Кодируя мысли. Почему на русском мы говорим и пишем с ошибками

Многие родители не знают, что делать, если ребёнок пишет с ошибками. Естественно, ни в коем случае нельзя обвинять его в лени или недостаточном уме. Объективных причин может быть несколько.

Во-первых , проблема может быть в банальном непонимании материала из-за плохой подачи преподавателем или пропуска занятий, такое бывает. В этом случае достаточно просьбы учителю уделить внимание проблемным местам в образовании ребёнка (по сути, это должно быть выполнено «автоматически», по ходу педагогического процесса, но лучше перестраховаться), а также пары-тройки вечеров занятий, типовые задания есть как в Интернет, так и в учебнике русского языка.

Во-вторых , и в-третьих, это может быть дисграфия, нарушение письма. Она может быть вызвана разными причинами и исправлена несколькими способами, поэтому и занимает сразу два пункта.

Достаточно «простые» (в том плане, что даже обычные занятия в школе по орфографии направлены на нивелирование проблемы) формы дисграфии: артикулярно-акустическая, акустическая и аграмматическая.

Первая зиждется на том, что ребёнок из-за, собственно, плохой артикуляции неверно выговаривает некоторые слова или отдельные буквы и потом записывает так, как произносит («река» - «лека», «жук» - «зук»). Это устраняется работой с логопедом, который есть в любой школе, а с некорректным произношением пропадёт и неверное написание.

Вторая же может быть решена ещё и с помощью элементарных проверок, заложенных в языке, и стандартного запоминания словарных слов, ведь она, суть, проблема звонких и глухих согласных («(в/ф?)ходить»), свистящих и шипящих, а также аффрикатов и их составных («(сч/щ?)астье»). Плюс неверное обозначение мягкости на письме («мальёк», «любов »).

Третья выражается в нарушении правил грамматики, в частности, в несогласованности слов («красивый цветы»). Для этого также есть ряд несложных правил и упражнений, например, задавать вопрос от основного слова к зависимому.

И более «сложные» формы дисграфии: оптическая и на почве нарушения языковых анализа и синтеза. Обе базируются на плохом восприятии и некачественном воспроизведении либо букв, либо больших форм.

Оптическая мешает ребёнку правильно ассоциировать положение и количество базовых элементов, из которых состоят буквы, в результате чего при написании происходит ошибка (прописные «и», «ш», «щ» тому яркий пример).

Дисграфия на почве нарушения языковых анализа и синтеза примерно то же самое, но уже на уровне не букв, но слогов, слов, словосочетаний, предложений, когда уже не элементы, но целые буквы, слоги, пробелы могут дублироваться, переставляться местами, заменяться или же пропадать («одинокаяая дкало плывёт пореке»).

Так что же делать, если ребёнок пишет с ошибками?

"Charm Lady" рекомендует: Безусловно, необходимо с терпением и пониманием подойти к вопросу, уделить ему время и позаниматься, положительно мотивируя и не переутруждая. И в то же время вплотную работать с преподавателями и логопедами, чтобы не упустить более серьёзную проблему, если таковая существует.

Ноябрь 30, 2015

Уже не крошка, но еще не взрослый сын, пришел ко мне жаловаться на тягости своего бытия. Поводом вечернего обсуждения стала грамотность. В последнее время ребенок заинтересовался стихоплетством и некоторые из своих коротких шедевров пытался записать и показать людям, достойным доверия. Но черствые люди, не уловив его гениального замысла, начинали исправлять ошибки. Эта вопиющая несправедливость заставила его задуматься, почему же так много внимания уделяют «этой грамотности», а меня – искать методы, как научить ребенка писать без ошибок.

В этой статье вы узнаете:
— доводы для разговора с детьми о грамотности;
— показатели грамотности для разных возрастных групп;
— 10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием;
— интересные орфографические упражнения;
— игра для решения проблем с пунктуацией;
— как сделать словарь помощником и другом;
— принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Доводы для разговора с детьми о грамотности.

Часто дети не понимают, почему так важна грамотность. Мой семилетний сын подготовил целый монолог, обосновывая свое непонимание: «Ну, написал я «агурец », а не «огурец », но ведь всё равно всем понятно, о чем идет речь! И огурец после ошибки в написании в тыкву не превращается! Зачем все эти сложности?» Мне пришлось провести внеплановый мозговой штурм, чтобы найти обоснованные доводы в пользу грамотности. Я прижала сына к себе и рассказала ему примерно следующее.

Много веков назад пещерным людям было достаточно уметь расшифровать наскальную живопись, чтобы считаться вполне образованным человеком. В наше время одним из признаков образованности считается умение грамотно писать. Для школьника грамотность – одно из самых важных умений, так как письменные работы есть по всем предметам. Очень часто одноклассники, а иногда и педагоги, смеются над теми, кто не умеет грамотно писать. Грамотность важна также и для взрослых людей. Например, довольно часто наличие орфографических ошибок в заявлениях приводит к плачевным результатам – замечательному человеку могут отказать в трудоустройстве или в повышении заработной платы.

После моего монолога, я попросила сына придумать примеры, где может пригодиться грамотность. Для закрепления мотивации, я задала ребенку три вопроса, на которые он мог ответить только однозначно и утвердительно: «Ты расстроишься, если твои одноклассники будут считать тебя безграмотным и подшучивать над твоими способностями? Ты хочешь уважения друзей и педагогов? Будем заниматься веселыми уроками грамотности?» Получив три «да», я начала искать способы сделать занятия грамотности веселыми и результативными.

Показатели грамотности для разных возрастных групп.

Будем честны с собой – мы все иногда допускаем орфографические ошибки. Для детей показателем грамотности является умение написать слова, изучаемые в школьной программе по письму и чтению. Также от детей ждут умения делать предположения о правильном написании незнакомого слова, опираясь на свой опыт и известные им орфографические правила. Изучив пожелания нескольких авторов, предлагаю ориентироваться на обобщенные требования к грамотности для разного возраста:

— для шестилетних детей – это правильное написание простых слов, которые пишут так же, как слышат (например, бегать полем, ходить лесом );

— для восьмилетних детей – это слова с двойными согласными (например, класс, группа, балл, рассказ ) и словарные слова – это те, к которым нельзя подобрать проверочное слово (например, аллея, береза, багровый );

— для девятилетних детей – это слова из повседневной жизни (например, адреса школы и дома, названия школьных предметов) и базовых знаний (например, название дней недели и месяцев, стран, известных городов);

— для десятилетних детей – это знать правильное написание терминов и исторических слов.

10 советов, как победить нежелание заниматься правописанием.

Совет 1. Регулярно и недолго. Договоритесь с ребенком заниматься правописанием по 5 минут в день. Для того чтобы ребенок верил вам, установите таймер. Из личного опыта советую убрать таймер из поля зрения – например, на полку над рабочим столом. Поверьте, это вынужденная мера поможет предотвратить попытки поиграть с таймером или последить, как быстро убегают секунды. Очень важный момент — быть готовыми прекратить занятия по звонку, даже если что-то не завершено. Это подтвердит правдивость ваших слов – 5 минут это всего лишь 5 минут. Если не будет интересно — можно перетерпеть.

Совет 2. Позитив. Для того чтобы ребенку было приятно заниматься, начинайте упражнения всегда с легких слов. Это повысит самооценку, после этого ребенок в хорошем настроении пойдет на покорение новых орфографических вершин.

Совет 3. Запоминаем через схожесть. Для того чтобы ребенок лучше запоминал слова, используйте вначале похожие слова, а затем добавьте несуществующие слова, например – роза, поза, коза, лоза, фоза .

Совет 4. Находим ассоциации. Для того чтобы уменьшить нагрузку на мозг, мы может отправлять в память блок информации, которая запоминается ассоциативно. Например, однокорневые слова к слову «род» – это Родина, родная, родимая, родинка, родник, родитель, родить, родство, сородич, родственник, породниться, родоначальник, родословная, порода, зарождение. В один день мы искали такие слова, а на следующий день придумывали с ними предложения, не подглядывая правописание.

Совет 5. Не отвлекаемся на почерк. Если верить педагогам, то у безграмотных детей обычно и . Часто ребенок, пытаясь написать аккуратно все буквы, не успевает еще и подумать над тем, что он пишет. Если у вашего ребенка есть одновременно эти две проблемы, тогда на пятиминутных уроках правописания стоит использовать карточки с печатными буквами, которые ребенок может выкладывать в нужном порядке. Такая игра доставит ребенку больше удовольствия, чем письмо от руки, и он сможет сосредоточиться над работой по правописанию.

Совет 6. Игровая форма. Воспользуйтесь интернетом, когда будете учить правила. Есть много стишков и ключевых фраз, облегчающих запоминание правил. Есть смешные пословицы и скороговорки, которые помогут весело и с пользой провести время. Очень полезно использовать орфографические мнемоники – фразы, помогающие запомнить путем образования ассоциативных связей.

Совет 7. Понимание. Если ребенок упрямится и не хочет заниматься, обязательно выслушайте его и согласитесь. Например: «Я понимаю твое нежелание. Ты устал и разочарован соей неудачей. Может, ты боишься допустить новые ошибки? Это не страшно, ведь ты же учишься, с каждым днем у тебя будет получаться все лучше».

Совет 8. Не наговаривайте на себя. Не стоит рассказывать ребенку о своих скелетах в шкафу. Не приводите негативных примеров, например: «Я до сих пор в этом слове допускаю ошибку. А твой папа без помощи компьютерной проверки орфографии ни одного документа написать не может. А бабушка вообще три класса приходской школы закончила и читает по слогам – ничего, жизнь прожила счастливую». Намного полезнее приводить примеры успешной работы над грамотностью: «У папы была «тройка» по русскому языку во втором классе, а после третьего класса никогда оценку, ниже «четверки» он не получал. У мамы были с грамотностью проблемы в младших классах, а в старших классах она стала отличницей».

Совет 9. Похвалы не бывает много. часто, но описывая конкретное достижение. Например: все буквы в слове «широко» верно написаны. Ты вовремя вспомнил проверочное слово «шире» и избежал ошибки.

Совет 10. Фиксируйте успехи ребенка. Очень просто поднять самооценку начинающему грамотею – сфотографировать работу без единой ошибки и показать родственникам или друзьям. Вот увидите – для ребенка это будет сильной мотивацией стараться выполнять работу идеально.

Интересные орфографические упражнения.

Если вы поставили перед собой цель помочь ребенку повысить навыки правописания, тогда орфографические игры – это действенный способ, который вы ищете. Хочу предложить вам попробовать полезные игры, которые понравились моему семилетнему сыну.

Игра по дороге домой «Догадайся или сдавайся». Один из игроков загадывает слово, называет смысловую категорию, а потом первую и последнюю буквы. Второй игрок кричит «Догадался» и называет количество букв и само слово по буквам. Например: «Я загадал слово, которое относится к овощам. Первая буква «о», последняя буква «ц». Лично я предпочитала периодически сдаваться – так я контролировала знания сына и поднимала ему настроение. Выигравший игрок загадывает новое слово.

Настольная игра «Юный следопыт». Вам понадобятся два листа бумаги, карандаши и словарь. Предложите ребенку выбрать любое длинное слово из словаря и написать его на листе крупными буквами. Затем каждый из игроков ищет короткие слова, которые спрятались в этом слове. Например, из слова «электростанция » можно составить около двухсот слов. Я, конечно, их не буду перечислять все, но для примера назову десяток: лектор, танец, рост, электрон, нация, стилет, лента, старт, рацион, реакция .

Настольная игра «Чистый веер слов». Нужны два листа бумаги и карандаши. Один из участников придумывает задание для отбора слов. Это могут быть слова:
— состоящие из определенного количества букв;
— начинающиеся на определенную букву;
— заканчивающиеся на определенную букву;
— относящиеся к определенной категории (животные, музыкальные инструменты, профессии, сказочные герои).

Затем все желающие берут лист бумаги и пишут одно слово, складывают гармошкой, пишут следующее, и так до тех пор, пока не получится веер. Потом вы проверяете правописание, ставя вопросы возле неправильно написанных слов. Если ребенок сам исправляет ошибку, вы ничего не делаете, если ребенок не находит ошибку в слове – вы рядом пишите слово правильно, но другим цветом. Как показывает личный опыт, победителей лучше не искать. Мы просто стремились сделать веер слов чистым, и когда это удавалось – гордо показывали родным, вальяжно помахивая возле лица.

Игры с буквами-карточками.

Эта игра помогает выучить сложные слова или слова, правописание которых составляют проблему. Понадобятся буквы, написанные отдельно на листе бумаги. Некоторые родители пишут буквы сами, некоторые предпочитают купить готовые буквенные карточки. Такие карточки помогают малышу визуализировать слова. Вначале ребенок должен выбрать сам необходимые буквы из всего набора. После того, как ребенку удастся сложить слово из букв-карточек верно, можно перевернуть одну из карточек обратной стороной, чтоб ребенок вспомнил недостающую букву и назвал ее. Далее игру можно усложнить, перевернув несколько букв. Повторите эту игру со словом несколько раз, переворачивая каждый раз другие буквы-карточки. Затем попросите ребенка написать это слово аккуратно в тетради. Если в слове допущена ошибка, необходимо вернуться к буквам-карточкам. Этот способ эффективнее метода запоминания «увидел, закрыл, написал, проверил», так как ребенок внимательно изучает все части сложного слова.

Если ребенок уже достиг определенных успехов, можно играть всей семьей в такие известные игры, как «Скрэббл» или «Эрудит». Чтобы не отбить у ребенка желание играть, мы разбивались на пары «взрослый – ребенок» против взрослого. Нам это приносило истинную радость – и полезным делом заняты, и настроение у всех членов семьи замечательное.

Игра для решения проблем с пунктуацией.

У детей и подростков, которые пишут неграмотно, обычно существует и проблема с пунктуацией. Мы с сыном делаем так. Если остается время после уроков, мы пишем короткие рассказы – фантазии из пяти предложений. Каждый из нас нарочно допускает несколько ошибок. Потом обмениваемся нашими литературными изысками, вооружаемся цветными карандашами и правим пунктуацию друг у друга, обосновывая свою точку зрения.

Как сделать словарь помощником и другом.

Многие дети воспринимают словарь, не как помощника, а как помеху на пути к свободе. Вроде закончил писать домашнее задание, впереди – свободное время, и тут возникает на горизонте родитель и строго так говорит: «А ну, посмотри, у тебя здесь ошибка! Не знаешь как правильно? Бери словарь!» Это однозначно отталкивает детей от этой замечательной книги, так как пользоваться словарем сложно и долго.

Чтобы ребенок подружился со словарем, надо помочь ему перестать его бояться. Попробуйте раз в неделю рассматривать словарь вместе с ребенком ради интереса, а не в поисках правописания слова из домашнего задания.

Очень часто дети не умеют пользоваться словарем аккуратно и быстро. Их раздражает затянувшийся поиск слова, потому что они плохо ориентируются в порядке расположения слов. Чтобы ребенок не открывал словарь наугад, можно потренироваться открывать словарь на нужной букве. После того, как поиск по букве начнет проходить быстро и безболезненно, придет время объяснить, зачем написаны слова в верхней части страницы. Освоив этот этап, ребенок будет увереннее чувствовать себя при работе со словарем.

Для повышения грамотности можно создать личный словарь. Для этого нужно взять тетрадь и просто записывать слова, с которыми у ребенка возникли трудности. Ведение такой тетради приучает ребенка к самостоятельной работе над ошибками. И еще один совет из нашего с сыном опыта. Сына всегда радовало, если для ответа на его вопрос о правописании какого-нибудь слова, я брала в руки словарь и там находила ответ. Этим поступком я демонстрировала ему, что всё знать невозможно, но стыдно не уметь найти нужную информацию. Вскоре ребенок сам стал находить в словаре ответы на свои вопросы, а меня спрашивал только для того, чтобы проверить уровень моих знаний.

Принципы работы над орфографией при выполнении домашнего задания.

Известный педагог с огромным стажем Ноэль Дженис – Нортон в своей книге «Престаньте кричать, заставлять и упрашивать или домашнее задание без слез и нервотрепки» рекомендует разбивать домашнее задание на три этапа: мозговой штурм, самостоятельное выполнение домашнего задания, исправление ошибок.

Хочу рассказать, как к процессу выполнения домашнего задания можно добавить работу над правописанием.

Мозговой штурм. Очень важно, чтобы у ребенка был его личный словарь сложных слов, которые он писал с ошибками. Словарь должен быть в зоне доступа всё время, особенно – во время выполнения уроков. Очень полезно после ознакомления с заданием выяснить, есть ли у ребенка вопросы или трудности. Если предвидите какое-то сложное слово, можете помочь ребенку написать его правильно в словаре трудных слов. Списки слов в таком словаре служат подсказкой при самостоятельном выполнении домашнего задания.

Самостоятельная работа. Даже если ребенок вежливо спрашивает, как пишется это слово правильно, вы не должны подсказывать ему. Чтобы избежать обид, обсудите это правило во время мозгового штурма. Ребенок самостоятельно может воспользоваться помощью друга, то есть словаря, подсказками в личном словаре сложных слов или выдвинуть гипотезу правильного написания слова. Главное для вас – суметь удержать себя в руках, не намекая на правильный ответ и даже не говоря – правильно написано или нет. Такая тактика поможет скорее ребенку почувствовать вкус и ответственность самостоятельного человека.

Исправление ошибок. Никому не нравится, когда его тыкают носом в допущенные ошибки. Дети не являются исключением. Начните работать над ошибками не с исправления ошибок, а с перечисления правильных слов. Это заинтересует ребенка, и не будет унижать и так сомневающегося в своих силах человека. На первых порах вы можете записывать правильно написанные слова. Ребенок заметит пропущенное слово и постарается его тут же исправить. Если ему это удастся – не скупитесь заносить его в список правильных слов.

Затем можно составить список слов с ошибками, только слова нужно располагать в нем не по порядку. Предложите ребенку разыскать эти слова в своей работе и найти отличия. Такая работа отличается от механических исправлений после подсказок, так как ребенок самостоятельно находит правильное решение.

Многие люди считают, что есть дети, грамотные от природы. Можно согласиться с такой теорией. Только вот обычно у таких детей прекрасно развита символическая память – они много читают и поэтому правильно написанные слова, мелькая перед глазами, прекрасно запоминаются. Эти дети любят новые слова и гордятся своей грамотностью. Мозг человека – это очень гибкая система, которую можно обучить всему. И грамотность – не исключение. Научиться грамотно писать можно в любом возрасте!

"Советы логопеда. Если ребенок читает и пишет с ошибками"

Так что это такое - нарушение письма и чтения? Почему оно происходит? Как проявляется?

Часто и родители, и учителя склонны видеть причину плохой школьной успеваемости исключительно в лени ребенка, в его невнимательности: «Он просто не старается». Но вот специалисты считают, что 80 % проблем с учебой вызваны вовсе не ленью. Чем же?

Становление чтения и письма - процесс очень сложный. В нем участвует несколько анализаторов, и только при их согласованной работе будет обеспечено успешное овладение письменной речью.

Дисграфия - это специфическое расстройство письма, проявляющееся в многочисленных типичных ошибках стойкого характера. От греческого «дис» - плохо, «графо» - письмо.

Дислексия – это нарушение чтения, выражающееся в стойких специфических ошибках при чтении («дис» - плохо, «лексис» - речь)

Специфические ошибки – не связанные с применением орфографических правил.

Какие же причины приводят к нарушению чтения и письма?

1. Первая и наиболее часто встречающаяся - так называемые минимальные мозговые дисфункции (ММД). Они возникают из-за небольших органических поражений мозга. Скажем, во время внутриутробного развития плод испытывал недостаток кислорода. Или роды были тяжелыми. Или в раннем детстве малыш упал и ударился головкой - травма вроде бы пустяковая, но последствием ее как раз и может стать минимальная мозговая дисфункция и связанные с ней проблемы. Внешними проявлениями ММД в раннем детстве могут быть проблемы с развитием речи, гиперактивность, нарушение внимания.

2. Играет роль и наследственный фактор. Дислексия и дисграфия бывают связаны с врожденными особенностями строения мозга. На чтении «специализируется» задняя часть левого полушария, и если у детей, которые легко учатся читать, эта область мозга немного больше, то у дислек c иков задние части левого и правого полушарий одинаковы. Эта особенность может передаваться по наследству. Так что если у папы в школе были проблемы с чтением или письмом, то вполне возможно, что точно такие же трудности будут и у детей. Случается также, что у детей все в порядке, а вот внуки получают «по наследству» дедушкины проблемы.

3. Огромное значение для овладения процессами письма и чтения имеет степень сформированности всех сторон речи. Поэтому нарушение или задержка в развитии фонематического восприятия, лексико-грамматических сторон, звукопроизношения на разных этапах развития являются одной из причин дисграфии и дислексии. Особого внимания также требуют те дети, у которых нет речевых нарушений, но нечеткая артикуляция (по-другому на них говорят "мямли" или "еле языком ворочает").

4. Нарушение чтения и письма может быть вызвано двуязычием в семье. В настоящее время для нашего региона эта проблема становится все более актуальной. В школах растет количество детей, не владеющих русским языком.

5. Причиной нарушения чтения и письма может быть и расстройство в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие.

Нужно обратить особое внимание:

1. Если Ваш ребенок левша.

2. Если он – переученный правша.

3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.

4. Если в семье говорят на двух или более языках.

5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии). Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.

6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

Необходимо обратить внимание, что ошибки, которые можно отнести к нарушению чтения и письма, все специфичны и носят стойкий характер. Если эти ошибки встречаются редко или вообще единичны, то это, скорее всего, результат переутомления, невнимательности.

Теперь о том, как отличить письменные работы учащихся, нуждающихся в помощи специалистов.

Какие же ошибки должны нас насторожить?

Существует несколько видов нарушения чтения и письма, каждому виду соответствуют свои ошибки.

1. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.

2. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).

3. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).

4. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый). Вставка букв: декабарь - декабрь. Слитное написание предлогов, раздельное – приставок также является одним из проявлений дисграфии, неумение определить границы предложений, ребенок не пишет заглавную букву в начале предложении.

При дислексии специфические ошибки это - медленное чтение, запинки, повтор слов, послоговое чтение или чтение словами, не переходящее в плавное беглое чтение. При чтении путаются буквы, не держится строка, перескакивание с одной строки на другую. Обычно чтение дается ребенку с трудом, он испытывает негативные чувства, не любит и не хочет читать.

Родители и учителя считают, что если такому ребенку больше читать, то всё пройдет и навык сформируется. Но на самом деле, чем он больше читает, тем больше закрепляется неправильный навык и возможны два варианта. Ребенок научиться читать быстро, но чтобы держать скорость, будет читать по догадке, сам сочиняя, что там написано. Или будет читать правильно, но очень медленно, забывая к концу, что прочитал. И эти проблемы с чтением начинают проявляться на математике, так как ребенку приходиться читать условие задачи, которое он не может понять из-за плохого чтения.

Нередко оба вида расстройства наблюдаются у одного и того же ребенка, при этом признаков отставания в умственном развитии у него никто не находит.

Дислексия встречается у мальчиков в 3–4 раза чаще, чем у девочек. Около 10 процентов школьников страдают дислексией. Нарушение чтения чаще становится очевидным ко 2-му классу. Иногда дислексия со временем компенсируется, но если нет коррекции, остается на всю жизнь.

Некоторые специалисты считают дислексию уникальным даром. Дислексики могут проявить недюжинные способности в области физики, математики, живописи, музыки. Из дислексика может получиться отличный изобретатель или даже писатель. Дислексики обладают развитой фантазией, интуицией и проницательностью. Около 40% успешных бизнесменов относятся к числу дислексиков. А все потому, что эти люди очень нестандартно подходят к решению проблем. Они видят те пути, которых не дано увидеть другим. Конечно, никто не даст гарантии, что из ребенка-дислексика вырастет гений, но в том, что у него есть столько же шансов, что и у его сверстников добиться успеха, сомневаться не приходиться.

Люди, близко знавшие Уолта Диснея , уверяли, что ему гораздо легче было нарисовать Микки-Мауса, чем написать "Mickey-Mouse". И всё из-за буквы "s" - его главной проблемой со школьных времён. Уолт никак не мог запомнить в какую сторону следует направлять у неё крючки, и вместо "s" у него неизменно выходило нечто вроде "z". Никакие мнемонические приёмы и прочие ухищрения не помогали. Борьба с коварной буквой была упорной, изнурительной и окончательной победой не увенчалась. Педагоги считали Уолта мальчиком ленивым и туповатым. Иного мнения придерживался преподаватель рисования, но Уолт не хотел становиться художником. Он мечтал о карьере газетчика. Над заметками, которые другие репортёры мастерили за 15 минут, он мучился целыми сутками. Потом над ними приходилось мучиться редактору: грамотность явно не значилась в числе сильных сторон начинающего журналиста. "Чему же тебя учили в школе?!" - риторически вопрошал редактор, потрясая исчёрканными красной ручкой листочками. Уолт благоразумно отмалчивался. Из газеты его уволили через пару месяцев - за профнепригодность. Спустя несколько лет он стал миллионером и главным мировым мультмагнатом. Подпись, по воспоминаниям очевидцев, представляла для Диснея особую проблему. Свою подпись Уолт Дисней вырабатывал годами. Боясь совершить ошибку, он рисовал её медленно, аккуратно, буквы выводил на протяжении нескольких минут, как настоящую картину. Сегодня фирменный росчерк Диснея - самый дорогой автограф в мире, официально зарегистрированный в качестве логотипа компании "Disney Pictures" .

Киану Ривз. Будущий знаменитый актер читал с большим трудом, плохо учился, и поэтому постоянно прогуливал занятия. Он даже не смог закончить школу, провалив почти все экзамены. Но когда Киану узнал, что дислексиками были Эйнштейн и Черчилль, он понял, что для него не все потеряно. Сегодня вряд ли найдется человек, который не знал бы великолепного исполнителя роли Нео в фильме «Матрица». И его собственная история в свою очередь служит примером для детей и подростков, стремящихся добиться успеха в жизни.

Том Круз , актер. Круз, как его мать и три его сестры, писал некоторые буквы в зеркальном отражении. В школе он не мог научиться быстро различать буквы, что делало мучительным процесс чтения и особенно письма. Проблемы появились у Круза после того, как его, левшу от рождения, пытались научить писать правой рукой. Крузу пришлось поменять более десяти школ, но это не решало его проблем. Однако школьные трудности не помешали Тому Крузу стать успешным актером.

Карл XVI Густав (р.1946), король Швеции с 1973г. Карл XVI Густав является замечательным оратором и редко произносит свои речи по бумажке. Делает он это не потому, что хочет понравиться настроенной на экспромт (выступление без подготовки) публике, а потому, что он дислексик и не может читать.

Ханс Кристиан Андерсен (1805-1875), датский писатель. Андерсен сочинял свои дивные философские истории и рассказы по ночам и носил их в издательства. Но редакторы, потрясённые полной безграмотностью автора, возвращали их ему, иногда не дочитав до конца. Один редактор даже написал на рукописи: «Человек, который так глумится над родным датским языком, не может быть писателем».

Дислексией в юности страдали голливудские актеры Вин Дизель, Стив МакКуин, Том Круз, Лив Тайлер, Киану Ривз, Вупи Голдберг, певица Шер, английские актрисы Кира Найтли и Джейми Мюррей, Джозеф Гилган, Орландо Блум, Стив Джобс, выдающийся британский актёр и режиссёр Энтони Хопкинс; до сих пор имеет яркие симптомы (неумение завязать шнурки) дислексии Дэниел Рэдклифф. Британский миллиардер Ричард Брэнсон в детстве страдал дислексией, из-за чего имел проблемы в школе. Дислексией также страдает юная актриса Белла Торн.Это еще раз доказывает, что с дислексией вполне можно жить, если принять своевременные меры.

Упражнения для дисграфиков и дислексиков.

1. Решение ребусов, кроссвордов.

2. Упражнение "Корректурная правка".

Для этого упражнения нужна книжка, скучная и с достаточно крупным (не мелким) шрифтом. Ученик каждый день в течение пяти (не больше) минут работает над следующим заданием: зачеркивает в сплошном тексте заданные буквы. Начать нужно с одной буквы, например, «а». Затем «о», дальше согласные, с которыми есть проблемы, сначала их тоже нужно задавать по одной.

Через 5-6 дней таких занятий переходим на две буквы, одна зачеркивается, другая подчеркивается или обводится в кружочек.

Буквы должны быть «парными», «похожими» в сознании ученика. Например, как показывает практика, наиболее часто сложности возникают с парами «п/т», «п/р», «м/л» (сходство написания); «г/д», «у/ю», «д/б» (в последнем случае ребенок забывает, вверх или вниз направлен хвостик от кружка) и пр.

Необходимые для проработки пары можно установить при просмотре любого текста, написанного Вашим ребенком. Увидев исправление, спросите, какую букву он хотел здесь написать. Чаще же все понятно без объяснений.

Внимание! Лучше, если текст не будет прочитан (поэтому книжка нужна скучная). Все внимание необходимо сконцентрировать на нахождении заданного облика буквы, одной или двух, – и работать только с ними.

3. Упражнение «Пишем вслух»

Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется, проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением опасных мест. То есть, «Ещ-Ё О-дин ч-рЕз-вы-ча-Й-нО важ-ны-Й прИ-Ём» (ведь на самом деле мы произносим что-то вроде «ИЩО АДИН ЧРИЗВЫЧАИНА ВАЖНЫй ПРЕЙОМ»).

«НА стОле стОЯл куВшин С мОлОком» (На стале стаял куфшин с малаком).

Важно отчетливо проговаривать также конец слова, поскольку для дисграфика дописать слово до конца трудно, и часто по этой причине вырабатывается привычка «ставить палочки», т. е. дописывать в конце слова неопределенное количество палочек-загогулин, которые при беглом просмотре можно принять за буквы. Но количество этих закорюк и их качество буквам конца слова не соответствуют. Важно определить, выработал ли ваш ребенок такую привычку.

4. Упражнение «Вглядись и разберись» (Пунктуация для дисграфиков и не только)

Материал для работы – сборники диктантов (с уже поставленными запятыми, и проверьте, чтобы не было опечаток). Задание: внимательно вчитываясь, «фотографируя» текст, объяснить постановку каждого знака препинания вслух.

5. Упражнение «Пропущенные буквы»

Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом- подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма. Например:

Мар_. Ещё т_ещ_т мор_зы,

Н_ ве_на не з_ гор_м_.

Я п_ши_тую м_моз_

Подар_л се_о_ня м_ме.

6. Упражнение «Лабиринты»

Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья), внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а не листа бумаги.

Перенеси фигурки на новые места. Нарисуй их в пустых кружочках.

Какой дорогой ёжики дойдут до сада?

Догадайся, кто что любит.

Чего нельзя делать?

Дети с дисграфией, как правило, имеют хорошую зрительную память. Поэтому ни в коем случае нельзя предлагать им упражнения, где требуется исправить ошибки, изначально допущенные. Выполнение подобных упражнений может пагубно сказаться (из-за той же зрительной памяти) и на учащихся, имеющих навык грамотного письма.

Несколько советов родителям:

2. Не заставляйте ребенка переписывать много раз домашние задания, это не только нанесет вред здоровью ребенка, но и поселит в нем неуверенность, а также увеличит количество ошибок.

3. Хвалите своего ребенка за каждый достигнутый успех, как можно меньше унижайте.

4. Следите за соблюдением правил письма и чтения. В раннем возрасте еще возможно повлиять на формирование навыка письма с помощью подходящего пишущего инструмента. В выборе канцелярских принадлежностей для дисграфиков есть свои хитрости.

Массаж подушечек пальцев важен для правильной работы мозга при письме. Это советую ВСЕ логопеды. Поэтому хорошо если место "хватки" пишущего предмета (ручки или карандаша) покрыто ребрышками или пупырышками.

Но еще лучше, если ученику эту самую ручку удобно держать, тогда почерк скорее стабилизируется. А для этого корпус ручки, карандаша должен быть трехгранным. Такие ручки и карандаши для дисграфиков с тройным сечением для опоры трех держащих пальцев, выпускает, например, фирма Staedtler . Есть трехгранные карандаши и фломастеры фирмы Centropen .

К сожалению, пока не приходилось встречать, чтобы были совмещены оба "удобства": и треугольник, и пупырышки. Так что купите "пупырчатую" ручку и треугольный карандаш.

НЕ ПРЕДЛАГАЙТЕ ДЕТЯМ ИСПРАВЛЯТЬ ОШИБКИ, НАУЧИТЕ ИХ НЕ ДЕЛАТЬ ОШИБОК.

Что делать родителям, какую избрать тактику поведения, как помочь леворукому ребенку?

Первое условие – леворукий ребенок никогда, ни в какой форме, ни в какой ситуации не должен чувствовать ваше негативное отношение к леворукости.

Второе условие – не драматизируйте ситуацию школьных неудач. Ребенок должен быть уверен, что нет нечего непоправимого, что все трудности преходящи, и с вашей помощью он с ними справится. Однако постарайтесь понять их истинные причины, ведь они могут быть разнообразны. Если не дается письмо, если буквы корявы, разновелики, если неуверен штрих и дрожит рука – нужны занятия по развитию моторики и зрительно-моторных координации. Эти занятия должны быть ежедневными, но продолжительность – 15-20 минут. Хороши при этом лепка и рисование, вышивание, вязание, плетение макраме и прочее действия, развивающие координацию движений пальцев, кисти.

Третье условие – рациональный режим дня, ведь леворукий ребенок, как правило, возбудим, быстро утомляется, а значит, день ребенка должен быть построен так, чтобы не было перегрузки и переутомления.

Четвертое условие – приготовление уроков не должно быть причиной ссор, взаимного раздражения, конфликтов. Лучше, если ребенок сам садиться за уроки и просит вас о помощи, если он в ней нуждается. В отличие от уроков (домашних заданий), на тренирующих занятиях следует работать вместе с ребенком. Готовить уроки в один присест не стоит, гораздо эффективнее такой режим (примерно): через каждые 15-20 минут работы 10-15-минутный отдых, который ребенок может использовать по своему усмотрению.

Ребенок должен иметь право на ошибку, но при этом быть уверенным, что ошибки не караются, а исправляются. Есть очень важное правило воспитания – хвалить и порицать следует не ребенка, а его поступок. Этим правилом не стоит пренебрегать.

Типичные нарушения поведения леворукого ребенка – чрезмерное двигательное беспокойство, неусидчивость, невнимательность, повышенная возбудимость, раздражительность. Поэтому, необходимо создать условия для расслабления ребенка, снятия напряжения.

Напоследок еще раз хочу призвать родителей к сотрудничеству. Только в тесном контакте мы сможем преодолеть все школьные трудности, имеющиеся у наших детей.

Почему снова и снова у ребенка глупые ошибки в диктантах? Все чаще от школьных логопедов можно услышать слово дисграфия - приговор без права на пятерку по русскому языку. Это нарушение проявляется в специфических, повторяющихся ошибках, и связано с нарушением психологических функций, которые обеспечивают процесс письма.

Откуда берется дисграфия? Ряд специалистов считают главной причиной наследственность. Может также наблюдаться у детей с билингвизмом, из-за нарушений речевых контактов, завышенных требований к грамотности ребенка.

При дисграфии родителям приходится видеть самые невероятные ошибки у чада: и пропуски букв и слогов, и замены букв (например, «б» на «д»), и перестановки их местами. А сколько недописанных слов, слившихся со словом предлогов! Отсутствуют точки и заглавные буквы.

Исправление дисграфии - задача логопеда

Опытный специалист справится с дисграфией за год-два систематической работы. Но ведь так хочется избежать необходимости нагружать малыша дополнительными походами к логопеду! Как известно, проблему лучше предупредить, чем лечить. Зная причины, которые приводят к дисграфии, родители смогут не пропустить этого врага в жизнь ребенка.

1 Держи руку на пульсе : вовремя показывай малыша специалистам - логопеду, психологу, нейропсихологу. Много занимайся с ним дома, будь вовлечена в процесс образования в детсаду и в школе.

2 Консультируйся с логопедом каждые 2 года жизни ребенка :
в 2 года, в 4 года и в 6 лет. Почти все нарушения звукопроизношения имеют неприятную особенность отражаться на письме. Если ребенок заменяет звук «ш» на «с», когда говорит, то и при письме будет допускать ошибки. Так получилось, что до школы все звуки речи исправить не удалось? Тогда обязательно продолжайте занятия с логопедом в начальной школе.

3 Пока четырехлетка обучается чтению, начинай готовить его руку к письму. В 3 года пусть пишет и рисует на большой доске мелками или красками на больших кусках обоев. В 4 года можно предложить рабочую тетрадь с крупными буквами или элементами букв. И только в 6 лет переводи ребенка на начертание печатных букв в тетради в крупную клетку.

Писать надо только карандашом: так укрепляются мышцы руки

4 Не торопи малыша при обучении чтению и письму. Иногда беглое чтение дошкольника приводит к дисграфии в школе: рука не успевает за мыслью. Притормаживай ребенка и помни, что беглое чтение до школы не так важно, как понимание читаемого.

5 Не надо ставить руку для письма до школы. Многие специалисты полагают, что учить писать дошкольника надо сразу с прописных букв. Большинству детей чрезвычайно сложно осваивать написание элементов прописей, особенно трудно им даются наклон, соединение, размещение букв на строке. Нарушения внимания, поведения, речи и задержки умственного и моторного развития - вот далеко не полный перечень противопоказаний для овладения письмом в прописях до 6–7 лет. Нервная система даже совершенно здорового крохи еще не готова к освоению и точному восприятию множества элементов прописных букв!

! Если уж так случилось, что дисграфии избежать не удалось, то придется набраться терпения и поискать хорошего логопеда. Начиная со второго класса, приступай к систематическим занятиям со специалистом. Пусть ребенок и не станет акулой пера, но зато двери в высшее учебное заведение для него не будут закрыты из-за двоек по русскому языку.

Фото: Legion-Media; Кекяляйнен Андрей/Фотобанк ЛОРИ; ShutterStock/Fotodom.ru

В школьных тетрадках по русскому языку можно встретить самые разные орфографические ошибки. Некоторые родители за это своих детей ругают, другие – нанимают репетиторов, есть и те, кто просто не обращает на это внимание. Тем не менее, очень важно разобраться, почему ребенок пишет с ошибками и что делать в этом случае.

Причин тому, что школьник пишет неграмотно, может быть несколько. Самая серьезная из них – это дисграфия, психическое расстройство, вследствие которого человек не способен овладеть письмом. Правда, стоит заметить, что эта проблема не является изолированной, и психологи могут ее распознать. Симптомы дисграфии следующие: во время письма ребенок допускает специфические и повторяющиеся ошибки, которые не связаны с незнанием грамматических правил.

Дисграфию нужно предупреждать в самом раннем возрасте. Если ребенок посещал логопедический детский сад, у него есть проблемы с вниманием и памятью, если ребенок является левшой или у него были травмы головы, это может привести к проблемам в письме.

В том случае, если у ребенка все в порядке с психикой, он хорошо учится по другим предметам, у него нормально развиты мышление и устная речь, причину все же следует искать в чем-то другом.

Поскольку так называемое языковое чутье не возникает само по себе, а формируется при помощи того, что ребенок много читает, грамотность вполне можно развить. Это возможно путем расширения словарного запаса, а также написания различных сочинений, что разовьет логическое мышление и повысит уровень грамотности.

Очень простой совет тем, кто пишет с ошибками – не ленитесь учить правила, чтобы затем применять их на практике. Для отработки правил подойдут словарные диктанты, которые родители сами могут проводить с ребенком, используя учебник. При этом школьник должен объяснить, почему он написал слово именно так, а не иначе.

Если ребенок знает правила и имеет большой словарный запас, но все равно допускает ошибки при письме, дело здесь, скорее всего, в рассеянности и невнимательности. Выход в этом случае один – при выполнении домашнего задания школьник должен проговаривать вслух все, что он пишет. Благодаря этому приему, темп письма замедлится, а школьник сможет сконцентрировать свое внимание на выполнении задания. Через несколько месяцев такого ежедневного диктанта результатом станет грамотное письмо, и родители уже не будут беспокоиться, почему их ребенок пишет с ошибками и что с этим делать.