Основы конструирования и моделирования изделий из древисины. «Основы конструирования и моделирования изделий из древесины Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли»

Краткое описание

Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструиро-вания и моделирования изделий.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных спо-собностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Рекомендации по применению: урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.

Описание

Министерство образования и науки РФ Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Знаменская средняя общеобразовательная школа №1 Минусинский район, Красноярский край
Разработал: учитель технологии Н.А. Витютнев
Аннотация к работе: План-конспект урока технологии в 6 классе
Цель:
Задачи урока:
Рекомендации по применению: урок проводится совместно с презентацией, а также с демонстрацией различных моделей.
План-конспект урока технологии в 6 классе
Тема: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.
Оборудование в учебном классе: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.
Оборудование в учебной мастерской: токарные станки для обработки древесины ТД-120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ – для первого звена. Заготовки для щёток, линейки, карандаши, шило, сверлильный станок, капроновая нить, стамески, молотки – для второго звена.
Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

Структурные этапы урока: Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)
I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)
1. Беседа по вопросам:
«Что необходи­мо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Вы­слушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.
2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем муд­рые мысли».
Описание. На доске записаны высказывания о труде вы­дающихся личностей.
Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:
Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем
сделать плохо в десять раз более.
Аристотель Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.
Н. Г. Чернышевский Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
Эзоп Только труд дает право на наслаждение жизнью.
Н. А. Добролюбов
3. Сообщение темы и цели урока.

П. Изложение программного материала (8 – 10 мин)
Иллюстративный рассказ.
Учитель . В технологии очень важно, если не главное, - раз­работать совершенную техническую конструкцию. Конструктив­ное решение вещи выполняет инженерное проектирование.
Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный техно­логический процесс, который включает в себя:
зрительное представление изделия;
составление эскизов, технических рисунков, чертежей;

испытание на прочность и работоспособность;
устранение недостатков.
Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору прихо­дится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство поль­зования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, соз­дание гармоничной целостной формы, высоких эстетических ка­честв). Многовариантность в конструировании называют вариативностью . Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).
Вариативность возможных конструкторских решений и худо­жественного оформления представлена на рисунке 12 страница 22 учебника.
Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложней­шей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой нахо­дится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.
Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)
А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гар­монию функции и формы в соответствии с особенностями челове­ческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:
- назначение - способность удовлетворять определенную по­требность человека; например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
- коммуникативная функция вещи - как бы коллективное со­общение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
- моделирующая функция вещи организует поведение потре­бителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуаль­ный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
- типологическая функция вещи - образец ряда, она представ­ляет целый класс вещей;
- репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
- декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.
И если инженерное проектирование дает конструктивное реше­ние вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.
При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:
1) технологичным, то есть изготовленным с наименьшими за­тратами времени, труда, средств и материалов;
2) прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без раз­рушения;
3) надежным, то есть безупречно работать длительное время;
4) экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.
При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходи­мо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.
Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструи­рования изделий. Рисунок 13 страница 23 учебника.
Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Отве­ты учащихся.)
Если изделие изготовлено из дерева, то это:
а) неэкономично;
б) непрочно;
в) браковано верхнее.
Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наи­лучший вариант.
Одним из приёмов конструирования является моделирование.
Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия. Создается модель, как и настоящее изделие по эскизам, техни­ческим рисункам и чертежам. Рисунок 14 страница 24 учебника.
Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).
III . Практическая работа (50 - 60 мин)

Выполнение заданий:
1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин)
2) Из примеров, представленных учителем выберите наилуч­ший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин)
3) Предложите другие варианты изделий.
Учитель перед началом выполнения практического задания на­поминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.
1. Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.
2. Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.
3. Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.
4. Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.
5. Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.
6. Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.
Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструмента­ми, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.
В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий: вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.
Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка - ответственная операция, от её точности зави­сит качество получаемого изделия, а также количество рас­ходуемого материала.
Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотип­ных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встречаться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда, Таким образом, уча­щихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроиз­водительным инструментом.
После того как учитель убе­дился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он да­ет им разрешение на установку за­готовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке второй группе.
Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно за­креплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демон­стрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.
Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улуч­шить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспо­соблений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.
Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасно­сти труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произ­вести точение заготовок (сверление).
Во время работы учитель обходит рабочие места, сле­дит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблю­дением правил безопасности труда и т. д. При необходи­мости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для мно­гих ребят, останавливает работу и проводит текущий инст­руктаж.
Кроме навыков правильных трудовых действий, у уча­щихся должны быть сформированы умения оценивать ка­чество выполнения отдельных операций. Отчасти это мож­но осуществить путём проведения специального инструк­тажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому уче­нику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методи­ческих приёмов, способствующих достижению этой цели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащих­ся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими дета­лей указанных на чертеже.
Распилив заготовки по длине, учащиеся со­гласно технологическим картам выполняют их точение и раз­метку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней опе­рации, они должны проверить правильность разметки.
В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки – теплопроводностью ; охлаждение – их конвекцией.
При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкции изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы детали, её элементов и размеров.
При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.
В конце занятия учитель вместе с несколькими учащи­мися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.

IV . Итог урока.
· Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин)
· Провести уборку помещения мастерской, (10 мин)

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить не­большие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.

Дистанционное обучение педагогов по ФГОС по низким ценам

Вебинары , курсы повышения квалификации , профессиональная переподготовка и профессиональное обучение . Низкие цены. Более 9600 образовательных программ. Диплом госудаственного образца для курсов, переподготовки и профобучения. Сертификат за участие в вебинарах. Бесплатные вебинары. Лицензия.

план конспект урока технологии в 6 классе.docx

Министерство образования и науки РФ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Знаменская средняя общеобразовательная школа №1

Минусинский район, Красноярский край

Разработал: учитель технологии Н.А. Витютнев

Аннотация к работе: План-конспект урока технологии в 6 классе

Цель:

Задачи урока:

План-конспект урока технологии в 6 классе

Тема: ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ КОНСТРУИРОВАНИЯ И МОДЕЛИРОВАНИЯ ИЗДЕЛИЙ ИЗ ДРЕВЕСИНЫ

Цель: изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.

Задачи урока: усвоение новых знаний и развитие познавательных способностей, овладение соответствующими умениями и навыками, развитие творческого мышления.

Оборудование в учебном классе: образцы изделий из древесины, таблицы с графическими изображениями изделий, наборы для конструирования и моделирования, компьютер, проектор, экран.

Оборудование в учебной мастерской: токарные станки для обработки древесины ТД-120, измерительные линейки, угольники, штангенциркули, стамески для токарных работ – для первого звена. Заготовки для щёток, линейки, карандаши, шило, сверлильный станок, капроновая нить, стамески, молотки – для второго звена.

Продолжительность занятия: 2 урока по 45 минут.

Структурные этапы урока:

Приветствие учителя, проверка посещаемости класса (3 мин)

I. Вводная часть. Повторение пройденного материала (5 – 7 мин)

1. Беседа по вопросам:

«Что необходимо знать о детали для её изготовления? Какие виды графических изображений вы знаете? Какое графическое изображение называют техническим рисунком? чертежом? эскизом? Чем они отличаются друг от друга? Выслушав ответы учащихся, учитель уточняет, дополняет и оценивает их.

2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем мудрые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде выдающихся личностей.

Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:

Лучше в совершенстве выполнить небольшую часть дела, чем

сделать плохо в десять раз более.

Аристотель

Кто работает с любовью, тот вносит поэзию во всякую работу.

Н. Г. Чернышевский

Истинное сокровище для людей - умение трудиться.

Эзоп

Только труд дает право на наслаждение жизнью.

Н. А. Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

П. Изложение программного материала (8 – 10 мин)

Иллюстративный рассказ.

Учитель . В технологии очень важно, если не главное, - разработать совершенную техническую конструкцию. Конструктивное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный технологический процесс, который включает в себя:

зрительное представление изделия;

составление эскизов, технических рисунков, чертежей;

подбор необходимого материала;

изготовление опытного образца;

испытание на прочность и работоспособность;

устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору приходится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство пользования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, создание гармоничной целостной формы, высоких эстетических качеств). Многовариантность в конструировании называют вариативностью . Вариативность присуща дизайну изделия – его конструкции и внешнему виду («дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок»).

Вариативность возможных конструкторских решений и художественного оформления представлена на рисунке 12 страница 22 учебника.

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложнейшей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой находится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся.)

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гармонию функции и формы в соответствии с особенностями человеческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

Назначение - способность удовлетворять определенную потребность человека; например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;

Коммуникативная функция вещи - как бы коллективное сообщение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;

Моделирующая функция вещи организует поведение потребителя; так, конвейер задаёт один режим работы, индивидуальный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;

Типологическая функция вещи - образец ряда, она представляет целый класс вещей;

Репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;

Декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование дает конструктивное решение вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

1) технологичным, то есть изготовленным с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов;

2) прочным, то есть выдерживать заданную нагрузку без разрушения;

3) надежным, то есть безупречно работать длительное время;

4) экономичным, то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходимо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструирования изделий. Рисунок 13 страница 23 учебника.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Ответы учащихся.)

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

а) неэкономично;

б) непрочно;

в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наилучший вариант.

Одним из приёмов конструирования является моделирование.

Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия, предназначенная для показа его устройства и принципа действия. Создается модель, как и настоящее изделие по эскизам, техническим рисункам и чертежам. Рисунок 14 страница 24 учебника.

Учитель демонстрирует различные модели (из имеющихся в мастерской).

III . Практическая работа (50 - 60 мин)

Выполнение заданий:

1) Из предложенных учителем наборов для конструирования учащимся необходимо сконструировать модель (выбор моделей произвольный), (5 мин)

2) Из примеров, представленных учителем выберите наилучший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента и изготовьте его на токарном станке по древесине, (40 мин)

3) Предложите другие варианты изделий.

Учитель перед началом выполнения практического задания напоминает о правилах безопасности при работе с режущим и колющим инструментом и о правилах безопасности при работе на токарном станке.

    Осторожно обращаться с резцами как имеющими острое лезвие.

    Перед включением станка убедиться, что он исправен и имеется защитный кожух, а инструмент правильно заточен и имеет прочно насаженную рукоятку.

    Заготовка должна быть выбрана без трещин и сучков и прочно закреплена на станке.

    Работать надо в защитных очках, в рабочей одежде и застёгнутыми рукавами, в головном уборе.

    Во время работы станка запрещается измерять заготовку, перемещать подручник и чистить станок.

    Удерживать резец при точении нужно только двумя руками.

Учитель сообщает о содержании данного занятия: учащиеся должны ознакомиться с основными инструментами, применяющимися в процессе изготовления изделия освоить приёмы работы ими, а также закрепить умения и навыки выполнения практической работы.

В беседе с шестиклассниками учитель закрепляет у них понятие о деформации как процессе изменения формы тела под действием приложенной силы. Ученики дают определение силы как физической величины, которая характеризует действие одного тела на другое, узнают различные виды деформации в процессе точения: в первый момент происходит сжатие материала, затем сдвиг и срез волокон древесины. В результате возникновения этих деформаций снимается стружка. Сущность процесса точения учитель объясняет на основе физических понятий: вращательное движение заготовки и поступательное движение резца вызывают деформацию материала заготовки и снятие стружки.

Излагая технические сведения, учитель отмечает, что разметка - ответственная операция, от её точности зависит качество получаемого изделия, а также количество расходуемого материала.

Затем учащиеся размечают заготовки для своих деталей. На этом этапе урока учитель должен обратить особое внимание на организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, соблюдение правил безопасности труда. В случае выявления однотипных ошибок следует остановить работу и провести текущий инструктаж. В ходе его учащимся сообщают, какие виды брака могут встречаться при разметке заготовки из-за неправильного выполнения тех или иных приёмов, объясняют причины возникновения брака и пути его предупреждения. Особо надо отметить, что некачественная разметка может сделать невозможной сборку изделия из-за несоответствия размеров стыкуемых деталей. В конечном итоге это приводит к большим потерям материалов и рабочего времени, снижению производительности труда, Таким образом, учащихся подводят к выводу о том, что профессия разметчика на производстве является очень важной и ответственной, она требует глубоких технических знаний для работы со сложными приборами и приспособлениями, высокопроизводительным инструментом.

После того как учитель убедился, что учащиеся правильно выполнили разметку, он дает им разрешение на установку заготовок в токарный станок для первой группы и на сверление на сверлильном станке второй группе.

Затем учащиеся приступают к практической работе. Перед началом её учитель напоминает, как правильно закреплять заготовку на токарном станке, показывает, как держать резец и устанавливать подручник станка. Демонстрирует рабочую позу, объясняет, какими должны быть движения резцом на разных этапах работы, какие правила безопасности труда необходимо соблюдать во время работы.

Отмечая сложности выполнения отдельных операций, учитель останавливается на роли приспособлений в технологическом процессе. Применение их позволяет повысить производительность труда, улучшить качество изделий, сделать труд более интересным и менее утомительным. Можно назвать некоторые из приспособлений, которые будут использовать и ученики в своей работе, объяснить их назначение и устройство.

Убедившись, что учащиеся усвоили правила безопасности труда, учитель разрешает им приступить к выполнению задания: по предварительно выполненной разметке произвести точение заготовок (сверление).

Во время работы учитель обходит рабочие места, следит за правильностью выполнения рабочих приёмов, соблюдением правил безопасности труда и т. д. При необходимости оказывает помощь отдельным учащимся. В случае выявления ошибок или затруднений, характерных для многих ребят, останавливает работу и проводит текущий инструктаж.

Кроме навыков правильных трудовых действий, у учащихся должны быть сформированы умения оценивать качество выполнения отдельных операций. Отчасти это можно осуществить путём проведения специального инструктажа во время практической работы. Однако один учитель не в состоянии оказать необходимую помощь каждому ученику в выявлении и устранении сделанных ими ошибок. Практика показывает, что одним из эффективных методических приёмов, способствующих достижению этой цели, является организуемый учителем взаимоконтроль учащихся. Например, при изготовлении ручек для инструмента школьники могут с помощью измерительной линейки и штангенциркуля проверить соответствие размеров изготавливаемых ими деталей указанных на чертеже.

Распилив заготовки по длине, учащиеся согласно технологическим картам выполняют их точение и разметку под заданный размер. Однако, прежде чем приступить к последней операции, они должны проверить правильность разметки.

В ходе практической работы по точению древесины ученики устанавливают причины нагрева резца и детали при обработке древесины, определяют способы теплопередачи: нагрев резца и заготовки – теплопроводностью ; охлаждение – их конвекцией.

При работе по чертежам деталей учитель проверяет умения учащихся читать чертежи и анализировать элементы конструкции изделий. Например, чтение чертежей шестиклассники должны выполнять в такой последовательности: определение надписей чертежа, общей формы детали, её элементов и размеров.

При анализе конструктивных элементов подростки определяют торцы, уступы, шипы, буртики, фаски и другие части. А также геометрические формы торцов и уступов, буртиков, конических фасок и фасонных поверхностей, образованных сочетанием различных поверхностей.

В конце занятия учитель вместе с несколькими учащимися (они выполняют функции контролёров) проверяет точность и качество обработки поверхностей и подводит итоги. Он отмечает ребят, успешно выполнивших задание, показывает наиболее удачные изделия, а также изделия с отдельными недостатками, объясняет причины их появления.

IV . Итог урока.

    Оценить ответы и работу учащихся, (5 мин)

    Провести уборку помещения мастерской, (10 мин)

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить небольшие сообщения на тему «Полезно знать и уметь». Разработать эскизы по своим вариантам изделий.

Тема урока : «Основы конструирования и моделирования изделий из древесины»
Цель:
Формирование навыков работы с древесиной
Развитие творческой фантазии учащихся.
Задачи:
Образовательная: научить детей конструировать кубик из спичек;
Воспитательная: научить общению в работе; познакомить с древнерусской культурой.
Развивающая: познакомить учащихся с русскими ремеслами.
Оборудование: древесина, станок СТД – 120, столярный инструмент, клей ПВА.
Тип урока:
практическая работа по конструированию подцветочника.
Технология:
Элементы технологии сотрудничества.
Роль учителя:
Координация деятельности учащихся.
Ход урока.
1. Оргмомент:
приветствие, проверка готовности к уроку, отсутствующие.
2. Объявление темы и целей урока.
Запись темы урока на доске и в тетрадях учащихся.
На доске записаны основные термины:
Качества изделия : Технологичность. Прочность. Надежность. Экономичность.
Цель:
Ребята, сегодня мы научимся делать подцветочник. Этот подцветочник станет основой для конструирования.
3. Вступительное слово учителя.
Конструирование – это один из этапов создания изделий (конструкция – в переводе с латинского «Устройство»).
Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта. Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей. Затем подбирают необходимые материалы.
Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.
Изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.
Вы видите на доске основные понятия, характеризующие качества изделия.
Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.
Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.
Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.
Экономичным считают изделие, которое при использовании не требует дополнительных ресурсов.
4. Подготовка заготовки для точения

    отрезка заготовки по длине с учетом припусков на тор­цах,

    осмотр ее внешнего со­стояния, разметку центров вращения заготовки;

    прида­ние заготовке формы близ­кой к цилиндрической. Если заготовка имеет форму квадрата, то для нахождения центров вращения на торцах проводят диагонали и на их пересечении шилом накалывают отверстия, Затем рубанком сострагивают ребра, придавая заготовке форму восьмигранника.

    Пос­ле этого заготовку крепят на станке.

5. Наладка и настройка станка . Проверяют работу станка на холостом ходу. Подготавливают и надеж­но закрепляют обрабатываемую заготовку. Подручник настраивают и надежно крепят так, чтобы расстояние от него до обрабатываемой поверхности заготовки состав­ляло 2 ...3 мм. Для проверки зазора заготовку поворачи­вают вручную на 2...3 оборота.
Для точения древесины применяют различные стамески и другие режущие инстру­менты.
Желобчатые, полукруглые ста­мески применяют для чер­новой обработки заготовок, а косые стамески применяют для чистовой, окончательной обработки по­верхностей, а также для подрезания торцов и вытачива­ния конусов. Режущая часть токарных резцов называемая лез­вием, имеет клиновидную форму и состоит из передней и задней поверхностей, а также режущей кромки.
Точение заготовки . Перед точением надевают защитные очки, вклю­чают станок, берут стамеску в правую руку, устанавли­вают на подручник, не касаясь заготовки, и прижимают ее к подручнику левой рукой сверху.
Вначале выполняют черновое (грубое) точение. Медленно подводят лезвие к вращающейся заготовке и снимают стружку серединой лезвия полукруглой стамески. Затем плавно перемещают стамеску влево или вправо, срезая слой древесины левой или правой частью закругленного лезвия.
Для чистового точения заготовки оставляют при­пуск 2...4 мм на сторону. Чистовое точение выполняют косой стамеской. Стамеску опирают на подручник реб­ром со стороны тупого угла и направляют режущей кромкой в сторону ее движения.
Тонкую стружку срезают только серединой режу­щей кромки. Ни в коем случае не допускайте врезания в заготовку острого угла стамески. Это может привести к выбросу стамески и травмированию.
Подрезают торцы заготовок косой стамеской и вырезают их.
Точат изделия с большего диаметра на меньший. Так лучше и чище подрезаются волокна древесины.
Контроль размеров заготовки осуществляют кронциркулем или штангенциркулем только после отключения станка и полной остановки шпинделя.
Прямолинейность поверхностей проверяют на просвет путем накладывания линейки на деталь.
При необходимости деталь обрабатывают шлифо­вальной шкуркой, опоясав ею заготовку и удерживая концы шкурки руками. Шлифовать можно также шли­фовальной колодкой.
Хорошие результаты дает полирование сухой дета­ли бруском из более твердой древесины. При этом на поверхности заготовки от нагревания расплавляется целлюлоза, входящая в состав древесины, и обволаки­вает тонким слоем обработанную поверхность. Перегрев в зоне полирования дает декоративную отделку в виде подгоревшей древесины.
Перед отрезанием обработанной заготовки станок останавливают . Линейкой и карандашом делают размет­ку отрезаемой заготовки. Затем включают станок, опус­кают косую стамеску на подручник острым углом (носком) вниз и выполняют в различных местах надрез глубиной на 2...3 мм. Затем ставят стамеску тупым углом (пяткой) на подручник и режущей кромкой, как при чистовом точении, срезают на конус концевую часть за­готовки до надреза. Эти переходы выполня­ют многократно, постепенно углубляясь в заготовку, по­ка не образуется тонкая "шейка" диаметром 8... 10 мм.
Не следует допускать перерезания заготовки, так как надо еще зачистить торец движением стамески к центру вращения таким же способом, как и выполнялся надрез. Аналогично подрезают торец с другого конца заготовки.
После остановки станка заготовку снимают, мел­козубой пилой отрезают шейки и торцы зачищают наж­дачной бумагой.

6.Самостоятельная работа (если все уч-ся не поместятся возле станка - Разделить на две группы – одни работают на станке, вторые подготавливают каркас подцветочника к сборке. После вытачивания стоек начинается сборка на клею деталей подцветочника. Затем стойки покрывают лаком.
7.Текущий инструктаж. Индивидуальный, фронтальный в случае необходимости при повторении ошибок.

8.Самостоятельная работа. (Со стороны учителя контроль над выполнением работы и выполнением правил т/б, помощь при неправильном выполнении технологических операций, контроль за состоянием крепления заготовки.)

9. Экономический подсчёт.

1. ДВП – бесплатно.

2. Брусок 50*50 – 130 тенге.

3. Клей ПВА – 50тенге.

4. Лак – 80тенге.

5. Электроэнергия – 70тенге.

Итого: 330тенге.
10.Заключительный инструктаж.
Уборка рабочих мест. Оценка работы уч-ся.
11. Закрепление.
Работа класса – вопросы по теме задаются одному из учащихся всем классом, поочередно, по одному вопросу.
12.Итог урока. Оценки (за правильность выполнения точения, за сборку изделия, соблюдение правил т/б, за устные ответы).

Цель :

  1. изучить с учащимися элементы и последовательность конструирования и моделирования изделий.
  2. развивать осмысленное чтение чертежей. в)воспитыввать трудолюбие.

Оборудование : образцы изделий из древесины.

Ход урока

I . Повторение пройденного материала .

1. Беседа по вопросам:

Какие размеры проставляются на чертеже детали призмати­ческой формы?

Какие чертежи называются сборочными?

В какой последовательности читается сборочный чертеж?

2. Дидактическое упражнение «Читаем и обсуждаем муд­рые мысли».

Описание. На доске записаны высказывания о труде вы­дающихся личностей.

Учитель выразительно читает их, затем предлагает учащимся самостоятельно поразмыслить над ними и высказать свое мнение, отношение к их содержанию, вложенному смыслу.

На доске:

  • Истинное сокровище для людей - умение трудиться.
    Эзон
  • Только труд дает право на наслаждение жизнью.
    Н . А . Добролюбов

3. Сообщение темы и цели урока.

II. Изложение программного материала.

Иллюстративный рассказ.

Учитель. В технологии очень важно, если не главное, - раз­работать совершенную техническую конструкцию. Конструктив­ное решение вещи выполняет инженерное проектирование.

Конструирование - это разработка конструкции изделия. Конструирование - это сложный и многооперационный техно­логический процесс, который включает в себя:

  • зрительное представление изделия;
  • составление эскизов, технических рисунков, чертежей;
  • подбор необходимого материала;
  • изготовление опытного образца;
  • испытание на прочность и работоспособность;
  • устранение недостатков.

Чтобы получить красивое изделие, вместе с тем простое и безопасное в эксплуатации, а также модное, конструктору прихо­дится рассматривать множество вариантов изделий, учитывать комплекс функциональных условий и требований (удобство поль­зования, максимальное соответствие условиям эксплуатации, соз­дание гармоничной целостной формы, высоких эстетических ка­честв).

Любая вещь, от простого рабочего инструмента до сложней­шей аппаратуры, от детской игрушки до космического корабля, выступает как элемент сложной системы, в центре которой нахо­дится человек. Дизайн может начинаться с модернизации старой или создания новой вещи, но завершается его работа эстетической организацией всей предметной среды и согласованием «второй природы» - порождения техники с естественной природой в одно гармоничное целое.

Попытайтесь ответить на вопрос: чем отличается дизайн от инженерного проектирования? (Ответы учащихся .)

А теперь попробуем разобраться вместе. Дизайнер ищет гар­монию функции и формы в соответствии с особенностями челове­ческого восприятия. Его подход к вещи значительно шире, чем у конструктора. Он учитывает разнообразнейшие функции вещи:

  • назначение - способность удовлетворять определенную по­требность человека;, например, ложка - приспособление для еды, магнитофон - устройство воспроизведения звукозаписи;
  • коммуникативная функция вещи - как бы коллективное со­общение производителя будущим потребителям; по продукции будут судить потомки об уровне развития нашего производства;
  • моделирующая функция вещи организует поведение потре­бителя; так, конвейер задает один режим работы, индивидуаль­ный станок - другой; одна и та же посуда за праздничным и за будничным столом вызывает разное к ней отношение;
  • типологическая функция вещи - образец ряда, она представ­ляет целый класс вещей;
  • репрезентативная функция вещи - представление человека во внешнем мире;
  • декоративная функция (как части предметной среды) вещи представляет собой декорацию, на фоне которой проходит наша деятельность.

И если инженерное проектирование дает конструктивное реше­ние вещи, то художественное проектирование организует формы предмета на основе всех его связей и функций. Форма изделия имеет определенную самостоятельность, она призвана не только показать функцию, но и произвести эстетический эффект.

При конструировании изделия необходимо, чтобы оно было:

  1. технологичным , то есть изготовленным с наименьшими за­тратами времени, труда, средств и материалов;
  2. прочным , то есть выдерживать заданную нагрузку без раз­рушения;
  3. надежным , то есть безупречно работать длительное время;
  4. экономичным , то есть в процессе изготовления не требует дополнительных затрат.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важ­но, чтобы их получилось как можно больше, а для этого необходи­мо учитывать их правильное (экономное) размещение и разметку.

Давайте рассмотрим примеры разметки и варианты конструи­рования изделий.

Как вы думаете, какой из них оптимальный и почему? (Отве­ты учащихся .)

Если изделие изготовлено из дерева, то это:

  • а) неэкономично;
  • б) непрочно;
  • в) браковано верхнее.

Вывод: вариант изготовления из многослойной фанеры - наи­лучший вариант.

Одним из приемов конструирования является моделирование .

Модель - уменьшенная или увеличенная копия изделия.

Создается модель как и настоящее изделие по эскизам, техни­ческим рисункам и чертежам.

III. Практическая работа.

Выполнение заданий:

  1. Из примеров, выберите наилуч­ший, на ваш взгляд, вариант рукоятки для столярного и слесарного инструмента.
  2. Создайте эскиз и технические рисунки выбранного вами из­делия.
  3. Предложите другие варианты изделий.

IV. Итог урока.

Оценка практической работы учащихся.

Домашнее задание: подобрать материал и подготовить не­большие сообщения на тему «Полезно знать и уметь».


Р е ц е н з е н т

С о с т а в и т е л ь

Ю. В. Ложкин , кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология промышленной и художественной обработки материалов»

В учебно-методическом пособии сформулированы требования, которым должны отвечать курсовые работы по дисциплине «Технологии изготовления художественных изделий из древесины и древесных материалов», определен объем и порядок выполнения расчетных и графических работ, даны указания по оформлению чертежей, принципы расчета необходимых материалов и комплектующих на единицу изделия.

© Ижевский государственный

технический университет, 2014

© Ложкин Ю. В., составление, 2014


ВВЕДЕНИЕ

Назначение курсовой работы по дисциплине «Технологии изготовления художественных изделий из древесины и древесных материалов» – закрепить знания студентов, полученные на лекциях по данным курсам, и дать им некоторые навыки по проектированию художественных изделий из древесины и древесных материалов.

Цель дисциплины – изучение способов конструирования и технологий их применения при разработке различных видов мебели и предметов интерьера.

При изучении дисциплин решаются следующие задачи:

Знакомство с конструктивными и технологическими особенностями изготовления предметов мебели;

Обоснование выбора типа соединений, их проектирование и расчет;

Оформление чертежей и другой конструкторско-технологической документации на изделие;

Оценка художественной и эстетической значимости принятого решения.

Получив задание на выполнение курсовой работы, определившись с темой, студенты представляют варианты художественных изделий в виде эскизов, набросков, зарисовок. Выбираются рациональные, технологичные и прочные соединения. В качестве темы курсовой работы необходимо предлагать реальные проекты изделий, которые могут найти применение в жизни человека, нести функциональную или декоративную роль в интерьере или экстерьере.

Каждая работа должна отличаться неповторимостью, эксклюзивностью. Но в то же время проектируемое изделие может быть предложено в мелкосерийное или серийное производство. Разрабатываемое изделие должно быть безопасным, эргономичным, эстетичным, простым в эксплуатации, ремонте и обслуживании, доступным для покупателя.

При разработке изделия должны быть учтены следующие требования:

Актуальность, новизна, востребованность изделия;

Современный дизайн;

Прочность, надежность, долговечность;

Технологичность;

Функциональность;

Экономичность (использование доступных материалов и простота изготовления изделия).

При проектировании студенты должны опираться на различные методы конструирования, на способы обработки материалов, использовать современные материалы и технологии, учитывать новейшие разработки в области конструирования и проектирования мебели. В процессе проектирования студенты посещают консультации, отчитываются о выполненной работе перед руководителем, который проверяет правильность принятого решения, оказывает помощь и дает рекомендации по конструктивному оформлению, технологии изготовления, оформлению чертежей и другой конструкторской документации.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Объектами проектирования являются различные виды мебели, предметы интерьера. При изучении курса «Технологии изготовления художественных изделий из древесины и древесных материалов» студентом выполняется курсовая работа, которая способствует углублению теоретических знаний студента, приобретению навыков конструирования изделий из древесины и древесных материалов, работы со стандартами, нормативно-справочной литературой и практическому решению задач инженерного профиля.

Курсовая работа состоит из нескольких разделов, которые выполняются в следующей последовательности:

1) разработка конструкции изделия;

2) расчет материалов на одно изделие;

3) разработка технологического процесса;

4) выбор технологического оборудования.

При конструировании изделий мебели студентами должен решаться ряд задач, таких как:

а) выбор вида изделия и его архитектурно-художественного оформления;

б) размеры изделия;

в) применяемые материалы;

г) конструкция изделия, технологичность его изготовления в условиях индивидуального и мелкосерийного производств;

д) удобство пользования изделием;

е) прочность и долговечность и др.

Прежде чем приступить к конструированию изделия, необходимо подробно ознакомиться с конструкциями и особенностями подобных изделий, а также знать различные виды соединений деталей из древесины и древесных материалов.

Задание может носить научно-исследовательский характер и должно быть связано с современными разработками в области различных технологий изготовления мебели, ее элементов, способов декорирования, оборудования для изготовления изделий или элементов мебели.

Курсовая работа начинается с составления технического задания на проектируемое изделие или устройство.

Получив задание на курсовую работу, студенты по литературным источникам, ГОСТам, типовым проектам, каталогам, журналам, экспонатам выставок и музеев, патентам и авторским свидетельствам на промышленные образцы знакомятся с конструкциями аналогичных изделий.

В процессе ознакомления уточняются:

Назначение изделия, условия его эксплуатации;

Конструкция изделия и его основных узлов, материалы деталей изделия и характер их обработки;

Виды соединений, варианты выполнения соединений отдельных деталей, их достоинства и недостатки;

Методика расчета мебели и ее узлов на прочность;

Последовательность сборки (разборки) изделия;

Выбор защитно-декоративного покрытия;

Технология изготовления изделия;

Упаковка, транспортировка изделия;

Графическое оформление и состав проекта.

Техническое задание может быть выбрано из разделов:

– «Мебель из древесных материалов»;

– «Мебель из натуральной древесины»;

– «Мебель с использованием металлических элементов (на металлокаркасе)»;

– «Трансформируемая мебель»;

– «Складная мебель»;

– «Мебель с применением гнутых или гнуто-клееных элементов».

Примерные темы для курсовых работ:

– «Разработка конструкции стула» (например, брусковая конструкция, с токарными элементами, с мягкими элементами, складной стул и т. д.);

– «Разработка конструкции полки» (например, с гнутыми или гнуто-клееными элементами, открытая конструкция или с дверцами и т. п.);

– «Разработка конструкции кресла» (например, кресло-качалка, мягкое кресло, плетеное кресло, с гнутыми или гнуто-клееными элементами и т. п.);

– «Разработка конструкции стола» (например, раздвижной, кухонный, письменный, прикроватный, журнальный и т. п.);

– «Разработка конструкции сервировочного стола».

Изучив материалы, студенты составляют техническое задание на проектируемое изделие. Техническое задание устанавливает основное назначение, технические характеристики проектируемого изделия, показатели качества и технико-экономические требования, предъявляемые к разрабатываемому изделию, выполнение необходимых стадий разработки конструкторской документации, ее состав, а также специальные требования к изделию. Исходя из служебного назначения, серийности производства и технологичности изготовления приводится выбор конструкции изделия, материалов его деталей. Рассматриваются нагрузки, действующие в местах соединения отдельных узлов и элементов. Принимаемые в техническом задании параметры изделия, его деталей подтверждаются расчетами.

Курсовая работа состоит из иллюстративно-графической части и расчетно-пояснительной записки.

Иллюстративно-графическаячасть работы включает в себя рисунок, эскиз или трехмерную модель художественного изделия, его сборочный чертеж (с размещением на сборочном чертеже аксонометрических проекций изделия), 2-3 чертежа сборочных единиц, чертежи деталей (по согласованию с руководителем) и макет, выполненный в уменьшенном масштабе (М 1:5 или 1:10). Сборочный чертеж может быть видоизменен и представлен в виде шаблонов изделия в трех проекциях и в натуральную величину.

Объем расчетно-пояснительной записки должен быть не менее 30–40 листов формата 210×297 мм (А4). Текст набирается на компьютере шрифтом Times New Roman, размер шрифта 14, интервал полуторный.

В состав пояснительной записки должны входить следующие разделы:

«Введение»;

«Художественный раздел» (техническое описание изделия);

«Проектный раздел» (конструкция и материалы);

«Технологический раздел» (структурная схема и спецификация составных частей изделия);

«Расчет материалов и комплектующих на одно изделие»;

«Заключение (выводы по работе);

«Список литературы»;

«Приложения» (эскизы, поисковые варианты разрабатываемого изделия, конструкторско-технологическая документация и т. п.).

Во введении обосновывается востребованность разрабатываемого художественного изделия, актуальность его проектирования и производства на основе изучения рыночной ситуации, перспектив развития спроса и предложения. Излагается цель разработки проекта, основные требования к изделию: современный дизайн, удобство сборки и простота эксплуатации, технологичность изготовления и экономичность производства.

В художественном разделе рассматриваются аналогичные теме курсовой работы изделия, их конструкция, способы соединения элементов. Проанализировав преимущества и недостатки прототипов, предлагается собственная идея, отличающаяся новизной, современным дизайном, экономичностью, технологичностью и т. п. Выполняется техническое описание изделия. Приводится общий вид и основные размеры.

В проектном разделе обосновывается конструкция изделия с учетом требований задания на проектирование – эстетичности, функциональности, технологичности и экономичности производства. Описывается устройство изделия и, при необходимости, его работа. Выбираются материалы деталей изделия, соединения, защитно-декоративные покрытия. Приводится последовательность сборки изделия, отдельных узлов, способ упаковки и транспортировки изделия.

В технологическом разделе описываются технологические процессы изготовления изделия, выбираются оборудование и инструменты для изготовления, рассматривается технология получения соединений, проводятся расчеты соединений.

В разделе «Расчет материалов и комплектующих на одно изделие» приводятся: раскрой плитных и листовых материалов; расчет клеевых материалов, метизной продукции, комплектующих изделий.

В заключение описывается, какие художественные и технические решения, принятые в курсовой работе, обеспечили выполнение требований задания на проектирование: востребованность изделия, современный дизайн, технологичность и т. п. Приводятся выводы по работе.

В списке литературы указываются те источники, которые непосредственно были использованы при разработке и проектировании изделия. Оформление списка литературы осуществляется в соответствии со стандартом по библиографическому описанию (ГОСТ 7.1–2003).

В приложении приводятся чертежи и спецификации изделия, поисковые варианты и т. п.

ОФОРМЛЕНИЕ РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ

Вписывать рукописным способом в текстовые документы отдельные слова, формулы, условные знаки, а также выполнять иллюстрации следует черными чернилами, пастой или тушью.

Разделы, как и подразделы, могут состоять из одного или нескольких пунктов.

Если документ не имеет подразделов, то нумерация пунктов в нем должна быть в пределах каждого раздела и номер пункта разделен точкой. В конце номера пункта точка не ставится, например:

1. Типы и основные размеры

Нумерация пунктов первого раздела документа

2. Технические требования

Нумерация пунктов второго раздела документа

Таблицы должны быть помещены в тексте после абзацев, содержащих ссылку на них, или как можно ближе к ссылке. Допускается размещать таблицы не далее, чем на следующей после ссылки странице. Если таблиц более одной, они нумеруются. Нумерация допускается сквозная или по разделам (главам).

Перед таблицей (справа) печатается слово Таблица . Точка после номера таблицы не ставится. Название таблицы печатается по центру следующей строки.

Иллюстрации тесно связаны с текстом, они поясняют и облегчают восприятие текста. Их необходимо располагать как можно ближе к месту ссылки, желательно, на той же странице. В тексте записки на рисунок обязательно должна быть ссылка. Нумерация рисунков сквозная или по разделам (главам). Рисунки необходимо снабдить подрисуночными надписями, например:

Рис. 1 . Эскиз изделия с основными размерами

При ссылках на иллюстрации, таблицы, главы, разделы с указанием их номера в тексте записки обязательны сокращения; без указания номера эти слова (рисунок, таблица, глава и т. п.) пишут в тексте полностью.

Формулы в пояснительной записке располагают на середине строки, после формулы ставят запятую, с новой строки пишут слово где и приводят перечень всех применяемых в формуле символов с расшифровкой их значения и указанием размерности. Перечень располагают в виде колонки или в подбор, символ отделяют от его расшифровки знаком « – ». Нумерация формул – арабскими цифрами в правый край.

Пример

При изгибе образцов прямоугольного сечения сосредоточенной силой упругие напряженияs в крайнем растянутом волокне определяют по формуле

где Р – изгибающая сила, Н; L – расстояние между опорами, мм; b – ширина образца, мм; h – высота образца, мм.

Оформление титульного листа

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Ижевский государственный технический университет

имени М.Т. Калашникова»

(ФГБОУ ВПО «ИжГТУ имени М.Т. Калашникова»)

Кафедра «Технология промышленной и художественной обработки материалов»

РАСЧЕТНО-ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к курсовой работе

по дисциплине

«Технологии изготовления художественных изделий из древесины и

древесных материалов»

Тема __________________________

Выполнил: _______________ Фамилия И. О.

студент, группа

Проверил: _______________ Фамилия И. О.

ученое звание, должность

Ижевск 20 г.


Требования, предъявляемые к предметам мебели

К предметам мебели предъявляется комплекс требований следующего характера:

– эксплуатационного;

– функционального;

– художественно-эстетического;

– технико-экономического.

К эксплуатационным относятся требования высокой прочности, формоустойчивости и долговечности изделий.

Функциональные требования обусловливают рациональность конструкции по форме, размерам и удобству пользования изделием.

К художественно-эстетическим требованиям относятся внешняя и внутренняя отделка изделий, цветовая гамма, гармоничность данного изделия с другими изделиями помещения.

К технико-экономическим относятся требования наименьшей материалоемкости, технологичности конструкции, низкой себестоимости изделий и их высокого качества.

Требования к изделиям также зависят от их вида, назначения и условий эксплуатации, которые необходимо учитывать при проектировании.

Предметов мебели из древесины и древесных материалов очень много.

По назначению мебель подразделяется:

– на бытовую – спальная, столовая, гостиная, кухонная, детская, подсобная, встроенная и др.;

– для общественных зданий – школьная, медицинская, театральная, торговая и др.

Кухонная мебель эксплуатируется в условиях, где постоянно меняются температура и влажность. Рабочие поверхности крышек столов могут контактировать с различными агрессивными веществами (соль, кислота, щелочь), кроме этого на них приготавливают пищу. Поэтому кухонную мебель необходимо изготавливать с непрозрачными стойкими покрытиями светлых тонов.

Это обстоятельство позволяет конструктору применять для кухонной мебели более низкосортную и дешевую древесину и древесные материалы и использовать наиболее простые способы соединения деталей и сборочных единиц. По гигиеническим соображениям кухонная мебель должна быть простой, с возможно меньшим количеством выступов для облегчения ухода за ней. Такие же требования предъявляются и к медицинской мебели.

К школьной мебели, помимо общих требований, предъявляются специальные требования, учитывающие разный рост учащихся. Такая мебель должна быть трансформирующейся.

Для деталей сложной формы применяют гнутые элементы из цельной древесины и гнуто-клееные элементы из шпона. Для облицовывания используют натуральный и синтетический шпон или готовые ламинированные плиты.

В каждом конкретном случае конструктор должен изучать и знать требования, предъявляемые к данному виду изделия.

Технологичность изделий

На стадии разработки конструкции изделия необходимо учитывать технологичность изделия, которая характеризуется затратами труда, средств, материалов, времени и общей эффективности организации процесса производства изделия на всех его стадиях.

Закладывая высокую технологичность изделия на стадии его конструирования можно обеспечить рост эффективности всех последующих стадий организации его производства в повышении производительности труда и возможности увеличения выпуска продукции без дополнительных затрат средств и времени.

Практика показывает, что около 80 % уровня технологичности изделия достигается при разработке эскизного и технического проектов, а 20 % – на стадии от опытного образца до серийного выпуска изделия. Технологичность изделия – комплексная составляющая, основными показателями которой являются трудоемкость и технологическая себестоимость.

Все расчеты сводятся в таблицы (расчетные ведомости). Исходными данными для расчетов являются чертежи на изделие, а также спецификация составных частей изделия.

Спецификация на материалы

На основании выполненных расчетов составляют спецификацию на материалы, которая может служить заявкой на комплектование материалов для изготовления изделия. Оформляется спецификация по табл. 13.

Таблица 13 – Спецификация лесоматериалов для изготовления (количество и наименование изделия)

№ п/п Наименование материала ГОСТ Порода, тип Сорт Размеры, мм Количество
длина ширина толщина м 3 , м 2 шт.

Необходимо учитывать, что около 65 % крупных кусковых отходов и отходов в виде стружки может быть использовано в производстве древесностружечных плит, сувенирной продукции, игрушек и прочих малогабаритных изделий, а также в качестве топлива.

Расчет клеевых материалов

Расчет расхода клеевых материалов выполняется в определенной последовательности:

– вычисляется площадь поверхности склеивания в изделии по группам сложности;

– определяются вид клея и условия склеивания;

– по нормативам расхода клея рассчитывается потребность в клеевых материалах для изготовления изделия.

Расчет площадей склеивания поверхностей выполняют по табл. 14.


Таблица 14 – Расчет склеиваемых поверхностей на ______________________

(наименование изделия)

Марка клея Способ склеивания Способ нанесения клея. Наименование детали, на которую наносится клей Наименование склеиваемых деталей Размеры склеивае-мых поверхностей, мм Число поверхностей детали Число деталей в изделии, шт Площадь одной поверхности, м 2 Площадь в изделии, м 2
длина ширина

Расчет расхода клеевых материалов выполняют по табл. 15, 16.

Таблица 15 – Норматив расхода клея, кг/м 2

Таблица 16 – Расчет расхода клеевых материалов на _______________________

(наименование изделия)

ОФОРМЛЕНИЕ КОНСТРУКТОРСКО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ

ДОКУМЕНТАЦИИ

Конструкторско-технологическая документация в основном состоит из чертежей, таблиц, схем. Основными чертежами являются: сборочный чертеж, чертежи сборочных единиц, чертежи деталей.

Сборочная единица – изделие, составные части которого подлежат соединению между собой на предприятии-изготовителе сборочными операциями (свинчиванием, сочленением, клепкой, сваркой, пайкой, опрессовкой, развальцовкой, склеиванием, сшивкой, укладкой и т. п.), например: узел автомобиля, часть станка, телефонный аппарат, микромодуль, редуктор, сварной корпус, маховичок из пластмассы с металлической арматурой.

К сборочным единицам также относятся:

Изделия, для которых конструкцией предусмотрена разборка их на составные части предприятием-изготовителем, например для удобства упаковки и транспортирования;

Совокупность сборочных единиц и(или) деталей, имеющих общее функциональное назначение и совместно устанавливаемых на предприятии-изготовителе в другой сборочной единице, например: электрооборудование станка, автомобиля, самолета; комплект составных частей врезного замка (замок, запорная планка, ключи);

Совокупность сборочных единиц и(или) деталей, имеющих общее функциональное назначение, совместно уложенных на предприятии-изготовителе в укладочные средства (футляр, коробку и т. п.), которые предусмотрено использовать вместе с уложенными в них изделиями, например: готовальня, комплект концевых плоскопараллельных мер длины.

Сборочный чертеж должен содержать наименьшее, но необходимое количество видов, сечений, разрезов, дающих полное представление о конструкции изделия. На сборочном чертеже указываются габаритные, присоединительные и установочные размеры, размеры для справок, позиции деталей и сборочных единиц, выносные элементы, условности и упрощения.

Деталь – изделие, изготавливаемое из однородного по наименованию и марке материала без применения сборочных операций, например: валик из одного куска металла, литой корпус; пластина из биметаллического листа; печатная плата; маховичок из пластмассы (без арматуры); отрезок кабеля или провода заданной длинны. Эти же изделия, подвергнутые покрытиям (защитным или декоративным), независимо от вида, толщины и назначения покрытия, или изготовленные с применением местной сварки, пайки, клепки, сшивки и т. п., например, винт, подвергнутый хромированию; трубка, спаянная или сваренная из одного куска листового материала; коробка, склеенная из одного куска картона.

Рабочие чертежи разрабатывают, как правило, на все детали, входящие в состав изделия.

На чертежах деталей указывается минимальное, но понятное количество видов, сечений, разрезов, дающих полное представление о форме детали. Указываются все размеры, необходимые для изготовления детали (рис. 3) или выполнения соединения (рис. 4).

При оформлении чертежей деталей из таких материалов, как дерево, металл, стекло и др., существуют некоторые отличия и особенности. Например, если из стекла выполняется деталь в виде столешницы, у которой кромки ничем не закрываются, а только обрабатываются, целесообразно на чертеже указывать отклонение от параллельности и(или) перпендикулярности для точного изготовления детали.

Рисунок 3 – Чертеж детали из древесины

Рисунок 4 – Обозначение клеевого соединения деталей на чертеже

Допускается не выполнять чертежи:

На детали, изготовляемые из фасонного или сортового материала отрезкой под прямым углом, из листового материала отрезкой по окружности, в том числе с концентрическим отверстием или по периметру прямоугольника без последующей обработки;

Одну из деталей изделия в случаях, указанных в требованиях к выполнению отдельных видов сборочных чертежей;

Детали изделий с неразъемными соединениями (сварных, паяных, клепаных, склеенных, сбитых гвоздями и т. п.), являющихся составными частями изделий единичного производства, если конструкция такой детали настолько проста, что для ее изготовления достаточно трех-четырех размеров на сборочном чертеже или одного изображения такой детали на свободном поле чертежа;

Детали изделий единичного производства, форма и размеры которых (длина, радиус сгиба и т. п.) устанавливаются по месту, например: отдельные части ограждений и настила, отдельные листы обшивки каркасов и переборок, полосы, угольники, доски и бруски, трубы и т. п.;

Покупные детали, подвергаемые антикоррозионному или декоративному покрытию, не изменяющему характер сопряжения со смежными деталями.

Необходимые данные для изготовления и контроля деталей, на которые не выпускают чертежи, указывают на сборочных чертежах и в спецификации.

На чертежах деталей и в спецификации условные обозначения материала должны соответствовать обозначениям, установленным стандартами на материал. При отсутствии стандарта его обозначают по техническим условиям.

Допускается в условном обозначении материала не указывать группу точности, плоскостность, вытяжку, обрезку кромок, длину и ширину листа, ширину ленты и другие параметры, если они не влияют на эксплуатационные качества изделия (детали). При этом общая последовательность записи данных, установленных стандартами или техническими условиями на материалы, должна сохраняться.

В основной надписи чертежа детали указывают не более одного вида материала. Если для изготовления детали предусматривается использование заменителей материала, то их указывают в технических требованиях чертежа или технических условиях на изделие.

Если форма и размеры всех элементов определены на чертеже готовой детали, развертку (изображение, длину развертки) не приводят.

Когда изображение детали, изготовляемой гибкой, не дает представления о действительной форме и размерах отдельных ее элементов, на чертеже детали помещают частичную или полную ее развертку. На изображении развертки наносят только те размеры, которые невозможно указать на изображении готовой детали.

Номера позиций

На сборочном чертеже все составные части сборочной единицы нумеруют в соответствии с номерами позиций, указанными в спецификации этой сборочной единицы. Номера позиций наносят на полках линий-выносок, проводимых от изображений составных частей.

Номера позиций указывают на тех изображениях, на которых соответствующие составные части проецируются как видимые, как правило, на основных видах и заменяющих их разрезах.

Номер позиций располагают параллельно основной надписи чертежа вне контура изображения и группируют в колонку или строчку по возможности на одной линии.

Номер позиций наносят на чертеже, как правило, один раз. Допускается повторно указывать номера позиций одинаковых составных частей.

Размер шрифта номеров позиций должен быть на один-два номера больше, чем размер шрифта, принятого для размерных чисел на том же чертеже.

Масштаб чертежей

При выполнении чертежа обязательно применение масштаба. Рекомендуется использовать следующие масштабы:

Масштабы уменьшения – 1:2, 1:2,5; 1:4, 1:5, 1:10, 1:15, 1:20, 1:25, 1:40, 1:50, 1:75, 1:100, 1:200, 1:400, 1:500, 1:800, 1:1000;

Натуральная величина – 1:1;

Масштабы увеличения – 2:1, 2,5:1, 4:1, 5:1, 10:1, 20:1, 40:1, 50:1, 100:1.

Клеевые соединения

Склеиванием соединяют детали из однородных и разнородных материалов. Различают природные и синтетические клеи, клеи холодного и горячего отверждения.

Технология создания клеевых соединений состоит:

Из подготовки склеиваемых поверхностей деталей путем очистки их от пыли;

Обезжиривания и образования шероховатой поверхности;

Нанесения клея на поверхности и сборки деталей соединения;

Выдержки соединения при требуемых давлении и температуре.

Клеевые соединения обладают рядом достоинств:

Возможностью соединения деталей из разнородных материалов, в том числе из тонколистовых, не поддающихся сварке и пайке;

Герметичностью, обеспечиваемой непрерывной клеевой пленкой;

Высокой коррозионной стойкостью;

Хорошим сопротивлением усталости.

К недостаткам клеевых соединений относят:

Низкую прочность при неравномерном отрыве (отдире);

Ограниченную теплостойкость;

Зависимость прочности соединения от сочетания материалов склеиваемых деталей, температуры склеивания и условий работы соединения;

Требование точной пригонки поверхностей склеиваемых деталей.

В зависимости от конструкции изделия и назначения клеевые швы испытывают различные нагрузки.

Конструкции клеевых соединений аналогичны паяным. Зазоры в нахлесточных и стыковых соединениях образуются вследствие прижатия деталей в процессе склеивания. В зависимости от вязкости клея зазоры составляют 0,05…0,10 мм, для клеев с наполнителями – 0,10…0,20 мм.

На рис. 6 представлен пример обозначения клеевого соединения на чертеже по ГОСТ. Допускается указывать обозначение клея, размеры клеевого шва в технических требованиях чертежа. В этом случае на самом чертеже изображается стрелка с условным обозначением клеевого шва.

Рисунок 6 – Клеевое соединение на шканты круглые вставные:

размеры по чертежу, толщина слоя клея определена указанной посадкой

При проектировании изделий необходимо руководствоваться грамотным выбором посадок, которые могут быть с зазором, с натягом или переходными. От правильного выбора зависит надежность соединения и изделия, долговечность, износостойкость, экономичность и т. п. Посадки широко применяются в конструкционных материалах – металлах и сплавах, пластмассах, древесине. Большое разнообразие посадок применяется в соединениях металлических деталей.

Точность обработки изделий

Под точностью обработки понимают степень соответствия изготовленной детали чертежу и техническим условиям. Ее характеризуют такими параметрами, как точность размеров, точность формы и шероховатость поверхности. На практике точность обработки определяют отличием (погрешностью), т. е. отклонением параметров готовых деталей от заданных величин. От точности обработки зависят взаимозаменяемость деталей, прочность их соединений, удобство сборки и качество изделий и конструкций.

Взаимозаменяемость – это свойство изготовленных деталей обеспечивать сборку их в изделия без дополнительной подгонки. Взаимозаменяемость достигается при строгом соблюдении действующей системы допусков и посадок.

Допуском называют разность между наибольшим и наименьшим предельными размерами или абсолютную величину алгебраической разности между верхним и нижним отклонениями.

Развитие самостоятельности подростков при изучении основ конструирования и моделирования изделий из древесины на уроках технологии.

Учитель технологии: Пивоваров Д.В.

В нашей стране возник устойчивый спрос на самостоятельную, активную, инициативную личность. В общей психологии самостоятельность определяется как волевое качество личности, выраженное в умении по собственной инициативе ставить цель, находить пути ее достижения и практически выполнять принятые решения.

Развивать самостоятельность как качество личности непросто, поскольку нужно суметь создать такие условия, при которых у школьника появится желание созидать и уверенность в том, что ему удастся достигнуть поставленной цели. При этом необходимо учитывать тот факт, что дети сильно различаются по своим интересам, активности, инициативе и т. д. Поэтому технология развития самостоятельности должна строиться поэтапно и сам процесс развития будет достаточно продолжительным.

Образовательная область «Технология» открывает большие возможности для развития самостоятельности школьников благодаря следующим ее особенностям: во-первых, наряду с усвоением теоретических знаний значительная роль отводится самостоятельной созидательной деятельности учащихся; во-вторых, содержание предмета и его направленность на созидательную деятельность позволяет осуществить связь урочной и внеурочной работы. Таким образом, развитие самостоятельности школьников может осуществляться поэтапно: на уроке, при изучении факультативного курса, в творческом объединении.

На уроке, прежде всего, решаются задачи обязательного для всех школьников учебного курса «Технология». Развитию самостоятельности учащихся способствует применение метода проектов. Действительно, основные этапы проектирования - определение потребности и формулировка задачи, выработка идей и проведение исследования, выбор и проработка одной идеи, изготовление изделия - позволяют учащимся приобрести навыки самостоятельной деятельности.

Проектирование - процесс интересный и увлекательный для школьников. Они испытывают удовлетворение не только от результатов своей работы, но и от сознания, что работа выполнена самостоятельно, от ощущения собственной значимости. Роль педагога заключается в оказании помощи и создании условий для успешной деятельности школьников с учетом их интересов и подготовленности.

На уроках технологии учащиеся выполняют до четырех учебных проектов в год, охватывающих все разделы программы. Это позволяет совершенствовать познавательную и преобразовательную деятельность школьников, добиваться высокого уровня развития их личностных качеств.

В процессе обучения школьники достигают все более высокого уровня самостоятельности; задачи, стоящие перед ними, усложняются; содержание проектов расширяется. Например, на начальном этапе обучения по методу проектов школьники в процессе исследования изучают самые простые технологии производства и орудия труда, узкие области их применения, основные свойства материалов. Постепенно круг задач расширяется, и учащиеся уже без помощи учителя ставят цели, планируют свою деятельность, изучают методы промышленного производства, подробно рассматривают экологические вопросы. Все больше развивается способность учащихся сопоставлять теоретические положения и конкретные действия. К концу 8 класса 35% школьников достигают высокого уровня самостоятельности, 53% учащихся находятся на среднем уровне, остальные все еще нуждаются в помощи учителя и товарищей, испытывая затруднения в принятии самостоятельных решений. Таким образом, можно говорить о том, что на уроках, где использование метода проектов позволяет отказаться от традиционного обучения без определения учащимися цели и значимости выполняемой работы, мы достигаем только частично поставленной перед нами задачи по развитию самостоятельности как качества личности.

Обучение подростков навыкам самостоятельной работы при изучении технологии.

В современной жизни необходимо не только вооружать учащихся знаниями и умениями, но и вырабатывать готовность самостоятельно их пополнять. Поэтому очень важно обучать детей умениям и навыкам самостоятельного учебного труда и прежде всего умению работать с конспектом. Именно с него и начинается их обучение основным приемам самостоятельной работы. Как правило, не все дети имеют ясное представление о рациональных приемах работы по записыванию основного главного. Работа над конспектом, является творческим процессом. Необходимо при этом и проявить волю, заставить себя работать. Следует обучать детей вначале прислушиваться, а потом выбирать основное главное, что поможет восстановить весь материал, только после этого можно учить записывать содержание нового материала. Важно приучать детей широко использовать в конспектах заголовки, перечисления, выделять названия, определения. Конспект - это краткое письменное изложение содержания текста.

Изучая раздел "Декоративно-прикладное творчество» (пиление строгание), обязательно составляем технологическую карту. Дети учатся не только читать, но и составлять схемы рисунков, затем последовательность изготовления изделия.

Надо стремиться к тому, чтобы уроки пробуждали у детей любознательность, стремление к расширению своего кругозора путем самообразования, внеклассных занятий. Примером может служить выполнение проектов.

По моему мнению, заслуживают более высокой оценки устные ответы и письменные работы, в которых умело и к месту используется внеурочная информация, полученная за пределами учебника. При такой взаимосвязи классной и внеклассной работы уроки будут стимулировать творческую деятельность учеников, расширение и углубление знаний в интересующих их областях, а сообщения о результатах внеурочной деятельности будут способствовать расширению кругозора всех учеников класса, развитию их любознательности. При изучении раздела «Декоративно-прикладное творчество» мы, конечно, берем за основу учебник, но в основном всем нравится работать с дополнительной литературой.

Говоря о требованиях к содержанию урока, нельзя забывать о дидактическом принципе доступности. Но доступное - не значит легкое. Слишком легкий материал не требует усилий воли и мысли детей, не вызывает у них интереса к изучаемому материалу, не способствует умственному развитию. Поэтому речь должна идти об определении меры посильной трудности содержания каждого урока. А эта мера не одинакова для всех ребят. Отсюда вытекает требование индивидуального подхода при подборе содержания заданий для самостоятельной работы ребят на уроке. Так, например, более сильным ученикам дать составлять более сложные технологические карты, постепенно усложняя их, поручить более сложные доклады, более трудные проекты, обеспечивая при этом усвоение обязательного материала всеми обучающимися. Учитель имеет возможность варьировать содержание самостоятельных работ, чтобы сильные ученики не топтались на месте, а слабые не отставали от общего движения класса.

Основы конструирования и моделирования изделий из древесины

Конструирование - это один из этапов создания изделия. («Конструкция» - в переводе с латинского означает «устройство».)

Конструирование является частью проектирования и будет необходимым элементом вашего будущего творческого проекта.

Обычно конструирование начинают со зрительного представления изделия, составления его эскизов, технических рисунков, чертежей.

Затем подбирают необходимые материалы.

Далее изготавливают опытный образец изделия или само изделие, испытывают его на прочность и работоспособность, дорабатывают с учетом недостатков, и так повторяют многократно, от одного варианта к другому, до создания наилучшего изделия согласно его назначению.

Перед разработчиком (конструктором) в процессе конструирования возникает множество вариантов изделия. Многовариантность в конструировании называют вариативностью. Вариативность присуща как конструкции изделия, так и его внешнему виду - дизайну. (Слово «дизайн» в переводе с английского означает «замысел, проект, рисунок».) В узком смысле дизайн - это художественное конструирование изделия. На рис. 25 приведена вариативность конструкторских решений декоративной кухонной доски.

Красивое и модное изделие, продуманное с точки зрения технической эстетики (красоты), простоты и безопасности обслуживания и эксплуатации, имеет повышенный спрос и ценится дороже. Вот почему прорабатывают множество вариантов изделия, пока не найдут наиболее подходящий. Так появились различные конструкции столов, стульев, кресел и других изделий из древесины.

Наконец, изделие должно быть технологичным (простым) в изготовлении, прочным, надежным и экономичным.

Технологичным считают изделие, изготовленное с наименьшими затратами времени, труда, средств и материалов.

Прочное изделие воспринимает заданную нагрузку без разрушения.

Надежное изделие служит безотказно в течение длительного срока.

Экономичным считают из конструкторских решений изделие, которое при использовании не требует дополнительных расходов. Технологичность, прочность, надежность и другие свойства являются и основными принципами конструирования, изготовления и эксплуатации изделий.

Все выше перечисленные необходимые свойства изделия составляют его качество. Качественное изделие прочно и надежно в работе, удобно в эксплуатации.

При конструировании изделий весьма важно подобрать для них нужные материалы, чтобы изделие было прочным и дешевым, легко и быстро изготавливалось, соответствовало всем предъявляемым к нему требованиям.

При изготовлении нескольких деталей из одной заготовки важно, чтобы их получилось как можно больше и чтобы они были прочными. Например, неэкономично изготавливать изделия из доски, как показано на рис. 26, а. Если взять схему разметки раскроя, приведенную на рис. 26, б, то все изделия будут бракованными (непрочными), так как их ручки отколются по волокнам. По схеме раскроя, (показанной на рис. 26, в), верхнее изделие также будет бракованным. Но если заготовкой будет фанера, то наибольшее количество изделий получим по схеме разметки, изображенной на рис. 26, в.

Одним из приемов конструирования является моделирование изделий. Моделью называют уменьшенный или увеличенный образец (копия) изделия, который изготавливают, чтобы понять его устройство и принцип действия. («Модель» - от латинского «мера, образец, норма». «Копия» - от латинского «множество».)

Все вы с детства любите строить модели зданий, автомобилей, тракторов, лодок и кораблей, бумажных самолетиков. А это и есть как раз модели существующих сооружений и машин. Изготовленные вами модели могут передвигаться, плавать, летать.

Модели, как и настоящие изделия, изготавливают по эскизам, техническим рисункам и чертежам.

На рис. 27 представлены деревянные модели (игрушки) трактора и автомобиля.

Практическая работа

Конструирование простейших изделий из древесины

1. Сконструируйте несколько вариантов одного и того же изделия из древесины по заданию учителя.

2. Выполните технические рисунки лучшего изделия и чертежи его деталей.

3. Продумайте, будет ли ваше изделие обладать достаточной прочностью, надежностью; будет ли оно технологичным?

4. Какое значение имеет моделирование для разработки вашего творческого проекта?

Новые термины: Вариант, вариативность, дизайн, технологичность, прочность, надежность, экономичность, качество, свойство, модель.

Литература:

1. Горностаева З.Я Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открыт. школа. – 1998. - №2 С.38-42.

2. Данилов М.А. Воспитание у школьников самостоятельности и творческой активности в процессе обучения. – М.: Просвещение, 1978. – 82с.

3. Дёмин. М.В. Труд и игра как виды и аспекты человеческой деятельности. Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. -1983. С.22 - 25.

4. Есипов. Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. - М.: Учпедгиз 1961. - 127с.

5. Жиделев. М.А. Методы обучения трудовым действиям. - М.: Высшая школа 1972. - 95с.

6. Жарова Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся - М.: Посвет 1982. - 73с.