «Елочке» удерживает хорошая, по местным меркам, зарплата.

Периодически на предприятие поступают и корпоративные заказы. Обычно просят изобразить на игрушках логотип компании или какой-то предмет, связанный с ее деятельностью.

После росписи у игрушек отпиливают «хвостики» - они больше не пригодятся.

Отпиливание - один из немногих процессов на производстве, который автоматизирован.

Часть игрушек лишается «хвостиков» вручную. В образовавшиеся отверстия вставляют держатель.

Готовые игрушки упаковывают в коробки и отправляют на прилавки магазинов, к нам с вами.

Елочные игрушки ручной работы напоминают наши игрушки из детства. Глядя на них, понимаешь, что именно такие елочные игрушки, или очень на них похожие, вешали на елку наши родители. А до них – их родители. Перебирая в картонной коробке подобные елочные игрушки, испытываешь непередаваемую ностальгию и единство с прошлым и будущим. Это не объяснить словами. Надо просто начать украшать елку игрушками с ручной росписью!

Согласитесь, самое приятное в подготовке к Новому Году - вовсе не стол и даже не подарки.
Ощущение праздника настигает нас ровно в тот момент, когда мы наряжаем главный символ новогодней ночи - ёлку.

Достаем из шкафа зеленую красавицу или покупаем живую ель, ставим во главе комнаты, украшаем сверкающими шарами, укутываем мишурой или зажигаем разноцветную гирлянду. С этого момента начинается отсчет - до Нового года осталось буквально несколько дней.

Пока все только готовятся начать предновогоднюю суету, есть время и подарки купить и решить, где и с кем провести эту самую ночь. И елку доставать еще рано. Но мы же знаем, как быстро летит время, не так ли?

Путешествие в зимний Нижний не было бы по-настоящему зимним, если не экскурсия в сказочную страну, о которой я собираюсь вам сейчас рассказать.

Мне удалось увидеть своими глазами, как делают одну из главных составляющих новогоднего праздника - ёлочную игрушку, и даже почувствовать себя немного художником.


Я уже была на подобном производстве, только не ёлочной игрушки, а керамики, и хорошо себе представляю, как происходит рождение таких художественных произведений как вазы,тарелки, кувшины, чашки, сувенирные фигурки и т.п. Много лет я училась в школе с художественным уклоном (Гжель) и даже имею сертификат (считай вторую профессию после журналиста) живописца. Хотя вот какой из меня художник. Однажды, о производстве гжельской керамики я написала большую статью в подмосковный журнал.

Но я никогда не видела, как делают стекло, и уж тем более такую хрупкую вещь, как ёлочная игрушка! Все слышали о Гусь-Хрустальном, елочные игрушки делают в Химках, Клину, Павловском Посаде. Нижегородская фабрика ёлочной игрушки "Ариель" - одно из таких производств.

1. Встречает фабрика вот такими романтичными рисунками на бетонном заборе.

2. Так и не скажешь, что фабрика! Домик фабрики - это музей, производсво начинается там, где "кирпич".

3.

4. Зашли внутрь и у всех разом перехватило дух. Волшебство! Взрослые люди как дети бросились рассматривать игрушки и фотографироваться в новогодних интерьерах.

5. Елочка на курьих ножках

6.

7.

8.

9.

Музей игрушки. Из прошлого в настоящее.

Музей игрушки - это настоящее путешествие в детство. Советские пластиковые елочки, металлического отлива ретро-игрушки, бумажные украшения и снег из ваты.

10. Экпозиция музея состоит из более чем тысячи экспонатов, которые собирались на протяжении 20 лет. Однако, сам промысел зародился на нижегородской земле в 1936 году. Фабрика "Ариель" своего рода продолжает традиции Горьковской промыслово-кооперативной артели "Детская игрушка".

11.

12.

13. Игрушки на прищепках, у всех такие были! У меня в закромах до сих пор сохранилось множество старых шариков и фигурок - на новый год мы их больше не вешаем на елку, жалко разбить. Дома кот - теперь только бездушный пластик на зеленой красавице:(

14. Точно такие же дома! Правду говорят, что в СССР у всех все было одинаковое.

15. Пока все разглядывали шарики, поспешила купить сувениров. Игрушки тут в среднем стоят 200-300 рублей за штуку, есть и за тысячу. Кому-то дорого, лично мне за такую красоту не жалко было денег.

16. Очень много сельских мотивов. Русская деревня, народные сказки.

17.

18. Зимние и такие же летние пейзажи. Очень душевные.

19. Есть и коллекция таких народных промыслов как Гжель.

Нижегородская фабрика ёлочной игрушки - единственная в России, чья продукция идет на экспорт. В Европу, Америку, Канаду и многие другие страны. Чего и в какой только технике они не рисуют! И европейские пейзажи и русскую деревню, самолеты (заказ от "Сухого") и нефтяные вышки ("Лукойл"), рисовали даже Барака Обаму! Путина только не изображали еще, не политкорректно, говорят.

20. На фабрике можно заказать любую тематическую партию игрушек. К новому году поступает столько корпоративных и индивидуальных заказов, что стеклодувы и художники работают по 12 часов в сутки!
Государственные заказы тоже приходят. Это патриотичная коллекция "города России".

21. А это заказ от московского метрополитена. Узнаете станции?

22. Павелецкая!

Стеклодувы. Тут игрушка обретает форму.

23. Пришло время рассказать, как же рождается такая красота. Сначала длинную стеклянную трубку нагревают над газовой горелкой и делят ее на заготовки. Потом эти части продолжают раскаливать на огне, после чего, мастер "надувает" шарик с одного конца трубочки.

24. Получаются вот такие "чупа-чупсы". Готовые леденцы

25. Но прежде мастер осторожно, под огнем, снимет одну из палочек.

26. А тут видно форму, в которой делают пупырчатые шарики.

27. Вот такие

Мастерская. Здесь рисуют Новый Год.

Игрушка-не игрушка, если ее не распишет художник. Пора заглянуть в мастерскую, где акварелью, акрилом и блестками расписывают будущие украшения.

28. Фабрика занимает здание бывшего автобусного парка. Это, видно, некогда учебный класс, видите по стенам плакаты?

Сегодня это мастерская, где трудятся живописцы. Только женщины, мужчинам не хватит усидчивости и терпения.
Единственный представитель сильного пола на "Ариель" - Аркадий Терсинских, директор фабрики.

29. Блогеры быстро заполнили комнату, стараясь отхватить удачный кадр. Бедные художницы!

30. Каждая девушка рисует свой сюжет. Здесь русская барыня

31. А тут матрешка. Не по наслышке знаю, как сложно обрисовать черным контуром готовое изделие. Лишь бы не дрогнула рука!

32. Рабочая обстановка. Кисти, краски, палитры, губочки и баночки с водой

33.

34. Рисуют акварелью и акриловыми красками, есть и специальные контурные, которые создают рельеф на изделии.

35. Кефир даже после смерти тоже служит искусству

36. Религиозные мотивы. Рождественская ночь

37. Офицеры

38. При полном параде и в блестках!

39.

40. Пряничная серия на фабрике существует уже не первый год. Очень нравится! Купила в подарок родным две игрушки из этой коллекции.

41. Барашки обзаводятся шубкой

42. Напоминаем, следующий год - год овцы/козы (имеется в виду 2015 год). Мой год, кстати (:

43.

44. Вазы и подсвечники тоже рисуют тут.

Главный по рисунку

То было ремесло, а кто же мастер? Главный художник! Именно он придумывает каждый сюжет, который изобразят на игрушке в этом году. Каждый заказ, каждую картинку на "Ариель" рисует Наталья Репина.

45.

46. Творческий беспорядок и свежие работы.

47. В кабинете художницы - примеры коллекций разных лет. Там на заднем фоне - "маленький принц", на переднем - российские и зарубежные пейзажи.
На первом шарике - Чкаловская лестница, Нижний Новгород.

48. Наталья призналась, что ее любимыми сюжетами являются пейзажи русской деревни.

49.

50.

51. Царь вдохновлен детскми сказками. Это новинка этого сезона.

52. А это необычная цветочная коллекция резко выделяется на фоне остальных игрушек. Совсем другая техника - наложение нескольких слоев краски.

Хочешь быть художником? Ну давай.

53. Ежели вам вдруг подумалось: "Я б тоже так смог, если бы захотел!" - это легко проверить. Можно побыть художником и самому расписать себе сувенир на память. Акриловые краски, кисти и вперед!

54. Кто-то рисовал по картинкам, кто-то ворчал, что не умеет рисовать, у некоторых выходили настоящие шедевры. Это нарисовал наш экскурсовод.

Изготовление стеклянной ёлочной игрушки - дело тонкое. Фабричное производство стеклянных ёлочных украшений в России началось в 1848 году, когда князь Меньшиков открыл в своём имении Александрово стекольный завод (ныне находится в городе Высоковск Клинского района). Изначально на нём производили посуду, аптечные пузырьки, лампы. Когда из Европы в Россию пришла мода украшать рождественское дерево игрушками, завод стал выпускать стеклянные бусы .

5 любопытных фактов о российской ёлочной игрушке

Традиционное российское ёлочное украшение - длинные стеклянные бусы (гирлянды)

Многие ошибочно считают, что традиционное ёлочное украшение в России - шар. Но история стеклянных ёлочных украшений на Руси начинается именно с бус.

Крестьяне, освоив ремесло на заводе Меньшикова, часто изготавливали дома кустарным способом пуговицы, серьги и бусы. Такие вещи называли «пустяшными».

Раньше ёлочные игрушки делали дома на керосиновой горелке

В городских архивах Клина был найден документ о том, что в 1887 году мастер Векшин Яков Иванович, работая на стекольном заводе князя Меньшикова, выучился искусству выдувать бусы. Затем он ушел с завода и организовал свое дело.

Кустарное производство обычно устраивали в избах. Для этого каждый мастер хранил в доме кружку-горелку диаметром 15 см. Внутрь такой кружки набивали паклю, делая из неё фитиль. Вниз наливали керосин. Затем поджигали паклю. Огонь раздували большими мехами.

Стеклянные трубки для домашнего производства мастерам приходилось покупать на заводах. Стекло,из которого кустарщики выдували украшения, делали из кварцевого песка. Температура плавления такой трубки была около 1710°С. Используя самодельную керосиновую горелку невозможно было достигнуть высокой температуры. Поэтому у мастеров не получались изящные игрушки и бусины.

Первые бусы были похожи на камни

Елочные гирлянды, которые изготавливают на современном предприятии, почти ничего не весят. Стекло настолько тонкое, что может треснуть, если сжать ёлочные бусы в кулаке.

В старые времена бусы получались тяжёлыми, с толстыми стенками и неровными краями, что было связано с тугоплавкостью стекла в домашних условиях. Гирлянды больше напоминали камни. И гремели они подобно гальке, брошенной на землю.

Поэтому промысел по изготовлению бус получил название камушковый. Разбить или покарябать такие изделия было практически невозможно.

В России нет учебного учреждения, где учат на мастеров-стеклодувов

Большинство из мастеров, которые работают на заводе - это потомственные стеклодувы. Опыт и навыки они получили от своих отцов и матерей. Эта традиция зародилась в XIX век и сохранилась по сей день.

Все желающие выучиться на стеклодувов обязательно проходят обучение на заводе. Стажировка длится полгода, после чего новый мастер приступает к изготовлению игрушек.

Самая большая игрушка, которую выдувает мастер на заводе «Ёлочка», достигает в диаметре 11,5 см, самая маленькая - 3 см

Игрушки производят такого размера, чтобы они хорошо смотрелись на ёлках в типовой квартире. Слишком большие шары неудобно вешать на рождественское дерево, поэтому завод их не выпускает.

Как делают ёлочную игрушку сегодня

Сегодня завод в среднем выпускает до миллиона игрушек в год, которые расходятся по России и странам ближнего зарубежья. «Ёлочка» относится к предприятиям народного промысла , так как многие технологии традиционного ремесленничества XIX века здесь сохраняются до сих пор.

Процесс изготовления современной ёлочной игрушки можно разделить на 5 главных этапов:

Выдувание

Выдувание игрушек происходит из длинных стеклянных трубок. Мастер держит трубку за «усики», разогревает её, постоянно вращая над огнем газовой горелки. Это необходимо для того, чтобы стекло равномерно нагрелось. Температура на языках пламени доходит до 1000°C. После того как материал становится пластичным (это определяется на глаз), мастер начинает дуть в трубку. В зависимости от силы дыхания, получаются шары или другие игрушки свободной выдувки (грибочки, матрешки, снеговики, макушки).

Формовые игрушки (избушки, лисички, зайчики и другие) сделать сложнее. Мастер так же разогревает трубку, а затем, дождавшись нужного момента, кладет пластичное стекло в металлическую форму, плотно закрывает ее и дует в свободный конец трубки. Стекло равномерно распределяется по металлу и принимает нужную форму. Делать это надо очень быстро, так как стекло остывает почти мгновенно.

Производство находится в полной темноте, мастера работают в наушниках, так как от газовых горелок идет постоянный шум. Все манипуляции со стеклом совершаются только с помощью огня и человеческого дыхания.

Самые сложные в изготовлении - монтажные игрушки (самовар, чайник). В них нужно с помощью огня припаивать одну стеклянную детальку к другой.

Металлизация

На следующем этапе производства игрушкам придают зеркальный блеск. Этот процесс называется металлизацией. Заготовки надевают на металлический каркас, сверху на него подвешивают фольгу. Затем все это отправляют в огромную вакуумную установку, похожую на бочку. Из установки откачивают воздух, после чего пускают по тонкой вольфрамовой проволоке ток. От этого фольга начинает плавиться, попадает на специальный испаритель и быстро превращается в алюминиевый туман. Буквально за 20 секунд туман оседает на холодное стекло и равномерно покрывает его плёнкой алюминия. За день на одной установке металлизируют больше 3 тысяч игрушек.

Похожим образом изготавливают зеркала.

Окрашивание

Следующий этап - окрашивание. Игрушку окунают в краску или распыляют краску через специальное устройство.

Разрисовка и упаковка

После окраски игрушка попадает в заботливые руки художника. За один день человек разрисовывает в среднем 60-80 игрушек. Для работы используются акриловые, эмалевые и другие краски. Художники наносят традиционные орнаменты и узоры. Затем украшения поступают в упаковочный цех.

Благодарим за помощь в подготовке материала главного технолога предприятия Валентину Васильевну Трынкину, исполнительного директора Владимира Симановича, экскурсоводов и гендиректора выставочного комплекса «Клинское подворье» Людмилу Симанович.

Фото предоставлены коммуникационным центром «Индустрии детских товаров».

Что нужно

  • детские белые носки;
  • пенопластовые шарики-заготовки разного размера;
  • ножницы;
  • белая нитка;
  • широкая красная лента;
  • тонкая красная лента
  • кусочек цветного фетра;
  • булавки;
  • чёрные пуговицы.

Как делать

Положите в детский носочек два пенопластовых шарика так, чтобы внизу оказался большой, а сверху - поменьше. Перетяните белой ниткой носок между двумя шариками.

Сверху повяжите широкую красную ленту и надрежьте её края.

Завяжите нитку над верхним сегментом снеговика. Выверните наизнанку оставшуюся сверху часть носка. Вырежьте прямоугольный кусочек фетра и оберните его вокруг головы снеговика, чтобы получилась шапка. Закрепите её булавками и подогните поля.

Теперь перевяжите тонкой красной лентой верх шапки снеговика. Из длинных концов ленты сделайте петлю.

Прикрепите булавками к нижнему шарику снеговика две чёрные пуговицы. С помощью маленьких булавок с разноцветными головками сделайте снеговику нос и глаза.

2. Игрушки из солёного теста

Что нужно

  • 1 стакан муки;
  • ¹⁄₂ стакана воды;
  • ¹⁄₂ стакана соли;
  • бумага для выпечки;
  • формочки для печенья или бумажные шаблоны и лезвие;
  • трубочка для коктейля;
  • штампики или зубочистка;
  • противень;
  • акриловые краски или гуашь;
  • тонкая кисточка;
  • верёвка или нитка.

Как делать

Смешайте муку с водой и солью и замесите тесто. Разделите его на несколько кусочков и раскатайте каждый на бумаге для выпечки. С помощью формочек или шаблонов и лезвия вырежьте нужные фигурки.

Трубочкой проделайте дырки в углах игрушек. Оттиснуть узор можно штампиками или зубочисткой.

Положите заготовки на противень и поставьте в духовку. Запекайте 10 минут при 130 °С.

Готовые украшения раскрасьте на свой вкус. С зеленью хвои лучше всего сочетаются красный и белый цвет.

Когда краска высохнет, можно сделать петельки.


rainforestislandsferry.com

Что нужно

  • лист картона;
  • набор канцелярских кнопок (не меньше 200 штук);
  • разноцветный лак для ногтей;
  • заготовки из пенопласта в виде яиц;
  • суперклей;
  • швензы от ненужных серёжек или скрепки;
  • лента или нитка для петельки.

Как делать

Положите на стол картон, рядами воткните в него канцелярские кнопки и покройте их лаком для ногтей. Оставьте высыхать на ночь.

Утром можно декорировать яйца из пенопласта. Аккуратно втыкайте кнопки в заготовку. Важно, чтобы один ряд слегка прикрывал другой.

Суперклеем приклейте швензу или скрепку в верхней части игрушки. Закрепите на ней декоративную ленту или нитку.

4. Нитяные звёзды

Что нужно

  • шаблон звезды;
  • лист картона;
  • карандаш;
  • ножницы;
  • суперклей;
  • бусины;
  • любая пряжа.

Как делать

Приложите шаблон к листу картона и обведите карандашом. Вырежьте звезду по контуру. Приклейте к кончику каждого луча по бусине.

Закрепите в любом удобном месте кончик пряжи суперклеем. Обмотайте звёздочку пряжей. Конец нити завяжите петлёй, чтобы повесить игрушку .

5. Пуговичные ёлочки

Что нужно

  • разноцветные пуговицы;
  • проволока;
  • кусачки;
  • нитка.

Как делать

Рассортируйте пуговицы по цветовой гамме. Выложите каждый набор по размеру в ряд. Согните проволоку пополам. Отступите от места сгиба и перекиньте один конец проволоки через другой так, чтобы получилась петля. На ней вы в конце сможете закрепить нитку, чтобы повесить игрушку.

Нанижите самую маленькую пуговицу. По очереди добавляйте пуговицы всё большего размера. Важно: каждый раз просовывайте проволоку через две пуговичные дырочки. У пуговиц с четырьмя отверстиями задействуйте дырки по диагонали. Затем добавьте несколько тёмных пуговиц одинаково маленького размера: это будет ствол дерева.

Снова перекрутите проволоку и отрежьте остатки. Привяжите к петле нитку.


makeit-loveit.com

Что нужно

  • шишки;
  • суперклей;
  • моток тонкой верёвки;
  • цветная лента.

Как делать

К основанию каждой шишки приклейте верёвочную петельку. Завяжите нужное количество бантиков. Закрепите их на шишках с помощью клея.

7. Подарочные коробочки

Что нужно

  • линейка;
  • карандаш;
  • лист картона;
  • ножницы;
  • нитка или тонкая верёвка;
  • обёрточная бумага;
  • тонкая декоративная лента.

Как делать

С помощью линейки и карандаша начертите на листе картона сетку из одинаковых квадратов. Длина сторон может быть любой, всё зависит от желаемого размера будущей ёлочной игрушки.

Вырежьте картонные квадраты. Склейте из них кубики. Прежде чем приклеивать последний сегмент, закрепите внутри кубика петлю. Дайте ей подсохнуть и затем прикрепите крышку коробочки.

Оберните заготовку бумагой и повяжите сверху ленточку.

8. Верёвочные шарики

Что нужно

  • воздушные шары;
  • миска;
  • клей ПВА;
  • моток джутовой верёвки;
  • клеевой пистолет или суперклей;
  • баллончик краски по желанию.

Как делать

Надуйте небольшой воздушный шарик. Налейте в миску ПВА и намочите в нём верёвку. Обвяжите конец верёвки вокруг хвостика шарика и хаотично обмотайте будущую игрушку. Как вариант: можно сначала обмотать шарик, а потом окунуть его в ёмкость с клеем.

Дайте игрушке высохнуть. Затем проткните воздушный шарик и вытащите его из застывшего каркаса игрушки. Не забудьте про петельку, чтобы повесить украшение.

Сделайте по этому принципу несколько игрушек разного размера. Такие верёвочные шары эффектно смотрятся на ёлке или под потолком. Особенно если их покрасить.


sugarbeecrafts.com

Что нужно

  • суперклей;
  • неработающие лампочки;
  • моток ниток или ленты;
  • гуашь или краски с блёстками.

Как делать

Приклейте к лампочкам петли из ниток или ленты. По очереди окуните лампочки в разноцветную краску. Дайте игрушкам высохнуть.

10. Сушёные апельсины

Что нужно

  • апельсины, лимоны или лаймы;
  • острый нож;
  • противень;
  • бумага для выпечки;
  • толстая игла;
  • проволока или нитки.

Как делать

Аккуратно нарежьте цитрусы тонкими кружочками. Выложите их на противень, застеленный бумагой для выпечки. Запекайте два-три часа при температуре 100 °С.

Проделайте иглой отверстие в будущей игрушке. Проденьте нитку или пластичную проволоку и закрепите, чтобы получилась подвеска.